Польское агентство по вооружению заключило контракт на поставку национальным ВМС нового спасательного судна. Как уточняет Naval News, генподрядчиком по заказу выступает консорциум, образованный военно-промышленной группой Polska Grupa Zbrojeniowa и ее дочерними компаниями PGZ Stocznia Wojenna и Ośrodek Badawczo-Rozwojowy Centrum Techniki Morskiej.
Кроме того, новое судно разработано для выполнения задач в рамках спасательных операций при аварийных ситуациях на подлодках, для защиты критически важной подводной инфраструктуры и поддержки действий союзников по НАТО в акватории Балтийского моря.
Отметим, что сейчас в составе польского флота остается единственная боеготовая субмарина – "Орёл" (Orzeł). Построенная на заводе "Красное Сормово" в СССР по проекту 877Э (шифр "Палтус"), ДЭПЛ несет службу с середины 1980-х годов. С 2002 года флот Польши использовал приобретенные у Норвегии четыре малые подводные лодки типа "Коббен", но последние две из них вывели из боевого состава в 2021 году.
Как предполагает Naval News, к моменту завершения постройки "Спасателя" ситуация вряд ли изменится (если только Польша не закупит подержанные подлодки в качестве временного решения проблемы). Однако другой аргумент в пользу приобретения судна – необходимость защиты подводной инфраструктуры. В последнее время произошел ряд инцидентов, связанных с повреждением трубопроводов и кабелей на морском дне. Шведское спасательное судно "Белос" сейчас оказывает помощь Финляндии в расследовании предполагаемого акта саботажа.
Новый заказ – уже вторая попытка Варшавы закупить спасательное судно. Первый контракт подписали в декабре 2017 года с PGZ Stocznia Wojenna со сроком поставки в конце 2022 года. Соглашение включало опцион на дополнительное судно с плановой датой сдачи в 2024 году. Однако в результате роста расходов на программу Минобороны Польши отменило заказ.
Длина судна "Спасатель" составит 96 метров, ширина – 19 метров, полное водоизмещение – около 6500 тонн. Максимальная скорость – 16 узлов, заявленная дальность плавания – около 6000 морских миль.
Экипаж – 100 человек, также предусмотрено размещение девяти человек специализированного персонала.
График проекта предусматривает резку первой стали в декабре 2025 года, закладку киля – в феврале 2026 года, спуск на воду – в 2027 году, передачу судна ВМС Польши – в 2029 году.