Накануне открытия V Международного военно-морского салона ситуация, сложившаяся в отечественном судостроении, предсказуемо обратила на себя повышенное внимание. В редакцию Центрального Военно-Морского Портала поступил материал от одного из военных экспертов. Автор по разным причинам пожелал остаться неизвестным.
Понимая, что публикуемая статья может вызвать неоднозначную реакцию со стороны руководства ОСК, редакция ЦВМП пошла на этот шаг, считая, что любой обмен мнениями будет только полезен для развития отечественного кораблестроения. Мы также готовы предоставить ресурсы портала руководству ОСК для ответа на данное "открытое письмо", если оно сочтет это необходимым.
С интересом ознакомились с выступлением Президента ОАО "ОСК" Р.В. Троценко на международном экономическом форуме в г. Санкт-Петербург.
Следует отметить, что это уже не первое выступление Романа Викторовича по вопросам идеологии развития Военно-морского флота в России. С одной стороны, внимание руководителя крупнейшей судостроительной корпорации в России к проблемам отечественного ВМФ не может не радовать. С другой – выступление вызывает массу вопросов относительно того, знает ли руководство ОАО "ОСК" о перспективах загрузки своих основных судостроительных мощностей, собирается ли оно руководствоваться решениями правительства в области военного кораблестроения, реализованными в таких нормативных документах как Государственная программа вооружения до 2020 года? Или слова Романа Викторовича относительно состава Черноморского флота следует рассматривать как экспромт, являющийся личным мнением?
Дело в том, что о перспективах военного кораблестроения, состава ВМФ в 2009-2010 годах неоднократно докладывалось руководству России. План развития кораблестроения получил принципиальное одобрение и практически полностью реализован в уже упомянутой Государственной программе вооружения до 2020 года, ежегодных гособоронзаказах. Более того, эта программа обеспечивает практически полную загрузку основных заводов ОСК и всей кооперации. Казалось бы, работай и радуйся – времена безденежья в судостроении, когда на стапелях ржавели недостроенные корпуса кораблей, ушли в прошлое. Напротив, надо сосредоточить все усилия на модернизации производства, обеспечении жестких планов сдачи кораблей.
У руководства государства и в Министерстве обороны Российской Федерации существует однозначное понимание того, какие корабли в каком количестве с какими характеристиками и к какому сроку требуется построить для выполнения задач, поставленных перед Военно-морским флотом на период до 2030 года и далее. Эти подходы не отличаются от подходов ведущих морских держав. Военное кораблестроение в России ориентировано на строительство универсальных по задачам и оборудованию классов боевых кораблей.
Государственная программа вооружения ориентирована на строительство крупных серий унифицированных платформ с возможностью их последующей модернизации.
Основываясь на данных подходах, Министерством обороны разработан проект долгосрочной программы военного кораблестроения с четко выстроенными приоритетами, включающий в себя все этапы жизненного цикла подводных лодок и кораблей от их разработки до утилизации.
Так, для переоснащения Черноморского флота запланировано построить не две, а шесть дизельных подводных лодок проекта 636, которые надежно подтверждают свои вполне приемлемые характеристики и хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. А это означает, что ОАО "Адмиралтейские верфи" надо очень хорошо потрудиться, чтобы к 2015 году поставить эти подводные лодки с темпом сдачи два корабля в год. Это решение, кстати сказать, принято не от хорошей жизни. Дело в том, что сдача головной подводной лодки нового проекта 677 "Лада" затянулась на 5 лет. Однако сейчас о развертывании серийного строительства этих подводных лодок речь идти не может, так как по результатам испытаний ряд характеристик, определенных тактико-техническим заданием, не достигнут. При разработке этого корабля принципиальная ошибка заключалась в том, что строилась лодка, соответствующая требованиям XX века (пусть и улучшенным), а следовало определить требования к неатомному кораблю XXI века. В результате такие принципиальные характеристики как подводная автономность и уровень подводной шумности не соответствуют современным требованиям.
