В конце 2010 – первой половине 2011 года Центральный Военно-Морской Портал FLOT.com в лице редакции FlotProm.ru "Морской ВПК" провел исследование степени удовлетворенности от участия в Международном военно-морском салоне (МВМС).
Результаты опроса портал обнародовал в ходе V Международного военно-морского салона IMDS-2011.
В исследовании приняли участие 636 компаний, зарегистрированных в официальном каталоге МВМС-2007 и МВМС-2009, а также в бизнес-каталоге сайта "Морской ВПК" (FlotProm.Ru). На вопросы редакции FlotProm.ru отвечали по телефону руководители организаций (генеральные директора, их заместители, главные инженеры) или ответственные сотрудники отделов маркетинга и рекламы.
Главной целью исследования ставилось выявление степени удовлетворенности компаний морского сегмента Военно-промышленного комплекса (ВПК) от участия в крупнейших тематических выставочных мероприятиях, в качестве одного из которых позиционируется МВМС.
При ответе на вопрос о "Степени удовлетворенности участием в МВМС по результатам развития или поддержания деятельности, а также заключения новых контрактов" 40% респондентов отнесли подобного рода мероприятия к группе рекламных либо спущенных сверху корпоративных обязательств. Настоящая работа с потенциальными заказчиками, по мнению респондентов, в том числе и по подписанию контрактов, ведется вне рамок выставок, эффективность которых сводится лишь к решению имиджевых задач.
Распределение результатов исследования
Ответы остальных участников исследования на обозначенный выше вопрос распределились между предлагаемыми вариантами следующим образом:
– "отлично, результаты превосходят ожидания" – 15%;
– "хорошо, результаты соответствуют ожиданиям" – 22% (как правило, такую оценку давали участники выставок, относящиеся к той же категории, что и "отличники"; поставить 4 балла их заставил сомнительный профит от присутствия на мероприятии);
– "удовлетворительно, результаты несколько ниже ожиданий" – 12%;
– "неудовлетворительно и крайне неудовлетворительно, результаты существенно ниже ожиданий" – 11% (такой ответ давали в основном представители небольших частных компаний, смысл участия которых в МВМС ставился под сомнение изначально).
Стоит отметить, что при оценке работы на МВМС на "отлично" руководители предприятий-участников не упоминали о какой-либо коммерческой выгоде (за исключением единичных случаев). Речь шла только о возможности показать себя, обменяться мнениями и обсудить с коллегами текущие вопросы взаимодействия.
К числу положительных аспектов участия в МВМС респонденты преимущественно относили (в порядке убывания частоты):
– возможность живого неформального общения с коллегами;
– вероятность ознакомления с перспективными разработками в кораблестроении и смежных областях;
– возможность решить текущие вопросы деятельности предприятия;
– пребывание в Санкт-Петербурге – морской столице России.
Среди опрошенных лишь единицы говорили о возможности знакомства с новыми партнерами или заключения контрактов в период работы МВМС.
К числу отрицательных аспектов участия в МВМС были отнесены (в порядке убывания частоты):
– формальность участия в выставке по распоряжению "сверху" (особенно актуально для ассоциированных организаций);
– высокая (для малых компаний или организаций просто запредельная) плата за полноценное участие в работе выставки;
– неопределенность или отсутствие видимых результатов;
– неудовлетворительная организация выставки (как в целом, так и при решении текущих проблем).
Исходя из официальной информации организаторов выставки, на МВМС-2011 значительного увеличения числа участников, по сравнению с МВМС-2007 и МВМС-2009, не произошло. В частности, на МВМС-2009 было зарегистрировано около 350 организаций (67 из них – иностранные). Список участников МВМС-2011 (официальные данные по состоянию на 28.06.2011) насчитывал "360 компаний (70 из них – иностранные)". Таким образом, динамика роста интереса к МВМС минимальна.
