Испанская судостроительная компания Navantia возьмет на себя значительную часть работ по постройке новых судов тылового обеспечения типа FSS для Королевского военно-морского флота Великобритании. Это связано с тем, что верфи Harland & Wolff, которые выступают подрядчиком по данной программе и недавно приобретены Navantia, не справляются с задачей.
Программа FSS была задумана как ключевой компонент развития вспомогательных сил Королевского флота. Эти суда предназначены для доставки боеприпасов, продовольствия, запчастей и других грузов военно-морским силам в море, что делает их жизненно важным элементом авианосных ударных групп. Вместимость судов составит 100 человек экипажа и до 80 дополнительных сотрудников, отвечающих за управление вертолетами, быстроходными катерами или за выполнение других задач. Помимо пополнения запасов, суда FSS смогут поддерживать операции по борьбе с пиратством и терроризмом в сотрудничестве с союзниками Великобритании.
Суда строятся на базе проекта, разработанного британской компанией BMT. Предполагалось, что основное производство развернется на верфях Harland & Wolff в Белфасте (Северная Ирландия) и Эпплдоре (юго-запад Соединенного Королевства).
Программа строительства трех судов снабжения предполагает создание 1200 рабочих мест на британских верфях, а также ожидаются дополнительные 800 рабочих мест по всей цепочке поставок в стране. Общие затраты оцениваются в 14 млн человеко-часов. Производство судов должно стартовать в 2025 году, а ввод в эксплуатацию всех трех судов запланирован до конца 2032 года.
В январе этого года Navantia объявила о завершении сделки по приобретению предприятия Harland & Wolff и его четырех верфей (помимо Белфаста и Эпплдора, в Метиле и Арнише).
Компанию Harland & Wolff основали в 1861 году в Белфасте йоркширец Эдвард Харланд и немец Густав Вольф. К началу XX века компания стала самым крупным строителем лайнеров в мире – в ней трудились более 30 тысяч человек. С 1909 по 1911 годы на верфи велось строительство крупнейшего на тот момент пассажирского лайнера "Титаник", который затонул во время первого же путешествия.
Помимо этого на верфи построены 140 военных кораблей и судов, 123 торговых судна, а также более 500 танков во время Второй мировой войны. С развитием авиаперевозок в конце 1950-х спрос на океанские лайнеры рухнул, что привело к продолжительному спаду в истории компании. В 2003 году со стапелей сошло последнее судно – паром Минобороны Великобритании Anvil Point. С тех пор верфь в основном занималась ремонтом судов, нефтяных плавучих платформ, а также ветряных турбин.
Контракт на поставку трех судов снабжения типа FSS для британского флота был заключен в 2023 году. Тогда предполагалось, что эта сделка поможет компании обрести финансовую стабильность.