Видеодневник инноваций ВПК
Баннер
Секреты новой амфибии

Раскрыты секреты
новой амфибии
"Дрозд"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

ТОП-10: главные новинки выставки "Нева-2021"
Тема: Промышленность

Раз в два года на выставке-конференции "Нева" российские корабелы могут представить свои достижения, найти новых партнеров и обсудить проблемные вопросы. Редакционный совет Mil.Press выбрал наиболее интересные новинки и разработки отечественных судостроителей. Среди них – программные решения для моделирования как конкретных объектов, так и технологических процессов, судовое электрооборудование, транспортные системы для судостроительных предприятий, оборудование для выявления дефектов материалов, установки очистки балластных вод и др. Перспективные проекты и технические решения найдут применение как на гражданских судах, так и в военном флоте, а некоторые – поспособствуют диверсификации производства российских верфей.

Установки очистки балластных вод


Сразу две новые системы обеззараживания балластных вод представит на "Неве-2021" машиностроительное предприятие "Винета". Одна из них обеспечивает обеззараживание с помощью ультрафиолетового излучения, а другая – методом озонирования.

Система управления судовыми балластными водами СУБВ-УФ предполагает двухэтапный процесс. На первой ступени установлен механический фильтр с автоматической непрерывной промывкой. Он позволяет гарантированно отделить микроорганизмы размером более 15 мкм. После этого балластные воды обрабатываются ультрафиолетовым излучением в соответствии с правилом D2 MEPC.300(72). Для этого используются лампы среднего давления, что, по словам создателей, значительно уменьшает габаритные размеры блока и снижает трудозатраты при обслуживании установки. Производительность системы – от 160 до 1000 м3/ч.

Установка управления балластными водами СУБВ

В другой перспективной системе СУБВ реализована обработка поступающей забортной воды озоном, который вырабатывается непосредственно на установке. За счет этого функционирование СУБВ не требует проведения промывок, то есть нет необходимости держать на борту химические реагенты. Электроды озонатора рассчитаны на 15 лет работы, поэтому сменные запчасти также возить не нужно. Производительность установки – от 160 до 3000 м3.

Обе системы запитываются от сети переменного тока с напряжением 380 В и частотой 50 Гц.

Эти разработки предприятия "Винета" могут рассматриваться как отечественная альтернатива продукции импортных производителей GloEn-Patrol, Alfa Laval и Panasia.

Щит питания с берега для ледоколов проекта 22220 типа "Арктика"


Разработанный компанией "Новая ЭРА" щит питания с берега (ЩПБ) предназначен для установки на универсальные атомные ледоколы проекта 22220 типа "Арктика". Он служит для приема электроэнергии от берегового источника напряжением 3–400 В частотой 50 Гц током до 2500 А, передачи электроэнергии на аварийное судно или для передачи электроэнергии берегового источника на другой ЩПБ.

Атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"

По данным создателей, ток сборных шин – 3000 А, ожидаемый ударный ток – 290 кА.

Климатическое исполнение щита ОМ4.1 предполагает использование в закрытом помещении с вентиляцией и отоплением. Рабочий температурный диапазон – от плюс 15 до 35 °С, предельный – от плюс 1 до 40 °С.

Габаритные размеры ЩПБ – 2450×600×1850 мм. Заявленный срок службы – 40 лет.

Теплоизоляционные панели для криогенной изоляции


Компания "Регент Балтика" представит на "Неве-2021" полномасштабные образцы теплоизоляционных панелей "РБ-2".

"Эта разработка сделана в 2021 году. Она продолжает нашу многолетнюю успешную деятельность в сфере пенополиуретановых технологий, – рассказали создатели. – Представленные на выставке образцы станут основой для российской системы удержания СПГ-груза на судах-газовозах".

Как рассказали разработчики, "РБ-2" – продолжение развития системы "РБ-1" для теплоизоляции вкладных танков (топливных баков) и иных конструкций, требующих создания внешнего теплового контура.

Отметим, что из 98 гражданских проектов морских и речных судов, проектирование которых в России велось в 2020 году, 10 разработок двухтопливных судов предусматривали возможностью работы на СПГ.

