Шведская программа строительства подлодок нового поколения стартовала в 2010 году с решения шведского правительства о замене двух субмарин класса "Сёдерманланд". Однако контракт на поставку был подписан только в 2015 году. Его стоимость тогда составила 8,4 млрд шведских крон (с поправкой на инфляцию – 11,2 млрд шведских крон или 1 млрд евро) со сроками передачи подлодок в 2022–2024 годах. При этом оговаривалось, что эти параметры можно соблюсти только в случае участия в программе зарубежного партнера, который тоже закажет субмарины типа A26 и возьмет на себя часть расходов.
Поскольку до сих пор такой экспортный заказ не получен, программа по-прежнему предполагает поставку только двух субмарин для ВМС Швеции. В 2021 году контракт скорректировали: общая сумма возросла до 14 млрд шведских крон (с поправкой на инфляцию – 17,1 млрд шведских крон или 1,6 млрд евро), а поставку перенесли на 2027 и 2028 годы.
На этой неделе стало известно, что Saab и Шведское управление оборонных материалов (FMV) провели дальнейшие переговоры и теперь общий бюджет программы составляет 25 млрд шведских крон (2,3 млрд евро), а поставки запланированы на 2031 и 2033 годы.
Утверждается, что очередная задержка связана с плохим состоянием верфи Saab Kockums, которая не строила новых подлодок с момента поставки субмарин класса "Готланд" в середине 1990-х годов. Некоторые компетенции удалось сохранить благодаря проектным работам для производства австралийских ДЭПЛ типа "Коллинс" и модернизации шведских подлодок, но предприятие все равно столкнулось с проблемами при возобновлении производства.
При этом еще в апреле 2024 года Шведская комиссия по обороне (Försvarsberedningen) в докладе о будущем национальных Вооруженных сил решительно заявила о недопустимости дальнейших задержек и перерасхода средств, поскольку это повлияет как на подводные силы, так и на другие программы развития военно-морского флота. Кроме того, комиссия прогнозирует необходимость замены подлодок класса "Готланд" на новые с 2038 года. Это означает, что в какой-то момент – и, возможно, весьма скоро – проектные и производственные ресурсы верфи Saab Kockums придется переключить на новую программу. Поэтом отставание программы "Блекинге" потенциально ставит под угрозу и эту будущую закупку.
Головную субмарину типа A26 заложили в июле 2022 года.
Тема:
Зарубежный ВПК
Шведская программа по строительству дизель-электрических подлодок нового поколения класса A26 ("Блекинге") столкнулась с очередной задержкой и резким ростом расходов. Как уточняет Naval News, теперь поставка головной субмарины перенесена на 2031 год, а общие расходы увеличились до 25 млрд шведских крон (2,3 млрд евро).