Осилил только 20 страниц из этой предложенной ветки. При этом все, что судостроя и БРПЛ не касается - пропускал. Не впечатлился. Сегодня оборонке создается имидж, малосоответствующий реальному положению дел. А разговоры о том, что она вот-вот поднимется, не подкрепляются реальными действиями государства. Я плохо знаком с положением в танкостроении или авиастроении, но почему-то мне сдается, что ситуация там мало чем отличается от судостроя.
Безусловно, позитив есть. Но это позитив, который отсчитывается по шкале конца 90-х. Если же попытаться отрыть немного позитива по шкале, скажем, 80-х или 70-х годов, то увы... Даже если сегодня полностью удовлетворить мой родимый судострой финансовыми и трудовыми ресурсами, то сдавать, как это было во время Оно, по 6-8 АПЛ в год все равно окажется не под силу. Очень сомневаюсь, что даже по одной-то АПЛ удастся в строй ставить. Дело в том, что развал оборонки таки состоялся. Это - факт, не вызывающий никаких сомнений. Конечно, говорить о развале таких предприятий как Севмаш, ЛАО или Звездочка было бы неправильно. Предприятия живы и работают. Но сам один отдельно взятый Севмаш не построит корабль, а Звездочка в гордом одиночестве не сделает ему среднего ремонта. Развалена СИСТЕМА, обеспечивающая стапели всеми компонентами, необходимыми для строительства и ремонта. К примеру: до 60% корабельного оборудования стратега, подлежащего ремонту или замене восстанавливается непосредственно на верфи. Наши "кулибины" из КО или ПКБ уже все извилины заплели, пытаясь сделать прямо на заводе то, что раньше делали сотни контрагентов по всему Союзу нерушимому.
Во времена СССР было министерство, которое жесткой рукой разруливало проблемы "от и до". "От" хитрозадого контрагента "до" строительства жилья и обеспечения продовольствием. Кто сегодня пнет какой-нить казанский завод за то, что тот гнет ценник кверху или срывает график, если заводик этот 100% частный. Да вертел он как хотел и нас, и министра, и весь флот! И вообще, ему выгоднее закрыться, а в цехах автосалон открыть или гипермаркет. Такая байда - сплошь и рядом. На ремонте или строительстве АПЛ привлекается порядка полутора сотен контрагентских организаций. Из них, дай Бог, четверть - ФГУПы или государственные ОАО. Остальные - со смешанным капиталом или полностью частные, а это значит - неуправляемые (с точки зрения исполнения ГОЗ, конечно). Вот в чем развал оборонки состоялся. И теперь "вернуть матчасть в исходное" ой как проблемно. Даже если все верфи реконструировать, автоматизировать и повысить производительность труда втрое - объем контрагентских работ вряд ли уменьшится. И будут точно также наши строители писать письма Шаймиеву с просьбой хоть как-то повлиять на тот казанский заводик, который тормозит сдачу стратегического ракетоносца.
Про методику расчетов стоимости продукции я вообще бы помолчал, но уж коли Остапа понесло, то вот:
У нас есть ГОЗ. По каждым работам мы представляем в МО подробную калькуляцию наших затрат. Нам дают, подчеркиваю,
ДАЮТ процентов 10 рентабельности и вот вам цена. (Если удастся добиться 15 - то все от радости вообще писаются!). При этом объем контрагентских работ в себестоимости лимитируется. Нашего же контрагента никто так не обкладывает. Он цену своему контракту устанавливает исходя из собственных представлений о норме рентабельности и толщине слоя масла на ожидаемом бутерброде. Там норма рентабельности может и за 100% уйти. Особенно, если этот контрагент - единственно приемлемый. Если в СССР верфь вместе с министерством крутила яйца контрагенту, то теперь этот тактильный акт совершает контрагент с верфью. Поэтому удивляться растущей стоимости ГОЗ или срокам его исполнения не приходится.
Резюмируя весь этот сумбур, хочу сказать, что радужное будущее нашей оборонки миражом маячит где-то очень вдалеке. Это не значит, что сегодня она в глубоком кризисе, но быстро перевооружить армию и флот она не в состоянии.
ЗЫ: А на проблемах мы зацикливаемся потому, что про успехи в "Красной Звезде" почитать можно или по дуроскопу посмотреть.
Кстати, тут мы тоже радуемся если какие-то успехи имеют место быть! Не без иронии, конечно, т.к. обычно "успеха - на рубль, а шума - на три", но, тем не менее, радуемся вполне искренне.