Текст: ОСК, №3, 2010, Антон Носов
Фото: ОСК, №3, 2010
Важное
Испытания МРК "Буря" вышли на финишную прямую
КМЗ: АвторизацияПоиск |
Тренинг на свежем балтийском воздухе
Текст: ОСК, №3, 2010, Антон Носов
Фото: ОСК, №3, 2010 В начале сентября 2010 года произошло событие, которого в современной истории взаимоотношений российского флота и создателей кораблей, как ни странно, не было. Руководители всех существующих сегодня четырех "надводных" ПКБ Объединенной Судостроительной Корпорации - директора, заместители, главные конструкторы, всего 23 человека, - прошли вахту в море на тех кораблях, которые проектировали
В течение трех дней конструкторы-надводники изучали быт, учебную работу, комфорт и неудобства сторожевого корабля "Ярослав Мудрый" и корвета охраны водного района "Стерегущий". Семинар прошел на Балтийском флоте в тот момент, когда оба корабля проводили учебные маневры. Это не было каким-то новым, продвинутым вариантом "тимбилдинга" и уж тем более морской прогулкой. Это была встреча с клиентом. Что важно, главком ВМФ России Владимир Высоцкий был одним из горячих сторонников встречи офицеров и проектировщиков в "полевых условиях". В семинаре принял участие командующий Балтийским флотом Виктор Чирков. Руководители ПКБ во время вахты услышали от офицерского состава кораблей примерно то, что выслушивают продавцы в автосалонах от покупателей. Параллель, конечно, касается тех автосалонов, в которых продаются далеко не "бентли". Почему такая встреча назрела? Внимание руководства ВМФ России к западной военно-морской продукции, в частности, к французскому "Мистралю", вызвано простой вещью: "Мистраль" приспособлен к жизни военного состава на корабле куда больше, чем современные российские корабли. В его проектировании использованы гражданские технологии, которые превратили военный корабль в комфортный дом для офицеров и матросов. Превосходство гражданских технологий перед военными проявилось только в последние годы: за счет того, что в гражданском секторе высока конкуренция, в отличие от сектора военного. Судя по всему, и в военном секторе российские кораблестроители вступают в эпоху жесточайшей конкуренции. ПКБ предстоит конкурировать уже не только друг с другом в борьбе за возможность реализовать проект, а верфям – построить корабль на своих мощностях. Но и с зарубежными проектировщиками и готовой западной продукцией. Не менее важный фактор: создавая корабль 21 века, надо понимать, что на нем будут служить профессионалы, так как переход на контрактную основу в российской армии — неизбежен, и требования личного состава корабля к качеству среды обитания будут высоки. В российском флоте, к сожалению, сегодня ни одного такого "удобного" корабля, как "Мистраль", нет. Но они неизбежно появятся: именно "Мистраль" стал причиной того, что главкомат ВМФ отменил более 7 000 ГОСТов, которые сковывали проектировочные возможности российских корабельных конструкторов. ГОСТы официально отменены с августа 2010 года. Уверенность в этом есть не только потому, что интеллектуальный потенциал российских проектировщиков – один из самых значительных в мире. Но и потому, что у них есть уникальная возможность разговаривать с клиентом не просто на понятном – на одном языке. Сегодня перед нашими конструкторскими бюро стоит простая и в чем-то приятная задача: создать проект (ближайший — как раз проект корвета ОВР, за ним — корабль океанской зоны и авианосец) с лучшим качеством судостроения. Качество судостроения – полное следование проекту. Качество проекта – полное следование требованиям заказчика и всему лучшему, что есть сегодня на мировом рынке материалов и технологических решений. Теперь, нет сомнений, эти реалии гражданского проектирования перейдут в область военного кораблестроения. Вот почему руководителям "надводных" ПКБ было необходимо выяснить, что требуется экипажу, напрямую у тех, кто на корабле служит ежедневно и еженощно. И это в сентябрьскую вахту на Балтике удалось. Более того, проектировщики получили от морских офицеров обоих кораблей полную сводку их потребностей и замечаний к кораблям. В течение десяти дней после прохождения уникальной вахты ее участники составили сводный отчет замечаний и предложений по усовершенствованию старых моделей и созданию новых. Следующая вахта пройдет на подводном флоте с участием руководителей "подводных" ПКБ. |
Важное
Испытания МРК "Буря" вышли на финишную прямую
Важное
Михаил Боровский назначен гендиректором Хабаровского судостроительного завода
Важное
Экипаж поднялся на борт первого патрульного ледокола "Иван Папанин"
Важное
Британский флот получит лазерное оружие на пять лет раньше, чем планировалось |