Видеодневник инноваций
Баннер
Секреты безэховой камеры

Зачем нужны
исследования
в безэховой камере

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Готовимся строить атомные надводные корабли – Андрей Фомичев
16.02.12
Текст: ФлотПром - Морской ВПК
Интервью генерального директора ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" А.Б. Фомичева редакции ФлотПром - Морской ВПК.

Генеральный директор ОАО СЗ "Северная верфь" Андрей Борисович Фомичев. Пресс-служба ОАО Судостроительный завод "Северная верфь"
– Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, о планируемых закладках новых кораблей в этом и в следующем годах. Как завод обеспечен заказами?

– Термин "закладки" в данном случае не совсем правилен. Я бы говорил о перспективах выполнения гособоронзаказа на "Северной верфи". Итак, на сегодня у нас законтрактованы шесть корветов (два проекта 20385 и четыре проекта 20380) и шесть фрегатов проекта 22350, а также судно спецназначения проекта 18280. Практически все эти заказы вы могли видеть не так давно – 1 февраля "Северная верфь" закладывала сразу два корабля: корвет проекта 20385 и фрегат проекта 22350. Если помните, в тот день практически все выступавшие, в том числе Главнокомандующий ВМФ РФ, отмечали, что впервые в истории советского и российского кораблестроения состоялись две закладки в один день. А то, что событие произошло под руководством Главнокомандующего ВМФ России и в присутствии командующих флотами – знак высочайшего доверия.

Ведь произошедшее событие – не просто закладка. Она проходила в рамках практических учений командующих флотами по ознакомлению с опытом серийного строительства кораблей ближней и дальней морской зоны. В ходе рабочего совещания главные строители заказов, исполняемых на "Северной верфи", доложили Владимиру Высоцкому о ходе исполнения ГОЗа по всей линейке кораблей, о подготовке к сдаче кораблей дальней морской зоны (фрегатов проекта 22350) и ближней морской зоны (корветов). Таким образом, сама закладка – один из эпизодов этих учений. Сегодня можно сказать, что заказчик, в данном случае Главкомат ВМФ, доволен исполнением графика строительства и не имеет разногласий в этом вопросе с заводом-строителем. И, опять же, это не только мои слова – Главком адмирал Владимир Высоцкий подчеркнул это в своем выступлении перед широкой аудиторией.

– Будет ли фрегат "Адмирал Горшков" передан флоту в 2012 году?

– Вопрос задан не совсем по адресу. На сегодняшний день строительство фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" на "Северной верфи" идет в соответствии с графиком. Многое в этом процессе связано со сроками внедрения новейшего вооружения и военной техники. Для судостроителей завода это своего рода красная тряпка. Мы не раз заявляли, что опытно-конструкторские работы (ОКР) необходимо передать под ответственность строителей, тогда можно будет гарантировать сроки их выполнения по каждой поставленной задаче. На сегодня же получается как у Райкина: "К пуговицам претензии есть?" Формально завод за свою часть постройки корабля ответственность несет в полном объеме, а что касается выполнения ОКРов, то это вотчина Минобороны. Мы ее не контролируем и не несем никакой ответственности, в том числе и по срокам исполнения. Это действительно проблема, и она еще будет обсуждаться в процессе сдачи корабля.

– Понятно, что из-за поставщиков и доработки проекта может быть опоздание. Можно ли все же говорить о каком-то сроке сдачи фрегата?

– У нас оговорен срок – обеспечить сдачу корабля по гособоронзаказу в 2012 году. "Северная верфь" – единственное предприятие судпрома России, получившее государственную гарантию и открывшее кредитную линию по финансированию постройки фрегата. Госгарантию мы получили 31 декабря, а первые деньги по ней пошли 13 января 2012.

Учитывая, что это деньги 2011 года, которые должны были поступить на предприятие гораздо раньше, понятно, что определенные проблемы с оплатой поставок присутствуют. В данном случае спасибо Сбербанку, что хотя бы это дали.

– На основе чего строятся взаимоотношения завода с заказчиком – Министерством обороны?

– Несмотря на реформы и реструктуризацию Министерства обороны, легитимными документами, определяющими взаимоотношения заводов-строителей с Минобороны, являются только приказы Главнокомандующего ВМФ. То есть взаимодействие с заказчиком при подготовке к испытаниям корабля и во время сдачи определяется исключительно приказами главкома. Других документов на сегодня нет, и это подтвердилось опытом сдачи второго корвета в прошлом году. Хотя в структуре управления Минобороны и произошли изменения, все взаимодействия с заказывающим управлением (в данном случае с Балтийским флотом), со службами обеспечения безопасности производились на основании действующих приказов главкома ВМФ. Таковы сегодняшние реалии. Наше государство в лице премьер-министра Владимира Путина акцептовало "Северную верфь" под возобновление серийного строительства кораблей первого и второго рангов. Это – результат нашего многолетнего сотрудничества с Министерством обороны, с главкоматом ВМФ.

И здесь хочу отметить, что в прошлом году "Северная верфь" единственная из всех судостроительных предприятий страны, исполняющих заказы Минобороны, не имела проблем с подписанием контрактов по гособоронзаказу и определением объемов финансирования. Вы помните, что скандалы затихли только в начале ноября, но мы в них ни разу не участвовали.