Впрочем, в международном опыте есть пример использования СПГ и в военных целях. Так, в составе береговой охраны ВМС Норвегии с 2009–2010 годов несут службу три патрульных корабля класса "Баренцав" (Barentshav), работающие на СПГ.

Разъездной катер "900"


Машиностроительное предприятие из Ленобласти "Винета" впервые представляет разъездной катер "900" проекта 04250. Это дальнейшее развитие перспективной многофункциональной платформы катамарана МПК-9.6, которую "Винета" презентовала на Международном военно-морском салоне МВМС-2019 в Петербурге. В отличие от МПК-9.6 новинка выполнена с традиционными V-образными обводами.

Разъездной катер "Винета 900" (проект 04250)

По словам разработчиков, катер предназначен для патрулирования акватории порта и прилегающих водных районов в прибрежной зоне, приема и высадки людей, передачи грузов с катера на суда в акватории порта и в прибрежной зоне на необорудованное побережье.

Катер оснащен стационарным дизельным двигателем отечественной разработки, который маринизировали специалисты "Винеты".

Одним из основных достоинств катера "900" конструкторы называют водометный движитель. У подавляющего большинства российских ведомственных заказчиков используются катера с одновальным движителем. Зачастую такие катера поставляются без оснащения транцевыми плитами, что приводит к ходовому крену в результате вращения винта и необходимости размещения компенсирующего балласта на одном из бортов. Водометный движитель – даже в одновальном исполнении – нивелирует это явление.

Разработчики подчеркивают, что по ключевым компонентам – корпус, двигатель, водомет – это отечественная разработка.

Комбинированное моделирование техпроцессов в судостроении


На конференции "Судостроение 4.0. Цифровые верфи будущего" исполнительный директор представительства ESI Group в России Вячеслав Котов представит концепцию применения гибридного моделирования техпроцессов в стапельном этапе судостроения. Данный метод, комбинирующий принципы цифрового и виртуального двойников, позволяет использовать лучшие черты каждого из них.

Цифровой двойник – это представление реального действующего изделия на основе информации, получаемой от его сенсоров и датчиков, а виртуальный – математическая или системная модель реального объекта с максимально проработанными физикой процессов внутри изделия и взаимосвязями между ее элементами.

"Виртуальная модель в силу ограничений математического аппарата не может учесть все процессы и взаимосвязи элементов реального объекта и изначально имеет определенную погрешность. Цифровой двойник в свою очередь за счет использования реальных данных позволяет уточнить математическую модель виртуального двойника и нивелировать ограничения математического моделирования", – объясняет Вячеслав Котов.

По его словам, новый подход позволяет перейти от теоретически рассчитанного и заложенного жизненного цикла к операционному жизненному циклу, который учитывает условия эксплуатации изделия.

Среда трехмерного проектирования Model Studio CS


Группа компаний CSoft расскажет на "Неве-2021" о возможностях комплексной системы трехмерного проектирования Model Studio CS, разработанной на российской платформе nanoCAD для моделирования объектов различной сложности. По словам создателей, Model Studio CS предоставляет возможности администрирования и централизованной настройки параметрической графики по образцу, шаблонов оформления документации, атрибутов для экспорта при сборке информационной модели.

Моделирование в системе Model Studio CS

Model Studio CS обеспечивает возможность совместной работы проектировщиков различных областей и других специалистов. Кроме того, она позволяет собирать данные из внешних ссылок других программ и легко подгружать оборудование с сайтов заводов-изготовителей. Удобные инструменты создания типовых узлов и конструкций обеспечивают эффективное развитие технологий типизации и унификации.

Решения на основе продуктов Model Studio CS могут применять на машиностроительных и металлургических заводах, объектах гражданского назначения, в инфраструктуре воздушного и морского транспорта, на горнодобывающих и нефтегазовых предприятиях, в химической и пищевой промышленности, на объектах специального назначения, в электро- и атомной энергетике.

