Видеодневник инноваций
Баннер
Секреты безэховой камеры

Зачем нужны
исследования
в безэховой камере

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Аналитическая сводка: заказы на проектирование уходят в малые КБ
Тема: Промышленность

Аналитическая группа Mil.Consulting подвела итоги исследования рынка проектирования гражданских судов в России, в которое вошли 65 конструкторских бюро и 91 проект судна. В 2021 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом вдвое выросло количество новых проектов речной техники, а заказчики морской техники все чаще выбирают для размещения заказов узкоспециализированные КБ с небольшим штатом.

Стоимость нормочаса в крупнейших КБ толкает частных заказчиков судов к размещению заказа на проектирование в конструкторских бюро, специализирующихся на конкретном виде судов, например, рыболовном или техническом флоте. Механизм работы таких КБ с поставщиками комплектующего оборудования отличается от привычного. Стандартной практикой становится использование института комплексного поставщика, который становится полноценным участником процесса проектирования по своей специализации. Наиболее показательны примеры, связанные с комплексной поставкой элементов пропульсивного комплекса или судовых интерьеров.

Mil.Consulting

Значимость малых КБ со среднесписочной численностью персонала 10–50 человек подтверждается и тем, что они участвуют в заказах Минпромторга РФ на проектирование перспективных образцов морской и речной техники. Всего из 91 проекта, находившихся в работе у конструкторских бюро в 2021 году, 41% приходится на малые КБ. При этом еще в 2020 году на долю малых КБ приходилось всего 13% заказов.

При этом практика использования в качестве основы разработки зарубежных фирм, например, норвежские или исландские проекты рыбопромысловых судов, сходит на нет. Рыболовецкие компании получили необходимый опыт проектирования и строительства судов в России, что позволяет им четко формировать требования как к концептуальным особенностям заказов, так и к конкретному комплектующему оборудованию. Как результат – 12 новых проектов рыболовных и краболовных судов за год в работе у конструкторских бюро.

По направлению судов "река–море" продолжается тенденция на реализацию проектов для создание альтернативы серийным проектам "Морского инженерного бюро" ("МИБ"). Предлагаемые новинки характеризуются акцентом на применение отечественного комплектующего оборудования. Объем перспективной потребности в сухогрузах, согласно документам заказа на проектирование, оценивается не менее чем в 100 корпусов.

Перспективными направлениями проектирования в 2021 году стали автономные и опционально телеуправляемые суда (два проекта за год), в том числе для работы в портах, а также проекты с использованием водородной энергетики (два проекта). При этом проекты судов-электроходов уже становятся не будущим, а настоящим российского судоходства. Так, в настоящее время в России разрабатывают ряд пассажирских судов вместимостью до 200 человек, реализующих принцип электродвижения на базе аккумуляторных батарей. Всего за год в работе находились четыре судна-электрохода.

Беспокойство вызывают наиболее крупнотоннажные суда водоизмещением от 10 000 тонн, находящиеся на стадии проектирования. Большинство из них подразумевает серийное строительство и сроки передачи заказчику на рубеже 2025–2026 годов. Общий объем заказа превышает 11 корпусов, не считая 7 стоечных судов различного назначения. Сформированный портфель контрактов российских верфей может привести к размещению заказов на строительство данных судов на зарубежных предприятиях. Для российских производителей судового оборудования это фактически разрывает привычную механику получения заказа через связку "КБ–верфь". Возникает необходимость либо создавать связку "КБ–заказчик", либо начинать взаимодействовать с закупщиками иностранных верфей. При этом руководители отделов закупки тех зарубежных предприятий, которые уже получили российские заказы на строительство судов, выражают готовность отдавать приоритет оборудованию из РФ при условии одобрения КБ-проектанта и заказчика судна.

В то же время российские КБ-проектанты начинают нащупывать путь на экспорт в сегменте гражданского судостроения. Так, в 2021 году реализовывалось два экспортных проекта для Казахстана и Туркменистана.

Работающие по направлению импортозамещения производители комплектующего оборудования ищут новые заказы в направлении ремонта и модернизации. Этот рынок становится капиталоемким за счет реализации концепции "новое судно в старом корпусе". Так, одно из проанализированных КБ специализируется на серийной глубокой модернизации ярусоловов, которых начиная с 1970-х годов было построено более 300. Крупными заказами 2021 года по направлению "модернизация" также стали проекты НИС Российской академии наук, а также плавдоки предприятий Северо-Западного региона.

В анализируемом периоде появилось одно новое КБ, ранее занимавшееся только производством комплектующего оборудования и впервые получившее заказ на проектирование в 2021 году. Еще одно исследованное КБ разделилось на две отдельные компании, каждая из которых продолжила вести собственные проекты.

Справка


Аналитическая сводка подготовлена на основе данных ежеквартальных отчетов "Диверсификация: опережающий мониторинг". Это уникальный для судостроительного рынка проект, направленный на предоставление преимуществ предприятиям-производителям судового комплектующего оборудования перед поставщиками импортной продукции. В 2021 году программа охватила деятельность 65 конструкторских бюро, занимающихся проектированием судов гражданского назначения.

Дальнейшее развитие программы состоит в предоставлении российским предприятиям информации о потребностях зарубежных судостроителей. Таким образом предполагается стимулировать выход судового комплектующего оборудования РФ на экспорт в тех сегментах, где оно максимально конкурентоспособно и отвечает запросам рынка.

Ответственный за продукт – Сотнийчук Антон Святославович

+7 (812) 309-84-28 доб. 100

Об исполнителе исследования


Военная аналитическая группа Mil.Consulting в интересах обороноспособности РФ готовит для профильных департаментов открытую аналитику по отраслевой ситуации на предприятиях ВПК. В интересах добросовестных предприятий ВПК выполняются мероприятия по военному маркетингу и GR.

В штате Mil.Consulting – собственные военные исследователи и аналитики, имеющие опыт работы с сотнями оборонных предприятий и обладающие множеством решений: от аналитических инструментов до мероприятий продвижения новой военной продукции. В год осуществляется более 10'000 прямых контактов с первыми лицами ВПК, руководителями предприятий, военными специалистами.

В интересах профильных департаментов проводится оперативный анализ (мониторинг) отраслей – дайджесты, скрининги, коммуникационное информирование первых лиц; тактический анализ (аналитические справки) – анализ состояния отрасли (количественный), скрининг поставщиков; стратегический анализ (аналитические прогнозы) – анализ тенденций и прогноз развития отрасли, анализ макросреды (ВЭД ПВН).

Для добросовестных предприятий ВПК осуществляется тактический анализ (аналитические справки) – поиск заказчиков (персонализированный), анализ потребностей заказчиков (качественный) и другое.

Условия предоставления информации размещены на сайте военной аналитической группы – Mil.Consulting.
  • Новости по теме

  • Главное за 24 часа