Многогранный рынок
Современная ситуация на рынке моторных лодок и катеров, поставляемых госзаказчикам, во многом определяется наследием существовавшего в советское время и 1990-е годы конструкторского бюро "Редан". Выходцы из него в 2000-е организовали собственные компании, естественным образом "распределив" сферы деятельности. В силу профессиональных компетенций кто-то занялся исключительно надувными лодками из ПВХ, кому-то ближе оказалась концепция RIB - жестконадувных судов, другие сконцентрировались либо на алюминиевых, либо на композитных катерах.
Каждое из предприятий создало свою линейку продукции и твердо отстаивало правильность примененных в ней конструктивных решений. Заказчики вынуждены были выбирать катер, наиболее подходящий, но не идеальный для своих задач.
Анализ опыта эксплуатации катеров в различных российских ведомствах, проведенный Mil.Press FlotProm, показывает, что стандартизировать потребности и создать универсальный "катер для всех" не получится. Слишком сильно различаются задачи и модели применения.
Например, у специалистов одной из опрошенных спасательных станций МЧС есть потребность транспортировать катера до места спуска на воду на автомобильном прицепе. Это смещает приоритеты от ходовых качеств в сторону снижения массы и уменьшения габаритов судна.
У специалистов Росрыболовства удалось выяснить, что в их условиях мореходные качества моторных лодок полностью раскрыть невозможно. Напротив, килеватые мореходные лодки неудобны для работы на мелководье и при высадках на побережье. А основным приоритетом остается скорость, позволяющая преследовать современные быстроходные катера браконьеров.
У Морспасслужбы, в свою очередь, есть задачи буксировки бонов. Это, как утверждают сотрудники, требует тяжелого катера, иногда с дополнительным балластом.
Аналогично противоречивы мнения относительно материала корпуса катера. Композиты, несмотря на широкое распространение, до сих пор вызывают у эксплуатантов вопросы по поводу их ремонтопригодности. "Алюминиевую лодку я сам смогу починить, в конце концов чопик забить, чтобы течь уменьшить. А в пластик, если я попробую чопик забить, трещина все больше и больше будет расходиться", - таково типичное мнение госслужащих во время опроса Mil.Press FlotProm.
С другой стороны, встречаются случаи недовольства эксплуатационными качествами алюминия. Одно из ведомств столкнулось с сильной электрохимической коррозией алюминиевого борта при хранении на пирсе. "Отгнивают целые листы", - охарактеризовал ситуацию собеседник издания.
При этом зачастую решения о закупках катеров принимаются в Москве, без учета мнения тех, кто эти самые суда будет эксплуатировать. Очевидно, что это приводит к снижению эффективности выполнения задач по предназначению.
Поворот к эксплуатанту
Летом 2020 года в эфире Mil.Press TV один из производителей катеров подчеркнул, что, по его мнению, лучший способ для заказчика выбрать катер - провести среди конкурентов сравнительные испытания в морских условиях, "не выбирая погоду".
Немногим позже редакция Mil.Press FlotProm задала вопрос генеральному директору Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) Анатолию Русину о том, насколько были бы эффективны такие испытания. На это руководитель предприятия подчеркнул, что задачи, под которые каждое предприятие создает катер, могут отличаться настолько, что прямое сравнение в одних единственных условиях окажется бесполезным.
В декабре 2020 года направление КМЗ "Проф катера" отметило свой первый день рождения. Предпроектные работы по созданию маломерного флота для госзаказчиков велись на предприятиях с 2017 года, но серийное производство стартовало всего 12 месяцев назад. Предприятие задействовало для нового направления две площадки в Ленинградской области, создав на их базе два производства: алюминиевое и композитное.
Сегодня КМЗ демонстрирует подход к коммуникации с заказчиком, ориентированный прежде всего на его потребности и модели применения. Например, строительство головного катера ПК1200 проекта 04190 на всех этапах производства лично курировали будущие эксплуатанты из МЧС Карелии.
Аналогично гибко специалисты предприятия подходят к выбору материала для производства корпуса. Как рассказал Mil.Press FlotProm главный конструктор направления "Проф катера" Дмитрий Бабин, сейчас сроки производства композитного и алюминиевого корпуса на КМЗ абсолютно одинаковы. Это достигнуто за счет применения технологии вакуумной инфузии на композитном участке. Например, сейчас завод строит два катера РК-600. Они займут свое место на борту строящихся отечественных ледоколов. У этих катеров корпус и надстройка выполнены из композитов.
Еще одно сочетание двух материалов пока что находится на стадии испытаний. Перед конструкторами КМЗ стоит задача повысить баллистическую стойкость корпусов. Запрос на это есть прежде всего со стороны силовиков, в частности ССО. "У нас есть опыт создания бронепластика, где мы в состав композита внедряем металлы. На испытаниях ставили два алюминиевых листа и для сравнения наш бронированный композит в сочетании с алюминиевым листом. При выстреле из "Сайги" два алюминиевых листа пробивало насквозь, а при сочетании композита и алюминия пуля застревала", - объяснил Дмитрий Бабин.
Важным преимуществом композитных материалов на КМЗ считают их способность гасить вибрации от пропульсивной установки и ударов корпуса о воду. Да и ремонт стеклопластикового корпуса, по мнению специалиста, проблем не вызывает. "Существует стандартный набор – так называемая походная аптечка композитного ремонта. Это смола, несколько кусков стеклоткани, отвердитель, валики и гель, которым это все сверху покрывается", - объяснил он.
Тем не менее, подавляющее число заказов на сегодняшний день составляют катера из алюминия. По состоянию на декабрь 2020 года на КМЗ строятся 53 катера разных проектов, предназначенные для госзаказчиков. В работе задействованы более 80 конструкторов и производственных рабочих на двух площадках в Ленинградской области - в Зимитицах и Назии. Количество специалистов будет расти и в 2021 году, заверили Mil.Press FlotProm на предприятии. Конкуренция за кадры в северо-западном регионе на фоне развития судостроения обострилась, поэтому КМЗ открыл собственный учебный центр.
"Предприятие мотивировано, чтобы приходящие сотрудники, вне зависимости от стартовой квалификации, здесь обучались, наращивали компетенции", - объяснил Дмитрий Бабин.
Путь к укрупнению
Сегодня направление "Проф катера" сформировало портфель заказов до 2023 года. Дальнейшая перспектива - рост водоизмещения строящихся судов. В 2020 году предприятие получило заказ от "Речводпути" на 13 обстановочных судов проекта 3050.1А. Их проектант - ГЦКБ "Речфлота", петербургское предприятие выступает только как верфь-строитель. Длина судов достигает 27,6 метра, водоизмещение - 75 тонн. Еще одно отличие этого заказа: строительство обстановочных судов ведется под контролем Речного регистра, тогда как катера КМЗ строит под требования ГИМС МЧС.
Другой новинкой, которую КМЗ представит уже в 2021 году, станут спасательные шлюпки закрытого типа вместимостью до 68 человек.
Одним из ключевых преимуществ своей продукции на КМЗ считают возможность использования отечественного пропульсивного комплекса. Соответствующие запросы КМЗ уже направил потенциальным производителям, сообщил Mil.Press FlotProm руководитель одного из предприятий, претендующих на этот заказ.