Видеодневник инноваций
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

КМЗ:
от ремонта двигателей
к серийному производству

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Тренинг на свежем балтийском воздухе
Текст: ОСК, №3, 2010, Антон Носов
Фото: ОСК, №3, 2010
В начале сентября 2010 года произошло событие, которого в современной истории взаимоотношений российского флота и создателей кораблей, как ни странно, не было. Руководители всех существующих сегодня четырех "надводных" ПКБ Объединенной Судостроительной Корпорации - директора, заместители, главные конструкторы, всего 23 человека, - прошли вахту в море на тех кораблях, которые проектировали





В течение трех дней конструкторы-надводники изучали быт, учебную работу, комфорт и неудобства сторожевого корабля "Ярослав Мудрый" и корвета охраны водного района "Стерегущий". Семинар прошел на Балтийском флоте в тот момент, когда оба корабля проводили учебные маневры.


Это не было каким-то новым, продвинутым вариантом "тимбилдинга" и уж тем более морской прогулкой. Это была встреча с клиентом. Что важно, главком ВМФ России Владимир Высоцкий был одним из горячих сторонников встречи офицеров и проектировщиков в "полевых условиях". В семинаре принял участие командующий Балтийским флотом Виктор Чирков.

Руководители ПКБ во время вахты услышали от офицерского состава кораблей примерно то, что выслушивают продавцы в автосалонах от покупателей. Параллель, конечно, касается тех автосалонов, в которых продаются далеко не "бентли".


Почему такая встреча назрела?

Внимание руководства ВМФ России к западной военно-морской продукции, в частности, к французскому "Мистралю", вызвано простой вещью: "Мистраль" приспособлен к жизни военного состава на корабле куда больше, чем современные российские корабли. В его проектировании использованы гражданские технологии, которые превратили военный корабль в комфортный дом для офицеров и матросов.


Превосходство гражданских технологий перед военными проявилось только в последние годы: за счет того, что в гражданском секторе высока конкуренция, в отличие от сектора военного.

Судя по всему, и в военном секторе российские кораблестроители вступают в эпоху жесточайшей конкуренции. ПКБ предстоит конкурировать уже не только друг с другом в борьбе за возможность реализовать проект, а верфям – построить корабль на своих мощностях. Но и с зарубежными проектировщиками и готовой западной продукцией.


Не менее важный фактор: создавая корабль 21 века, надо понимать, что на нем будут служить профессионалы, так как переход на контрактную основу в российской армии — неизбежен, и требования личного состава корабля к качеству среды обитания будут высоки.

В российском флоте, к сожалению, сегодня ни одного такого "удобного" корабля, как "Мистраль", нет. Но они неизбежно появятся: именно "Мистраль" стал причиной того, что главкомат ВМФ отменил более 7 000 ГОСТов, которые сковывали проектировочные возможности российских корабельных конструкторов. ГОСТы официально отменены с августа 2010 года. Уверенность в этом есть не только потому, что интеллектуальный потенциал российских проектировщиков – один из самых значительных в мире. Но и потому, что у них есть уникальная возможность разговаривать с клиентом не просто на понятном – на одном языке.


Сегодня перед нашими конструкторскими бюро стоит простая и в чем-то приятная задача: создать проект (ближайший — как раз проект корвета ОВР, за ним — корабль океанской зоны и авианосец) с лучшим качеством судостроения. Качество судостроения – полное следование проекту. Качество проекта – полное следование требованиям заказчика и всему лучшему, что есть сегодня на мировом рынке материалов и технологических решений. Теперь, нет сомнений, эти реалии гражданского проектирования перейдут в область военного кораблестроения.


Вот почему руководителям "надводных" ПКБ было необходимо выяснить, что требуется экипажу, напрямую у тех, кто на корабле служит ежедневно и еженощно. И это в сентябрьскую вахту на Балтике удалось. Более того, проектировщики получили от морских офицеров обоих кораблей полную сводку их потребностей и замечаний к кораблям.

В течение десяти дней после прохождения уникальной вахты ее участники составили сводный отчет замечаний и предложений по усовершенствованию старых моделей и созданию новых. Следующая вахта пройдет на подводном флоте с участием руководителей "подводных" ПКБ.

Главное за неделю