Текст: ОСК, №3, 2010, Антон Носов
Фото: ОСК, №3, 2010
В начале сентября 2010 года произошло событие, которого в современной истории взаимоотношений российского флота и создателей кораблей, как ни странно, не было. Руководители всех существующих сегодня четырех "надводных" ПКБ Объединенной Судостроительной Корпорации - директора, заместители, главные конструкторы, всего 23 человека, - прошли вахту в море на тех кораблях, которые проектировали
В течение трех дней
конструкторы-надводники
изучали быт, учебную работу, комфорт и неудобства
сторожевого корабля "Ярослав Мудрый" и корвета охраны водного района "Стерегущий". Семинар прошел
на Балтийском флоте в тот момент,
когда оба корабля проводили учебные
маневры.
Это не было каким-то новым, продвинутым вариантом "тимбилдинга" и уж тем более морской прогулкой. Это была встреча с клиентом.
Что важно, главком ВМФ России Владимир Высоцкий был одним из горячих сторонников встречи офицеров и проектировщиков в "полевых условиях". В семинаре принял участие командующий Балтийским флотом Виктор Чирков.
Руководители ПКБ во время вахты услышали от офицерского состава
кораблей примерно то, что выслушивают продавцы в автосалонах от покупателей. Параллель, конечно, касается
тех автосалонов, в которых продаются далеко не "бентли".
Почему такая встреча назрела?
Внимание руководства ВМФ России к западной военно-морской продукции, в частности, к французскому "Мистралю", вызвано простой вещью: "Мистраль" приспособлен к
жизни военного состава на корабле
куда больше, чем современные российские корабли. В его проектировании использованы гражданские технологии, которые превратили военный корабль в комфортный дом для
офицеров и матросов.
Превосходство гражданских технологий перед военными проявилось только в последние годы: за счет
того, что в гражданском секторе высока конкуренция, в отличие от сектора военного.
Судя по всему, и в военном секторе российские кораблестроители
вступают в эпоху жесточайшей конкуренции. ПКБ предстоит конкурировать уже не только друг с другом в
борьбе за возможность реализовать
проект, а верфям – построить корабль
на своих мощностях. Но и с зарубежными проектировщиками и готовой
западной продукцией.
Не менее важный фактор: создавая корабль 21 века, надо понимать,
что на нем будут служить профессионалы, так как переход на контрактную основу в российской армии — неизбежен, и требования личного состава корабля к качеству среды обитания
будут высоки.
В российском флоте, к сожалению,
сегодня ни одного такого "удобного"
корабля, как "Мистраль", нет. Но они
неизбежно появятся: именно "Мистраль" стал причиной того, что главкомат ВМФ отменил более 7 000 ГОСТов, которые сковывали проектировочные возможности российских корабельных конструкторов. ГОСТы
официально отменены с августа 2010
года. Уверенность в этом есть не только потому, что интеллектуальный потенциал российских проектировщиков – один из самых значительных в
мире. Но и потому, что у них есть уникальная возможность разговаривать с
клиентом не просто на понятном – на
одном языке.
Сегодня перед нашими конструкторскими бюро стоит простая и в
чем-то приятная задача: создать проект (ближайший — как раз проект
корвета ОВР, за ним — корабль океанской зоны и авианосец) с лучшим качеством судостроения. Качество судостроения – полное следование проекту. Качество проекта – полное следование требованиям заказчика и всему
лучшему, что есть сегодня на мировом
рынке материалов и технологических
решений. Теперь, нет сомнений, эти
реалии гражданского проектирования перейдут в область военного кораблестроения.
Вот почему руководителям "надводных" ПКБ было необходимо выяснить, что требуется экипажу, напрямую у тех, кто на корабле служит ежедневно и еженощно. И это в сентябрьскую вахту на Балтике удалось. Более того, проектировщики получили
от морских офицеров обоих кораблей
полную сводку их потребностей и замечаний к кораблям.
В течение десяти дней после прохождения уникальной вахты ее
участники составили сводный отчет замечаний и предложений по усовершенствованию старых моделей и
созданию новых. Следующая вахта
пройдет на подводном флоте с участием руководителей "подводных"
ПКБ.