Model Studio CS работает в комплексе с базой данных CADLib Проект. Это инструмент управления 3D-проектом, позволяющий объединить в едином информационном пространстве комплексную трехмерную модель объекта строительства, документацию, спецификацию, календарный план и любую другую информацию об объекте.

CADLib Проект представляет собой единую базу, содержащую всю информацию о данном объекте: модели оборудования (технологического, электрического и др.), фундаменты под опоры и оборудование, изоляторы, колонны, ОПН, опоры ВЛЭП, гирлянды и т.д.

Комплекс обнаружения дефектов в структуре материала


В программно-аппаратном комплексе "Цифракон" для обнаружения дефектов в структуре материала методом цифровой радиографии выполняется просвечивание на плоскопанельный детектор. Как заявляют разработчики из компании "Неразрушающий контроль", комплекс подходит для контроля кольцевых соединений труб и водоводов диаметром от 20 до 2200 мм с радиационной толщиной до 100 мм по стали.

Комплекс "Цифракон" для обнаружения дефектов в структуре материала

"Цифракон" работает в паре с промышленным рентгеновским аппаратом любого типа: импульсным, полупериодным и постоянного тока. Детектор устанавливается за объектом, по той же схеме, что и пленка или запоминающие пластины, с той разницей, что детектор не изгибается по форме объекта. Рентгенаппарат располагается по оси выхода пучка излучения, проходящей через контролируемый участок перпендикулярно детектору.

Рентгеновское излучение, проходя через материал ослабляется и модулируется в соответствии с распределением плотности в его внутренней структуре. Графическая информация о внутреннем строении объекта вместе с излучением попадает на чувствительный слой детектора, называемый сцинтиллятором. В нем происходит преобразование энергии рентгеновских фотонов в видимое изображение, принимаемое светодиодной матрицей. Далее происходит оцифровка снимка и передача его в программную оболочку.

Дефектоскопист ведет сканирование с планшета или ноутбука, в зависимости от комплектации. Программа умеет измерять интенсивность в любой точке изображения, вычислять линейные размеры дефектов и расстояние между ними, определять их площадь и измерять толщину металла. Специальные алгоритмы помогут обнаружить слабоконтрастные, малоразмерные дефекты. Расшифровка результатов занимает в среднем 1 минуту.

Создатели уверяют, что в сравнении с пленочными системами "Цифракон" позволяет увеличить производительность контроля в десятки раз: дефекты определяются на месте, за меньшее время экспозиции и при меньшей дозе. За счет этого снижается рентгеновская нагрузка на людей и увеличивается срок службы оборудования. Необходимость в расходных материалах отпадает, а себестоимость работы снижается.

Системы транспортировки судов для верфей


Для судостроительных и судоремонтных предприятий компаний "Технорос" предложит на выставке "Нева-2021" две разработки.

1 / 2

Системы транспортировки судов и подводных лодок позволяют перемещать объекты массой до 50 тысяч тонн. Они снабжены самоходной гидравлической насосной станцией с электрическим/дизельным приводом и автоматизированным пультом управления. Допускается оснащение поворотными или неповоротными стапельными тележками.

Вертикальные судоподъемники для спуска и подъема судов и подводных лодок рассчитаны на грузоподъемность до 40 тысяч тонн. Они оснащены автоматизированной системой управления. Допускается продольная и поперечная накатка объекта на подъемную платформу. Предусмотрена полуавтоматическая система ввода/вывода и позиционирования судов.

"Нева-2021" пройдет в петербургском КВЦ "Экспофорум" с 21 по 24 сентября. Общая площадь выставочных стендов составит 30 000 м2. По оценке организаторов мероприятия, в нем примут участие около 500 российских и зарубежных компаний, в их числе – крупные судостроительные и судоремонтные предприятия, производители оборудования, лизинговые и консалтинговые фирмы, отраслевые ассоциации и институты развития, инвестиционные фонды и ведущие банки, предприниматели и бизнесмены из России, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Украины, Германии, Франции, Голландии, Норвегии, Финляндии, Испании, Италии, Исландии, Польши, Греции, Хорватии, Эстонии, Латвии, Литвы, Турции, Южной Кореи.