Аналогичная картина – и по заказу надводных кораблей для Черноморского флота. На ОАО "СЗ "Янтарь" уже заложена серия из 6 фрегатов проекта 11356 с темпом сдачи один корабль в год.
Это позволит в короткие сроки оснастить наш самый "старый" Черноморский флот (средний возраст кораблей 30-35 лет) и решить вопросы повышения эффективности действий сил флота в Черном море и противодействия пиратству в районе Африки.
Не знать об этом руководство ОАО "ОСК" просто не может. Но тогда возникает другой вопрос: собирается ли оно выполнять принятые решения и отвечать за подписанные с Минобороны контракты? Не являются ли подобные высказывания подготовкой общественного мнения к вполне вероятному невыполнению основных параметров Государственной программы вооружения до 2020 года в части военного кораблестроения?
Положение в военном кораблестроении в настоящее время продолжает оставаться напряженным, о чем говорилось на Совете Безопасности Российской Федерации в 2010 году. Главные исполнители, создающие новые корабли утратили необходимый практический опыт решения сложных технических задач по их строительству и не имеют требуемых научно-производственных возможностей по их решению в установленные государственными контрактами сроки.
Минобороны России последние годы обеспечивает стопроцентное финансирование заданий ГОЗ, отдавая приоритет строящимся кораблям. А результат – в 2010 году флот не получил ни одной из 3-х запланированных к сдаче атомных подводных лодок, к слову, полностью обеспеченных финансированием.
Казалось бы, нашим судостроителям надо сосредоточиться на сугубо практической деятельности. К сожалению, анализ результатов первой половины 2011 года показывает, что должных выводов не сделано. Итоги исполнения госзаказа 2011 года, по сравнению с 2010, за которые промышленность и военных справедливо критиковал Президент России, могут оказаться еще более неутешительными. Причем в области военного кораблестроения результаты деятельности заводов, входящих в ОАО "ОСК" – флагмана отечественного кораблестроения, по сравнению с предприятиями других форм собственности, нисколько не лучше, а по ряду контрактов – значительно хуже.
Для комплексного решения вопроса обеспечения ВМФ боевыми кораблями и судами недостаточно только выделить необходимые объемы финансовых средств. Требуется целый ряд мероприятий по реорганизации судостроительной отрасли, целью которых будет являться оптимизация процесса создания кораблей в РФ в соответствии с передовыми достижениями мирового судостроения, а также интеграция отечественных судостроительных предприятий в европейскую систему кооперации промышленности.
Выполнение кораблестроительной программы должно проводиться при активной модернизации судостроительной отрасли. К сожалению, отечественная судостроительная промышленность в сравнении с мировым опытом остановилась в 80-х годах прошлого века. Одной из причин такого состояния дел является низкая эффективность производства отечественных предприятий. Например, в настоящее время численность персонала на судостроительных верфях Испании (фирма NAVANTIA) составляет всего 5500 человек. Из этой численности непосредственно заняты в судостроении 3960 человек. При этом одновременно в постройке на судостроительных верфях этой фирмы находятся 16 боевых кораблей, в том числе авианосец и двкд.
Для сравнения: на ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" в одновременной постройке находится 6 кораблей (в том числе 3 в интересах инозаказчика), а численность работающих составляет 3500 человек.
Очевидным становится тот факт, что себестоимость на отечественных судоверфях при таком структурном и кадровом составе судостроительной промышленности будет выше мирового уровня. Необходимо принятие скорейших мер по модернизации отечественного судостроительного комплекса.
Пока, за исключением громких заявлений, особой активности ни со стороны руководства ОАО "ОСК", ни со стороны профильного департамента Минпромторга России в этом направлении не просматривается. Более того, при рассмотрении уже набившего оскомину проекта "Мистраль" отдельные руководители этих уважаемых ведомств рьяно заявляли, что никаких передовых судостроительных технологий нам из-за рубежа получать не надо – "у нас у самих все есть".
К сожалению, практические результаты показывают другое....