Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), месяц назад перешедшая под управление банка ВТБ, – одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство. Об этом в интервью РБК заявил глава ВТБ Андрей Костин, недавно избранный председателем совета директоров ОСК.
По его словам, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а вся отрасль судостроения все время "на подсосе государства". У корпорации, по данным Костина, отсутствует единая достоверная финансовая отчетность, и надо брать каждое предприятие и судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности. Сейчас ВТБ в своих оценках ориентируется на мнение основных заказчиков – Минобороны РФ, "Росатома" и так далее. Банку дали полгода на проведение анализа финансовой деятельности ОСК.
РБК напоминает, что президент Владимир Путин еще год назад, в августе 2022 года, критиковал тогдашнего главу ОСК Алексея Рахманова за убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны.
"Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?" – спросил он в ходе совещания по судостроению, которое проводилось на фоне введения против России международных санкций из-за специальной военной операции на Украине.
К работе ОСК есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка, сказал глава государства уже спустя год, 10 августа 2023 года, на встрече с Костиным: "Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании".
"Сегодня у компании огромные финансовые проблемы, а это значит, что управление не было эффективным. Такая ситуация, к сожалению, не только в этой отрасли. Мы слишком много полагались на иностранных производителей, пока не было санкций, а сами многие компетенции не развивали. А сейчас у нас серьезные проблемы", – рассказал глава ВТБ в интервью РБК. В качестве примера он приводит двигатели, которых в России нет ни для авиации, ни для судостроения.
"Наш подход, который получил поддержку президента, – взять ответственность за всю эту отрасль, но государство должно капитализировать компанию, закрыв старые дыры. Это не должно делаться за счет банка", – сказал Костин. По его словам, о докапитализации "будет дискуссия" в правительстве, но "даже не очень щедрый Минфин" признает, что поддержка нужна.
"Я хочу, чтобы представители министерства с самого начала участвовали в анализе и смотрели сами. Против документов не попрешь", – заключил банкир. При этом ВТБ, если "надо будет", готов кредитовать компанию.
По оценкам Костина, в ОСК и судостроительную отрасль в целом нужно вложить от 0,5 до 1 трлн рублей за 5–7 лет.
"Я уверен, что мы создадим эффективную систему, которая будет пользоваться поддержкой государства только на первом этапе. Далее – при правильной работе – нужно выровнять ценовую политику и работать только на рыночных условиях", – пообещал Костин.
Еще одна из "больных тем" для ОСК – это сроки строительства, добавил он: "Технологии очень старые, придется перевооружать отрасль и строить по-другому".
По итогам 2022 года выручка ОСК по МСФО снизилась на 8,7%, до 350 млрд рублей, из-за того, что часть заказов была перенесена, а часть судов передана с опозданием на фоне срыва поставок комплектующих. Компания получила около 20 млрд рублей убытка.
Напомним, что 10 августа президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства о передаче банку ВТБ госпакета акций ОСК. В управление ВТБ на пять лет переходят 100% акций ОСК.
Позднее Андрей Пучков, ранее занимавший должность первого зампреда правления банка ВТБ, стал новым генеральным директором ОСК.
В конце августа специалисты ВТБ приступили к аудиту ОСК.