Арбитражный суд Москвы отказал Минобороны РФ во взыскании с Ленинградского судостроительного завода "Пелла" неустойки в 223,06 млн рублей за просрочку поставки опытового судна "Ладога". Как сообщили Деловому Петербургу источники в отрасли, именно этот госконтракт мог ухудшить финансовое положение предприятия.
Это первое серийное судно проекта, головное – "Селигер", построенное на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" – передали заказчику в декабре 2012 года. Первоначально "Ладогу" планировали сдать в ноябре 2016 года, однако в итоге судно ввели в строй в сентябре 2018 года.
В ходе рассмотрения дела "Пелла" заявила, что невозможность поставки судна в срок обусловлена поведением самого истца, а также обстоятельствами непреодолимой силы.
Как выяснилось в процессе рассмотрения дела, на момент заключения контракта с "Пеллой" ответчик решил улучшить эксплуатационные качества судна. Проектанту – ЦМКБ "Алмаз" – поручили переработать технический проект. Таким образом, в заключенном контракте с "Пеллой" он был уже неактуальным. Откорректированная же проектная документация "была полностью переработана и, по сути, являлась новой", говорится в опубликованной мотивировочной части определения суда. Проект в полном объеме верфи передали в феврале 2016 года.
На основе этих и других обстоятельств суд согласился с доводом "Пеллы" о том, что "в процессе исполнения контракта, фактически по инициативе истца, произошло изменение предмета контракта, – в результате чего на ответчика была возложена обязанность по строительству уникального судна, не имеющего прототипа".
В 2016 году верфь заручилась заключением Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о том, что она не может своевременно исполнить госконтракт из-за обстоятельств непреодолимой силы.
В свою очередь Минобороны решило расторгнуть этот контракт. Ведомство также поручило подготовить проект нового госконтракта: на строительство двух опытовых судов проекта 11982 "Ладога" и "Ильмень", со сроком сдачи во втором квартале 2017 года. "Истец, как это очевидно следует из протокола, не имел намерений принимать от ответчика товар по контракту, поручив своему структурному подразделению подготовить новый контракт, по новой цене и с новым сроком поставки", – отмечается в материалах дела.
Однако сделать это ведомству не удалось. Согласовать и зарегистрировать цену на новый госконтракт отказалась Федеральная антимонопольная служба. В дальнейшем заказчик решил продолжить работу по действующему контракту, сдвинув срок сдачи на второй квартал 2018 года. Компенсировать деньги на строительство "Пелле" планировалось по ее фактическим затратам. "Ладогу" передали заказчику 30 сентября 2018 года.
По косвенным данным, получить доплату за строительство опытового судна "Пелле" пока не удалось. Весной 2021 года судостроители дошли до губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Он обратился к председателю правительства РФ с просьбой поручить уполномоченным органам разработать и реализовать план урегулирования задолженности, рассказали "ДП" в экономическом блоке правительства региона. Других подробностей в местном правительстве не сообщали.
Параллельно с этим в суде разворачивается еще один процесс, предположительно связанный как раз со взысканием этих фактических затрат. В декабре 2021 года "Пелла" подала иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании с Минобороны 2,04 млрд рублей. Он принят к рассмотрению, предварительное заседание по делу назначено на 26 января 2022 года.
По информации "ДП", в 2020 году финансовое положение "Пеллы" ухудшилось: она завершила прошлый год с 19%-м снижением выручки и убытком 1,1 млрд рублей (ранее предприятие генерировало небольшую, но прибыль). В 2021-м верфь столкнулась с проблемой выплаты зарплат рабочим, появилась также информация, что одна из площадок "Пеллы" может быть продана группе "Норебо".