Основные предприятия Северо-Запада, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), по итогам 2020 года увеличили убыток. При этом, как отмечает Коммерсант, по сравнению с 2019 годом, когда прибыль зафиксировали только "Адмиралтейские верфи", прошлый год без убытка закончила "Северная верфь". Оба завода специализируются на гособоронзаказе.
В 2020 году "Балтийский завод" представил программу финансового оздоровления на период 2020–2027 годов. Согласно документу, чистая прибыль в финансовой модели предприятия прогнозируется с 2023 года. Перспективный продуктовый портфель до 2027 года составляет 257,5 млрд рублей, в том числе объем выручки по уже полученным заказам – 173,6 млрд, а по перспективным – 83,9 млрд. Завод строит пять атомных ледоколов проекта 22220 с планируемым окончанием работ в 2026 году и засекреченное изделие J6.
Еще одна верфь, в отношении которой аудиторы выражают сомнения в непрерывности деятельности, – "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ). Он собрал один из самых крупных портфелей заказов по строительству рыболовных судов, а в прошлом году впервые начал выполнять работы по военному заказу. За 2020 год верфь увеличила убыток на 15%, до 2 млрд рублей, выручка предприятия сократилась на 10%, до 4,6 млрд рублей.
Выручка калининградского завода "Янтарь", основную загрузку которого составляют военные заказы, в 2020 году выросла на 20% до 11,3 млрд рублей. Убыток сократился, составив 1,7 млрд рублей против 2,7 млрд годом ранее.
"Северная верфь", в последние годы значительно расширившая гражданский портфель, получила по итогам 2020 года чистую прибыль в размере 173,3 млн рублей против убытка годом ранее. Выручка завода за прошлый год сократилась на 28%, до 14,9 млрд рублей.
Выручка "Адмиралтейских верфей" превысила 39 млрд рублей против 35 млрд годом ранее, сообщил "Коммерсанту" заместитель генерального директора по экономике и финансам Сергей Юрчук. По его словам, финансовые показатели 2021 года будут сопоставимы с предыдущим. Чистая прибыль за отчетный период выросла почти в два раза, составив 3,5 млрд рублей.
Начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский предупредил, что в ближайшей перспективе на результаты верфей повлияет скачок цен на сталь (рост составляет около 60%), одного из ключевых компонентов судостроительной отрасли. Верфи не могут компенсировать такое колебание стоимости и ни один заказчик не пойдет на пересмотр договора, пояснил он.
"Без правительственной поддержки и продвижения механизма прямых закупок у производителей стали со скидкой, как это было сделано для строительной отрасли, законтрактованные проекты судостроителей, находящиеся в стадии реализации, могут оказаться убыточными", – считает эксперт. По его словам, цикл строительства судна в среднем составляет около трех лет, что позволяет предприятиям по окончании этого периода показывать положительные результаты в отчетности, но в текущем году этого не произойдет, многие компании останутся убыточными и увеличат заимствования. Улучшить положение в отрасли могли бы анонсированные государством инфраструктурные бюджетные кредиты, а также докапитализация верфей со стороны ОСК.