По результатам исследования ряд предприятий, участвовавших в предыдущих салонах, отказались приезжать на МВМС-2011. Причинами отказа стали:
– высокая стоимость участия (по сравнению с прошлыми годами она в несколько раз больше – это касается отдельных компаний, входящих в пул ведущих участников салона (ОСК, ОПК и т.д.); для остальных цена возросла на 20%);
– желание сэкономить в конкретном финансовом году (узнав о возросшей стоимости участия, некоторые предприятия предпочли не тратить средства и отказаться от участия в МВМС-2011);
– отсутствие новых разработок или отсутствие разрешения на их показ со стороны соответствующих органов;
– отсутствие конкретных результатов по итогам участия в предыдущих салонах.
Основываясь на результатах анализа работы на МВМС в предшествующие годы, рядом компаний было принято решение значительно сократить объемы выставочных площадей и количество представляемых в этом году экспонатов.
По мнению руководителей ряда предприятий, новых разработок в настоящий момент немного, а демонстрация некоторых из них по ряду причин (в том числе и из соображений секретности) невозможна. Впрочем, на МВМС-2011 все же будут представлены некоторые новинки – наиболее яркие из них репрезентируют МКБ "Компас" (мобильный многофункциональный комплекс базирования кораблей и подводных лодок) и концерн "Моринформсистема "Агат" (контейнерный комплекс ракетного оружия).
В силу экспортной ориентированности салона для специалистов (в меньшей степени) и гостей на стендах будут экспонироваться только те товары и услуги, которые за истекшие два года уже демонстрировались на международных выставках.
В ходе исследования редакцией FlotProm.Ru были также проанализированы такие данные о предприятиях (организациях) как степень вовлеченности в сферу интересов морского сегмента ВПК, наличие актуальной деятельности по производству ориентированных на ВМФ товаров или услуг, соотношение выпускаемой гражданской и военной продукции, уровень активности маркетинговой службы, планы участия в отраслевых выставках (как российских наподобие "Нева", так и зарубежных наподобие Navale, IMDEX и т.д.), варианты участия в выставках (ассоциировано в составе холдингов, корпораций и т.п. или индивидуально) и т.д.
По степени деловой активности предприятия, руководство которых опрашивалось в процессе исследования, были распределены следующим образом:
– "функционирует, то есть продолжает работу в интересах Военно-морского флота" – 95%;
– "прекратило деятельность, связанную с морским ВПК" – 3%;
– "не удалось связаться по имеющимся общедоступным контактам" – 2%.
Большинство предприятий, предоставляющих свою продукцию и услуги морскому сегменту ВПК (ВМФ, судостроительные заводы и т.д.), помимо выполнения гособоронзаказа, производят гражданскую продукцию, которая считается основной.
По роду деятельности компании-респонденты распределились следующим образом:
– военное кораблестроение и судостроение – 13%;
– оружие, вооружение, комплексы и системы управления оружием – 8%;
– системы боевого управления, связь, радиоэлектронное, радиотехническое и гидроакустическое оборудование – 15%;
– энергетические установки, корабельные системы и устройства, вспомогательное оборудование – 21 %;
– навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение – 5 %;
– инфраструктура обеспечения – 8%;
– поисково-спасательное обеспечение – 2,5 %;
– система подготовки кадров – 2%;
– новые материалы и технологии – 10%;
– финансирование проектов, сопровождение, страхование и консалтинговые услуги – около 2%;
– печатные и электронные СМИ – 4%;
– информационные технологии – 4,5%;
– другое – 5%.
Международный военно-морской салон проходит один раз в два года в Санкт-Петербурге. Впервые он состоялся в 2003 году. Проведение МВМС предполагает представление своей продукции российскими и зарубежными предприятиями, производящими военно-морскую и авиационную технику, системы навигации и управления, комплектующее оборудование, приборы и электронные компоненты и т.д.
Центральный Военно-Морской Портал FLOT.com существует с 1998 года, считается старейшим русско- и англоязычным интернет-ресурсом о Военно-морском флоте Российской Федерации. Ежемесячная аудитория портала превышает 300 000 человек.
FlotProm.Ru – тематическое издание о морском ВПК, входит в Центральный Военно-Морской Портал FLOT.com.