Контракты мы получили в мае, цену согласовали и подписали в июне, причем заказы для нас прибыльные.

– Есть информация, что к Дню ВМФ летом на заводе будет заложен еще один фрегат. Даже название есть – "Адмирал Юмашев". Планируется такое событие?

– В соответствии с "четырехсотым" приказом ГК ВМФ РФ я могу озвучивать название корабля только после получения директивы и приказа Главнокомандующего о присвоении наименования очередному кораблю. Такого приказа на сегодняшний день у нас нет, поэтому название следующего фрегата обсуждать не могу в принципе. Закладка, которая произошла 1 февраля, также была оформлена приказами главкома – мы получили официальные документы из Главкомата. "Северная верфь" приказ исполнила. Объясню, почему все так серьезно. Закладка – это веха, определяемая генеральным графиком строительства корабля. Даже закладная доска, своеобразная идентификационная табличка, которая остается на всю жизнь корабля, изготавливается по штатному чертежу, разработанному проектантом. Повторю, обсуждать название корабля до выхода приказа главкома и оформления чертежа на закладную доску проектантом (в данном случае ОАО "Северное проектно-конструкторское бюро") я не имею права. Могу лишь сказать, что закладка следующего фрегата будет происходить в полном соответствии с государственным заказом в этом году.

– Чем отличается усовершенствованный корвет проекта 20385 от предшественников? Почему возникла необходимость модернизации проекта?

На дворе XXI век, все стремительно изменяется. Устаревание элементной базы происходит в течение 2-3 лет. Вооружение и военная техника меняются приблизительно в те же сроки. Корабль проекта 20380 создавался в 1990-е годы, с момента его создания прошло уже 20 лет. Назрела необходимость в модернизации, причем коренной модернизации для соответствия требованиям XXI века. В усовершенствованный проект заложены новые идеи, особенно в части систем вооружения и военной техники, комплекса связи и т.д. Корвет проекта 20385 продолжает и развивает идеи корабля XXI века. Особенно наглядно это было видно на Дне ВМФ в прошлом году, когда в параде на Неве участвовал корвет "Сообразительный" – второй корабль проекта 20380. И хотя головной корвет этого проекта, "Стерегущий", сдан флоту в 2007 году, а "Сообразительный" – всего четырьмя годами позже, разница между ними значительная, даже по внешнему облику. Изменилось и вооружение, при этом хочу отметить, что и проектант, и заказывающее управление, и "Северная верфь", конечно же, исполнили требования Минобороны по установке новых систем вооружения на корвет с опережением сроков.


Корвет "Сообразительный" проекта 20380. Центральный Военно-Морской Портал
– А в проект фрегата не будут вноситься новые изменения и усовершенствования? Будет, например, новый проект 22355?

– Все зависит от решения заказчика. В нашем случае такие вопросы решаются министром обороны, его первым заместителем, главкомом ВМФ. Именно они определяют идеологию проектирования кораблей, их развития и строительства тех или иных проектов. По модернизации фрегата решение было принято и узаконено первым заместителем министра обороны. "Северная верфь" в обсуждении проекта участвовала и свои интересы отстаивала. Мы не поддержали некоторые спорные вопросы, в частности по закупкам иностранного оборудования. Обычно же решения о модернизации проекта принимаются после отработки головного образца.

А вот по корветам мы были согласны с Минобороны по вопросу закупки зарубежного оборудования. Более того, мы были одними из сторонников такого решения, развивали эту тему и пытались внедрить ее на корабль еще раньше.

– То есть на новых корветах будет уже какое-то количество импортного оборудования?

Это вынужденная мера. В свое время была продолжительная дискуссия, в том числе и в открытой прессе, по использованию дизельных двигателей MTU. К сожалению, к российским дизелям и движительному комплексу в целом есть вопросы по гарантийному обслуживанию, нарекания по работе, уровню шума, по специальным показателям, которые определяют жизнедеятельность корабля.

Все эти вопросы производителями двигателей в установленные сроки не были отработаны. Вопросы поднимались и на защите проекта головного корвета – но представителей поставщиков почему-то не было. "Северная верфь" была, свои интересы отстояла и свою позицию подтвердила доказательно. Все наши замечания были приняты и первым замминистра обороны, и проектным бюро. Почему на этом обсуждении не было поставщиков движительного комплекса, которые могли так же отстоять свои интересы перед первым заместителем министра обороны, не знаю. Они могли бы, допустим, выдать перечень мероприятий, необходимых к исполнению для обеспечения сдачи корабля, но не сделали этого.

– Андрей Борисович, расскажите об экспортных заказах "Северной верфи" – ремонте и строительстве новых кораблей.

– В рамках военно-технического сотрудничества мы не ведем самостоятельной внешнеэкономической деятельности, только через государственного посредника – Рособоронэкспорт. Все договоры заключены с ним, и всю деятельность по этим заказам ведет Рособоронэкспорт.

– А завод на экспорт работает?

