Текст: Виктор Дубровский, доктор технических наук, старший научный сотрудник
МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ
(ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБВОДОВ КОРПУСОВ)
1, 2 – катамаран,
симметричные и
асимметричные
корпуса;
3, 4 - тримаран, то
же; 5 – катамаран,
смещённые корпуса; 6 – проа; 7 – корабль с
аутригерами.
МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ
(КОРПУСА С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ,
КМПВ)
1 – дуплус (два корпуса, две
стойки); 2 – трисек (два корпуса,
четыре стойки); 3 – трикор (три
идентичных корпуса); 4 – корабль с корпусом МПВ
и традиционными
аутригерами; 5 – корабль с традиционным
корпусом и аутригерами с
малой площадью
ватерлинии (вариант
С.А.Руденко); 6 – однокорпусный МПВ
корабль на крыльях.
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ
НУЖДАЮТСЯ В:
ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ ХОДА как одном из
главных тактических преимуществ;
ВЫСОКОЙ МОРЕХОДНОСТИ как главного
условия эффективности экипажа и вооружения;
ВЫСОКОЙ ЖИВУЧЕСТИ, т.е. большом запасе
плавучести и достаточной аварийной
остойчивости;
МАЛОЙ ЗАМЕТНОСТИ для снижения
вероятности поражения;
БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ ПАЛУБ для размещения
перспективных систем вооружения, прежде всего
- авиационного.
ОСОБЕННОСТИ МНОГОКОРПУСНЫХ
КОРАБЛЕЙ (МКК) ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЭТИ
НУЖДЫ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ.
Удельная площадь палуб МКК превышает ту же
площадь однокорпусных кораблей (ОКК) в:
2.5 - 4 раза для катамарана;
1,9 – 2,3 раза для дуплуса и трисека;
1,6 – 2,3 раза для корабля с аутригерами и
традиционным корпусом;
1,3 – 1,6 раза для того же корабля с малой
площадью ватерлинии корпуса (КМПВ).
ВСЕ ТИПЫ МНОГОКОРПУСНЫХ КОРАБЛЕЙ
ИМЕЮТ - В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ - БОЛЕЕ
ВЫСОКУЮ МОРЕХОДНОСТЬ, ЧЕМ ОКК:
КАТАМАРАН имеет сниженную в 2 – 2.5 раза
бортовую качку (при сравнимом уровне её
ускорений);
КОРАБЛЬ С АУТРИГЕРАМИ И
ТРАДИЦИОННЫМ КОРПУСОМ – сниженные в
1,5 – 2 раза амплитуды бортовой и килевой качки
на большей части курсовых углов;
ВСЕ ТИПЫ КМПВ имеют сниженные в 2 – 3 раза
амплитуды, в 1.5 – 2 раза сниженные ускорения
всех видов качки, а также минимальное
дополнительное сопротивление на волнении
(КМПВ сравнимы по мореходности с ОКК в 5-15
раз большего водоизмещения).
ОСОБЕННОСТИ ПРОЧНОСТИ:
определяющее влияние поперечных нагрузок и
поперечных связей на обеспечение общей
прочности;
поперечные нагрузки максимальны при стоянке
лагом к волнам, снижаются с ростом скорости;
необходимость уделять особое внимание местной
прочности днища соединяющей корпуса
конструкции;
КМПВ отличаются сниженным продольным
изгибающим моментом на волнении,
дополнительно падающим при повышении
скорости.
ВСЕ МКК ИМЕЮТ ПОВЫШЕННУЮ
ЖИВУЧЕСТЬ БЛАГОДАРЯ:
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЭУ на
несколько автономных и удалённых одна от
другой частей;
ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ любого
нужного уровня (например, поперечная
остойчивость катамарана может быть равна
продольной, и даже превышать её);
ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ запаса
плавучести (в надводной платформе) в 2 – 5
раз большего, чем объёмное
водоизмещение.
СНИЖЕНИЕ ЗАМЕТНОСТИ МКК
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:
СНИЖЕНИЕМ ИНТЕНСИВНОСТИ ВОЛНОВОГО ПОЛЯ
благодаря генерирующим меньшие волны корпусам и-
или их благоприятному взаимодействию;
СНИЖЕНИЕМ ОТРАЖАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
надводной части благодаря более монолитной надводной
части с наклонными бортами, а также (обычным)
поглощающим покрытиям;
СНИЖЕНИЕМ ПОДВОДНОГО НИЗКО-И
ВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ благодаря
эффективному использованию тянущих малошумных
винтов и возможности размещения ЭУ в надводной части;
СНИЖЕНИЕМ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ благодаря
размещению газовыхлопа между корпусами и
дополнительным мерам его охлаждения.
ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ
МНОГОКОРПУСНЫХ КОРАБЛЕЙ:
ПОВЫШЕННАЯ МАССА КОРПУСНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ НА ТОННУ
ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ;
УВЕЛИЧЕННАЯ СМОЧЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
И ВЯЗКОСТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ;
УВЕЛИЧЕННАЯ ГАБАРИТНАЯ ШИРИНА;
ВОЗМОЖНОСТЬ СЛЕМИНГА НИЖНЕЙ
ПОВЕРХНОСТИ НАДВОДНОЙ ПЛАТФОРМЫ;
МЕНЬШАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ И НЕДОСТАТОК
ИНФОРМАЦИИ У БОЛЬШИНСТВА
СПЕЦИАЛИСТОВ;
МНОГОКОРПУСНЫЕ КОРАБЛИ
НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ К ДЕЙСТВИЯМ ВО ЛЬДУ.
Но к таким действиям не приспособлены
и однокорпусные корабли, потому что:
недостаточна местная прочность в
районе ватерлинии;
велико удлинение корпусов, а потому
неудовлетворительна поворотливость;
отсутствуют необходимые для ледового
плавания особенности формы обводов.