Видеодневник инноваций
Баннер
Палубный кран с компенсацией качки

Новый палубный
кран не зависит
от качки

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Подводно-лодочные противоречия
16.02.12
Текст: ФлотПром - Морской ВПК, Глухов Дмитрий
Фото: Центральный Военно-Морской Портал
"Адмиралтейские верфи" ремонтируют неатомную подводную лодку (НАПЛ) "Санкт-Петербург", в то время как главком утверждает, что такие лодки флоту не нужны.

НАПЛ "Санкт-Петербург"
Как сообщила пресс-служба санкт-петербургских "Адмиралтейских верфей", на предприятии осуществляется ремонт головной НАПЛ проекта 677 "Санкт-Петербург". Ремонт связан с устранением выявленных в процессе эксплуатации неисправностей и замечаний. Окончание работ запланировано на конец весны, после чего ПЛ может уйти на Северный флот, где продолжатся ее испытания. Вероятнее всего, на Севере будут продолжены испытания гидроакустического комплекса "Лира" и других радиоэлектронных средств в условиях больших глубин.

Неатомная подводная лодка (фактически - классическая дизель-электрическая ПЛ) проекта 677, шифр "Лада", нового поколения начала разрабатываться конструкторским бюро "Рубин" в конце 1980-х годов для замены всех существовавших тогда дизельных ПЛ. Первоначально планировалось строительство большой серии подводных лодок типа "Лада", в том числе с воздухонезависимыми энергетическими установками, на нескольких судостроительных заводах.

Головная НАПЛ Б-585 заложена в эллинге "Адмиралтейских верфей" в конце 1997 года, в октябре 2004 года подводная лодка спущена на воду. Затем начался длительный и сложный этап испытаний корабля. Из-за большого количества образцов новой техники, создававшихся в условиях тотального недофинансирования 1990-х годов, и новизны технических решений лодка длительное время не могла подтвердить требуемые характеристики. Только весной 2010 года подписан приемный акт, а на ПЛ поднят флаг ВМФ. ПЛ "Санкт-Петербург" официально вошла в состав соединения подводных лодок Балтийского флота, базирующегося в Кронштадте.

Недоработанность ключевых систем, таких как главная энергетическая установка, гидроакустический комплекс и др., небоеготовность НАПЛ определили статус лодки как опытовой. Большую часть времени лодка находилась у причала "Адмиралтейских верфей", где представители промышленности дорабатывали неудовлетворительно работающие комплексы и системы корабля.

Строительство последовавших за головной серийных ПЛ проекта 677 – "Кронштадт" (заложена в июле 2005 года) и "Севастополь" (дата закладки – 10 ноября 2006 года) – прекращено на ранних этапах и до настоящего времени заморожено. По неоднократным заявлениям главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, подводные лодки типа "Лада" перестали удовлетворять новым требованиям и более не устраивают Военно-морской флот.

Однако, судя по всему, ВМФ надеется, что работы, проводимые предприятиями оборонно-промышленного комплекса РФ на ПЛ "Санкт-Петербург", позволят лодке подтвердить свои характеристики и в модернизированном виде после устранения всех замечаний войти в состав подводных сил ВМФ. Об этом в своем интервью редакции Центрального Военно-Морского Портала сказал командующий Черноморским флотом контр-адмирал Александр Федотенков.

Мнение представителей промышленности относительно будущего серии НАПЛ типа "Лада" высказал генеральный директор петербургского Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Андрей Дьячков: вторая и третья лодки будут достроены по доработанному проекту, разработка которого уже ведется и будет завершена в 2013 году. Речь идет об оснащении лодок воздухонезависимой энергетической установкой на основе электрохимического генератора. Причем тот же главком Высоцкий в своем интервью РИА Новости высказал уверенность в получении воздухонезависимой энергетической установки для доработанных "Лад" уже в 2014 году. Однако Андрей Дьячков в сентябре 2011 года в интервью РИА Новости дал понять, что ВНЭУ не является единственной альтернативой модернизации "Лады". Другое перспективное направление – установка литий-ионных аккумуляторных батарей повышенной емкости, которые способны увеличить время нахождения НАПЛ под водой как минимум в 1,4 раза, обладают большим потенциалом совершенствования и не имеют недостатков, присущих ВНЭУ.

Есть еще один нюанс, показывающий отношение командования флота и Министерства обороны в целом к "Ладам" в существующем виде. По окончании двойной церемонии – закладки третьего фрегата "Адмирал Головко" проекта 22350 и установки закладной доски на головной корвет "Гремящий" проекта 20385, прошедшей на "Северной верфи", Владимир Высоцкий впервые озвучил названия десантно-высадочных кораблей-доков (ДВКД) типа "Мистраль", которые будут построены во Франции для отечественного ВМФ – "Владивосток" и "Севастополь". Не совсем понятно, как имя "Севастополь", присвоенное второй серийной НАПЛ проекта 677, будет передано новому ДВКД. Означает ли это, что НАПЛ Б-587, заводской № 572, будет снята со строительства и перезаложена по новому откорректированному проекту, но уже под другим именем?

Главное за неделю