– Завод работает, причем работает хорошо. Это подтверждается хотя бы тем, что при попытке изменить исполнителя по алжирским заказам (а был и такой вариант), от алжирских партнеров поступила информация, что они предпочитают работать именно с "Северной верфью". Заказчик удовлетворен как качеством, так и сроками исполнения работ. На сегодняшний день есть решение о ремонте третьей пары алжирских кораблей, что говорит о стабильности и хорошем отношении к нам данного заказчика.

– Сориентируйте по срокам, когда будет сдана эта пара кораблей и завод приступит к работам на следующей?

– Два корабля будут готовы в полном соответствии с контрактом летом этого года. О сроках готовности следующей пары пока говорить рано – корабли должны прибыть на завод только летом. Сейчас по ним мы подписываем комиссионное соглашение.


Судно снабжения морских нефтедобывающих платформ проекта VS 485 PSV. nordsy.spb.ru
– Завод работает на экспорт по гражданским заказам?

– Да, на сегодняшний день мы активно сотрудничаем с норвежским заказчиком. "Северная верфь" – единственное в Российской Федерации предприятие, которое строит "под ключ" и поставляет на экспорт, причем в Европу, оффшорные суда (суда снабжения морских буровых платформ). "Северная верфь" обеспечивает полный цикл строительства таких судов, причем мы строим высоконасыщенные суда. И я действительно не знаю в России других предприятий, которые строят суда на экспорт на таких же условиях.

– Почему Вы пошли в эту нишу? Ведь это сложное производство и высочайшие требования по качеству на всех этапах строительства?

– Потому и пошли, что это сложные суда, которые наиболее приближены по своему технологическому циклу к боевым кораблям. Основное отличие технологической цепочки строительства гражданского судна от военного корабля состоит в большом объеме корпусных работ и малом объеме достроечных. У военных все с точностью наоборот: строительство корпуса занимает небольшое время, а достройка и установка вооружения и связанных с ним систем – продолжительное время.

Для норвежского заказчика мы строим под ключ суда обеспечения нефтяных платформ. Это высоконасыщенные суда, одни из наиболее сложных в техническом плане среди судов гражданского флота. Первым заказом у нас прошло судно-спасатель. Кстати, мы суда такого проекта предлагали Минобороны в качестве спасателя и докладывали, что его можно применять и в российском флоте, как в гражданском, так и военном. По второму контракту мы строили специализированное судно обеспечения нефтяных платформ, которое предназначено для обеспечения практически всех видов ремонтных работ и транспортировки всего, что нужно для ремонта нефтяных платформ. Этот заказ в техническом плане оказался для нас сложнейшим. На нем присутствовали и движители-азиподы, и система позиционирования на точке с точностью до нескольких сантиметров при волнении моря до 6 баллов. Последней мы особо гордимся – "Северная верфь" впервые в России такую сделала и заказчику сдала. Это судно мы передали норвежцам также в прошлом году.

– Каковы перспективы продолжения работ по этому направлению?

– По третьему заказу запланировано подписание контракта в феврале. Это будет судно обеспечения дедвейтом около 4000 тонн и более 70 метров длиной.

– Сколько по времени займет строительство такого судна?

– Примерно около двух лет.

– На церемонии закладки главком ВМФ сказал, что заказов для завода много, заказы объемные и потребуется расширение завода. Готова ли "Северная верфь" к модернизации? Позволяют ли возможности завода при таком большом количестве заказов от Министерства обороны РФ выполнять другие заказы?

– Да, мы готовы наращивать строительство и строить не только по заказам Министерства обороны, но и для гражданских заказчиков. Естественно, не в ущерб основной нашей деятельности по гособоронзаказу.

– Андрей Борисович, как заявил адмирал Высоцкий, ведутся проектные работы по созданию крупного корабля океанской зоны класса эсминец. Сможет ли "Северная верфь" построить эти корабли?

– Наш завод смотрит вперед и, конечно, сможет работать на перспективу. Есть у нас и планы развития предприятия. Мы уже расширили ширину пролетов эллинга с 24,5 до 27,5 метра, максимальная длина эллинга – 180 метров. Теперь можно строить хоть крейсер. В советские времена мы строили два корабля первого ранга в год, сейчас можем обеспечить такой же темп строительства и дополнительно строить еще суда для гражданских заказчиков.

– Что предпринимается еще в плане модернизации производства?

– Не так давно мы получили от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешение на право проведения работ в области использования атомной энергии. Теперь "Северная верфь" имеет возможность работать с ядерными энергетическими установками. Мы получили свидетельство на осуществление такого производства и готовимся, в том числе и по команде главкома, к исполнению новых перспективных заказов в полном соответствии с госпрограммой вооружения и гособоронзаказом. Начинаем с малого – отрабатываем возможность изготовления оборудования для наземных атомных электростанций, арматуры и трубопроводов.

– В конечно счете речь идет о строительстве кораблей с ядерной энергетической установкой?

– Раз мы сертифицировались, значит, готовимся. Если вложены в это деньги и проведена сертификация завода, многие специалисты, в том числе и я, получили персональные сертификаты, то все это сделано не просто так.

Главное за неделю