Видеодневник инноваций
Баннер
Правильный моментный ключ

Как решить
проблемы
с обслуживанием
боевой авиации

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

От винта! "Звездочка" занялась выпуском пропульсивных комплексов
Текст: ОСК, №4, 2010, Александр Иванов
Фото: ОСК, №4, 2010
Центр судоремонта "Звездочка" — признанный лидер среди российских предприятий, занимающихся ремонтом и модернизацией подводных и надводных кораблей. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности компании — производство гребных винтов и пропульсивных движительных комплексов
Производство гребных винтов на "Звёздочке" было основано на небольшом участке одного из цехов в 1964 году. Сегодня трудно себе представить, но винты изготавливались в основном вручную при помощи пневмомолотов и шлифовальных машинок рабочими-рубщиками. В технологии использовались различного рода спецоснастки, в том числе продольные и объемные спецшаблоны, шаговые угольники и лекальные линейки.

Но производство расширялось, и для изготовления было выделено отдельное здание. Появились и первые специальные фрезерные станки с ЧПУ для обработки поверхностей гребных винтов. Ученые разрабатывали новые составы для изготовления гребных винтов. Появились и новые материалы — бронза и титановые сплавы, а также была внедрена лито-сварная технология производства.

Фирменный стиль

Винт — высокотехнологичный продукт. Двадцатилетний опыт выпуска винтов различной модификации, уникальные научные разработки ученых, плод оригинальных идей специалистов сегодня подкрепляются возможностями современных технологий, включая информационные. В компьютерных системах моделируются все варианты будущего изделия и проводятся расчеты его характеристик. Помимо техдокументации, конструкторы разрабатывают и специальную управляющую программу для станков с ЧПУ. Это позволяет значительно сократить объем ручного труда при шлифовальных и рубочных операциях на этапе доводки винта.

В 1989 году руководство завода приняло решение выделить участок обработки гребных винтов в отдельное специализированное винтообрабатывающее производство (СВОП), которое возглавил Николай Шорохов. Трудно поверить, что тогда мало кто на заводе поддерживал эту идею. Время же показало: решение было стратегически правильным. Сегодня в портфеле СВОП заказов на годы вперед. И выстраивается программа дальнейшего развития производства.

У "Звёздочки" самый большой в мире опыт изготовления гребных винтов из коррозионно-стойких марок стали. Практически все суда ледокольного флота России, в том числе атомные ледоколы "Россия", "Сибирь", "Арктика" и "Таймыр", оснащены продукцией "Звёздочки". Вся эта продукция прошла испытания арктическими льдами, что является высшим критерием оценки качества и надежности. Винты со знаком "Звёздочки" установлены на многих надводных кораблях разных классов и назначений. В основных потребителях и "Севмаш" с его главной продукцией — атомными подводными лодками. Знаменитые корабли "Севмаша" — "Акулы", "Барсы", "Граниты" — оснащены гребными винтами "Звёздочки".

Система менеджмента качества СВОП "Звёздочка" признана соответствующей стандарту ISO 9001-2000 и ISO 9001-2008. На проектирование, изготовление, ремонт и обслуживание гребных винтов всех классов и назначений, а также запасных частей к ним выдан сертификат DNV.

Среди партнеров предприятия — крупнейшие судостроительные, судоремонтные и машиностроительные предприятия России, входящие в состав ОСК. Среди иностранных партнеров — "ABB Marine" и "Steerprop" (Финляндия), "Hyundai Heavy Ind." и "Hyundai Mipo Dockyard" (Корея), международные холдинги "Aker Yards", "Fincantieri Shipyards" и многие другие. Помимо этого, предприятие освоило проектирование и серийное изготовление сборных гребных винтов для самого передового на сегодняшний день универсального движителя "Azipod". Он обеспечивает судну высокую маневренность и экономичность в эксплуатации. По заказу иностранных фирм "Звёздочка" изготавливает винты сборной конструкции для современных круизных суперлайнеров класса "Fantasy", "Eagle", "Vantage", "New Europe", "Costa", "Amsterdam", "Radiance", "Freedom", "Celebrity", "Genesis" и других. Постоянный контроль качества осуществляют классификационные общества Det Norske Veritas, Lloyd’s Register of Shipping, ABS, RINA, Germanischer Lloyd, Российский морской регистр судоходства.

