Видеодневник инноваций
Баннер
Универсальный бронекатер

Быстроходный
бронекатер
для силовиков и спасателей

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Адмирала Горшкова" хотят загрузить американскими истребителями
22.05.08
Текст: Финансовые известия, Дмитрий Литовкин
Как стало известно, ВМС Индии направили запрос американской компании Boeing с просьбой изучить возможность использования многоцелевого истребителя F-18 Super Hornet на российском авианесущем крейсере "Адмирал Горшков". Это первый и по-своему уникальный (а больше скандальный) случай, когда на советском авианосце пытаются разместить американские самолеты.

Представитель Boeing Майкл Ритц подтвердил: такой запрос от Дели мы действительно получили. Более того, компания уже провела детальное моделирование и "допускает базирование истребителей F-18 на модернизированном авианосце".

Индия реализует масштабную программу переоснащения своих вооруженных сил стоимостью в $30 млрд. Только один тендер на поставку 126 многоцелевых боевых самолетов может принести победителю $9 млрд. Кроме того, в нынешнем году Дели планирует объявить новый тендер на поставку более 300 вертолетов на общую сумму около $1млрд. Из-за таких денег и началась борьба между странами и корпорациями. В ожесточенном бою участвуют компании Lockheed Martin (США) с истребителем F-16, Boeing с F/A-18E/F, SAAB (Швеция) с Gripen, Dassault (Франция) с Rafale, а также авиастроители объединенной Европы с истребителем Typhoon. Россия всеми силами пытается протолкнуть МиГ-35. Кто победит в тендере - пока не ясно. Каждая из сторон активно играет на повышение своих ставок. Например, во время визита в Индию министра обороны США Роберта Гейтса американцы якобы вели переговоры о передаче Дели своего авианосца "Китти Хок". Единственное условие - нужно докупить 65 истребителей Super Hornet. Не менее сильный ход предприняли и европейцы, предложившие Индии войти в качестве полноправного члена в состав корпорации Eurofighter, которая разработала и производит боевые самолеты нового поколения. Теперь стараниями лоббистов на крейсер "Адмирал Горшков" хотят посадить истребитель F-18 Super Hornet (hornet в переводе "шершень").

- Мы ничего не знаем о переговорах индийских ВВС и американского Boeing, - сухо сообщили "Известиям" на "МиГе".

Эксперты военного ведомства считают саму идею оснащения американским "Шершнем" советского "Горшкова" "почти что невыполнимой". Серьезные различия между российским МиГ-29К и Super Hornet только в размере и весе - "американец" тяжелее и больше. Тем не менее принцип посадки на палубу у нас и у них один и тот же: машина цепляется специальным крюком-гаком за стальной трос аэрофинишера и тормозит. Проблема только в том, чтобы совместить российскую и американскую системы ближней навигации и посадки. А это требует серьезных изменений конструкции и самолета, и корабля. "Проще построить новые", - убеждены эксперты.

Но главные проблемы ждут "Супер Шершня" при взлете. Дело в том, что у американцев машину "сбрасывают" с палубы авианосца паровой катапультой. А у нас - запускают в небо с трамплина. Майкл Ритц утверждает, что Super Hornet сможет взлететь с "Горшкова" "даже с полным боекомплектом". В корпорации "МиГ" говорят: "Это лукавство и защита корпоративных интересов. Не сможет". При трамплинном взлете резко возрастают нагрузки на фюзеляж и шасси самолета. Поэтому даже рассчитанные на такие нагрузки наши Су и МиГи идут на взлет не полностью заправленными и с ограниченным набором вооружения.

Американцы никогда серьезно не просчитывали подобных вопросов. Так как использовали совсем другие принципы взлета. Если американцы займутся решением проблемы с трамплинного взлета для F-18, то им скорее всего придется радикально менять компоновку истребителя. Получается, и вправду проще создать новый.

Еще одна проблема с базированием Super Hornet на "Адмирале Горшкове" будет связана с размерами самолета-подъемника - специального лифта, поднимающего машины из ангара на летную палубу. На нашем авианосце он рассчитан под меньший по размерам МиГ. Да и в самом ангаре из-за этого удастся разместить не 16 МиГов, а всего десяток "Шершней", а то и меньше. В этом случае теряется смысл обладания авианосцем - получается, боевые задачи проще решать самолетам дальней авиации.

В "МиГе" не расценивают интерес индийских ВМС к вариантам базирования F-18 на "Горшкове" как угрозу ранее подписанному контракту.

- Весной к нам приезжал командующий ВМС Индии, - сообщали "Известиям" в компании. - Ознакомился с процессом производства и качеством наших машин и остался очень доволен. Мы хоть и с небольшим опозданием, но выполняем взятые на себя обязательства. А в июне к нам уже приедут на обучение индийские летчики. Так что все в порядке. Первые четыре самолета будут переданы до сентября.

У российского авианосца своя "кредитная история"

Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" был построен на Николаевском заводе в 1982 году. В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным в январе 2004 года, он был передан индийской стороне с условием его модернизации на "Севмашпредприятии". Формально "Горшков" достался Дели бесплатно. Самый молодой из четырех российских авианосцев подарили в расчете на то, что вместе с ним удастся продать палубные истребители МиГ-29К и заработать на его переоборудовании. Сумма контракта составила $2-2,5 млрд. Корабль должны были передать Дели еще в 2008 году. Однако этого не произошло. Как объяснили наши оборонщики, из-за неправильно составленной сметы на переоборудование и падения курса доллара. В итоге Дели попросил доплатить за достройку крейсера вдвое больше.

Вопрос о точных сроках и цене модернизации "Горшкова" должен быть урегулирован 26 мая в ходе пероговоров делегации Минобороны Индии и госкомпании "Рособоронэкспорт" в Москве. Сумма дополнительных расходов может составить $600-800 млн. Индийские чиновники не против - покупка нового авианосца подобного класса обошлась бы в $4 млрд. В индийских ВМС рассчитывают, что 21-летний "Адмирал Горшков", уже нареченный "Викрамадитья" ("Всемогущий"), будет принят в состав вооруженных сил Индии в начале 2012 года и прослужит не менее трех десятилетий.

Технические характеристики МиГ-29 и F-18

МиГ-29

Взлетная масса - 15 000 кг
Максимальная скорость - 2450 км/ч
Потолок - 17 000 м
Дальность полета - 2100 км
Двигатели 2 - РД-33

F-18

Взлетная масса - 22 320 кг
Максимальная скорость - 2200 км/ч
Потолок - 15 240 м
Дальность полета - 750 км
Двигатели 2 - General Electric F404-GE-400

Главное за неделю