Также отмечается тенденция на проектирование сухогрузов размерности "Волго-Дон макс" с носовым расположением надстройки. В отчетном периоде представлено четыре таких проекта, находящихся на этапах концептуального и эскизного проектирования. Это связано с предполагаемым изменением логистических цепочек с использованием судоходного звена.
Из числа присутствовавших на российском рынке иностранных КБ-проектантов морской и речной техники, полностью свернул свою деятельность только один бренд. Одно из зарубежных КБ для снижения санкционных рисков предполагает смену верфи-строителя своих проектов.
По одному проекту, созданному в России и планируемому к строительству на зарубежной верфи, в I квартале 2022 года инициирован процесс "возвращения в родную гавань".
Зарубежные верфи, где традиционно строится часть коммерческого флота для российских заказчиков, начали проверять всю цепочку кооперации для исключения санкционных рисков. В этом случае преимущества получают участвующие с российской стороны малые КБ, которых не коснулось прямое попадание в санкционные списки.
При этом малые КБ со среднесписочной численностью персонала 10–50 человек продолжают увеличивать свою долю рынка. Если в 2021 году на них приходился 41% проектов, то в I квартале 2022 года – уже 45%.
Обратной стороной работы с малыми КБ становится их неготовность оперативно перепроектировать суда в условиях запрета на поставки комплектующих европейского производства. Стандартным решением для таких проектантов становится обращение к комплексным поставщикам, которые предлагают в основном наборы оборудования китайского производства или так называемые "российско-китайские комплектующие" с минимальной степенью локализации. И напротив, крупные КБ имеют ресурсы для проработки каждой позиции мейкерс-листа с российскими производителями.
Справка
Аналитическая сводка подготовлена на основе данных ежеквартальных отчетов "Диверсификация: опережающий мониторинг". Это уникальный для судостроительного рынка проект, направленный на предоставление преимуществ предприятиям-производителям судового комплектующего оборудования перед поставщиками импортной продукции. В 2021 году программа охватила деятельность 65 конструкторских бюро, занимающихся проектированием судов гражданского назначения.
Дальнейшее развитие программы состоит в предоставлении российским предприятиям информации о потребностях зарубежных судостроителей. Таким образом предполагается стимулировать выход судового комплектующего оборудования РФ на экспорт в тех сегментах, где оно максимально конкурентоспособно и отвечает запросам рынка.
Ответственный за продукт – Сотнийчук Антон Святославович
+7 (812) 309-84-28 доб. 100
Об исполнителе исследования
Военная аналитическая группа Mil.Consulting в интересах обороноспособности РФ готовит для профильных департаментов открытую аналитику по отраслевой ситуации на предприятиях ОПК. В интересах добросовестных предприятий ВПК выполняются мероприятия по военному маркетингу и GR, поддержке диверсификации сбыта продукции.
В штате Mil.Consulting – собственные военные исследователи и аналитики, имеющие опыт работы с сотнями оборонных предприятий и обладающие множеством решений: от аналитических инструментов до мероприятий продвижения новой военной продукции. В год осуществляется более 10'000 прямых контактов с первыми лицами ВПК, руководителями предприятий, военными специалистами.
В интересах профильных департаментов проводится оперативный анализ (мониторинг) отраслей – дайджесты, скрининги, коммуникационное информирование первых лиц; тактический анализ (аналитические справки) – анализ состояния отрасли (количественный), скрининг поставщиков; стратегический анализ (аналитические прогнозы) – анализ тенденций и прогноз развития отрасли, анализ макросреды (ВЭД ПВН).
Для добросовестных предприятий ОПК осуществляется тактический анализ (аналитические справки) – поиск заказчиков (персонализированный), анализ потребностей заказчиков (качественный) и другое.
Условия предоставления информации размещены на сайте военной аналитической группы – Mil.Consulting.