Как появляются заказы

Мировой финансовый кризис в 2008 году не обошел стороной и судостроение. Уменьшился и объем заказов на гребные винты, изготавливаемые на "Звёздочке". Но специалисты винтообрабатывающего производства нашли выход из сложившейся ситуации и сейчас работают над новым перспективным проектом — это пропульсивные комплексы, позволяющие повысить маневренность судна, эффективность КПД его движителя. И для этого в центре судоремонта "Звёздочка" есть необходимые условия. В одном из филиалов предприятия — НПО "Винт" (Москва) — накоплен богатый опыт проектирования винтов регулируемого шага и винторулевых колонок.

Вот один из примеров того, как в портфеле СВОП появляются новые заказы. На международной выставке судостроения, машиностроения и морских технологий (SMM) в Гамбурге специалисты ЦС "Звёздочка" впервые выступили под эгидой Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). На стенде они представили современные пропульсивные комплексы. Совместно с компанией "Flowserve", своим партнером в области изготовления ВРК и подруливающих устройств, сотрудники предприятия провели презентацию на базе Гамбургского завода, показав объемы и технические возможности своего производства. По словам руководителя СВОП Николая Шорохова, лицензионное соглашение с компанией "Flowserve" поможет "Звёздочке" занять лидирующую позицию на отечественном рынке современных пропульсивных систем. Сейчас это актуально, потому что более половины строящихся судов оборудуются именно винторулевыми колонками.

"Звёздочка" следит за соответствием винтообрабатывающего производства современным требованиям и стандартам, поэтому регулярно обновляет станочный парк. Цех оборудован универсальными и специализированными токарными, фрезерными, карусельными и сверлильными станками с ЧПУ.

Предприятие использует новый горизонтально-расточной станок с набором различных сменных головок. Приобретен высокоточный токарный комплекс с ЧПУ. В июле 2010 года введен в эксплуатацию после глубокой модернизации фрезерно-расточной станок. Он имеет различные сменные головки и позволяет обрабатывать сложнопрофильные детали одновременно по пяти координатам. Этим планы обновления станочного оборудования не ограничиваются. Готовится глубокая модернизация специализированных винтообрабатывающих центров.

ВРК

Движительные комплексы, которые планируется изготавливать на "Звёздочке", относятся к уникальному наукоемкому оборудованию. На смену стандартным системам движения и управления судном "валопровод — гребной винт — рули" приходят именно ВРК, имеющие по сравнению с предшественниками целый ряд преимуществ. Они представляют собой систему, где один модуль обеспечивает и движение, и рулевое управление судном.

Различают два основных типа ВРК: механические и электрические. К их основным преимуществам относятся компактность размещения, отличные ходовые характеристики, низкий расход топлива, простота в управлении. Наконец, они обеспечивают экономию времени и средств при постройке судна благодаря тому, что требуют более простую структуру и форму корпуса, упрощают монтаж оборудования.

От первого лица

"Звёздочка" ежегодно выпускает большое количество цельнолитых и сборных гребных винтов, спрямляющих аппаратов, импеллеров, соответствующих ГОСТу 8054-81 и международным стандартам ISO 481/1, 481/2. Масса цельнолитых изделий может достигать 50 тонн, сборных — 80 тонн, диаметр — до 9 метров. Помимо этого, возможно изготовление и поставка запасных взаимозаменяемых (в том числе по балансировке) лопастей винтов регулируемого шага, ступиц и обтекателей всех типоразмеров из углеродистых и высокопрочных коррозионностойких сталей, цветных и титановых сплавов.

Среди новых разработок, улучшающих качество производства, стоит отметить также газодинамическое напыление медью крепежных деталей для сборки (болты, штифты, др.), что улучшает собираемость изделий.

— Одно из главных направлений развития "Звёздочки", утвержденное ОСК, — создание технологической базы для производства пропульсивных комплексов на основе движительно-рулевых колонок с силовым электрическим приводом, — говорит Николай Шорохов, руководитель винтообрабатывающего производства. — Это, прежде всего, проектирование и производство ВРК механического типа мощностью 10 и 25 МВт. Уже начаты ОКР "Проектирование и изготовление движительно-рулевой колонки мощностью 3,5 МВт", которые финансируются федеральной программой "Развитие гражданской морской техники". На первом этапе производства значительную часть комплектующих мы будем приобретать за границей. В последующем доля российских деталей в готовых изделиях может достигнуть 100 процентов.

Главное за неделю