Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3339: «Центр Технологии Судостроения и Судоремонта»; товар/услуга №83178: ВПЭН 50/20 .


Поиск


Прорыв российского судпрома в XXI век
03.10.11
Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото: Центральный Военно-Морской Портал
На Средне-Невском судостроительном заводе 22 сентября 2011 года провели торжественную закладку головного корабля противоминной обороны нового типа для ВМФ России – базового тральщика проекта 12700 "Александрит". Корпус корабля водоизмещением около 800 тонн полностью выполнен из композитного материала. Работы с композитными корпусами столь большого водоизмещения в мире выполняются ограниченным количеством фирм. Теперь в их числе и российский судостроительный завод. Корреспондент Центрального Военно-Морского Портала встретился по окончании торжественной церемонии закладки с генеральным директором Средне-Невского ССЗ Середохо Владимиром Александровичем и генеральным директором – генеральным конструктором ЦМКБ "Алмаз" Шляхтенко Александром Васильевичем.

Середохо В.А. (слева) и Шляхтенко А.В.
– Сегодня было сказано много лестных слов по поводу заложенного корабля ПМО. Александр Васильевич, в чем уникальность самого корабля и его оружия?

– Сегодня вообще день уникальный. Уже не первый год и Средне-Невский судостроительный завод, и КБ "Алмаз", и ученые из ЦНИИ им. академика Крылова, и ЦНИИ КМ "Прометей" (ведущий институт по разработке материалов для судостроения – прим. ред.) работают над новыми технологиями по созданию уникальных кораблей, которые имели бы значительно улучшенные эксплуатационные и боевые качества, по сравнению с кораблями предыдущих поколений.

Заложенный сегодня корабль отвечает самым современным требованиям, предъявляемым к противоминным кораблям. В первую очередь он обеспечивает траление самым современным способом – с помощью подводных аппаратов, действующих впереди по курсу. Корабль обладает уникальными возможностями по позиционированию, причем при очень высокой балльности моря – при 5 баллах он может обнаруживать, в том числе заиленные мины, и работать с ними. Все, что я могу сказать, не нарушая требований о государственной тайне – этот корабль отвечает самым лучшим образцам современной противоминной техники, в том числе и НАТОвским. Это корабль мирного времени, корабль обороны, его назначение – очищать фарватеры.

– Что представляют из себя противоминные аппараты, о которых Вы упомянули?

– Аппараты действительно уникальны. Они разработаны двух типов. Первый действует по проводам, ищет мины, передает картинку на корабль, и мы видим, где эта мина находится, и принимаем решение о дальнейших операциях. Аппарат второго типа действует автономно по программе. Его опускают в воду, и он там работает от 12 до 24 часов. Впоследствии уже на борту корабля производится расшифровка той информации, которую он доставил, и экипаж сравнивает ее с информацией, полученной от аппарата первого типа. На сегодняшний день мы работаем над аппаратом гибридного типа – он будет ходить как по проводам, так и автономно.

– В чем уникальность корпуса корабля?

– Говорят, что корпус корабля из пластмассы. Это совершенно неверно! Благодаря нашим уникальным специалистам создан композитный корпус, которого в мире до сих пор не существовало. Сегодня мы просто наблюдали за церемонией формальной закладки корабля, назначение которого – противоминные операции. Корпус корабля длиной более 70 метров изготовлен вакуумно-диффузионным методом. Фактически обшивка корпуса была залита менее чем за двое суток, но этому предшествовала огромная работа.

Корпус, изготовленный из этого материала, не поддается коррозии. При удовлетворении расчетных требований по прочности, он легче аналогичного корпуса из стали. Мы считаем, что этот корпус будет служить не менее 30-35 лет. Сталь служит на аналогичных кораблях 25, максимум 30 лет.

Созданный корпус – это огромный шаг вперед. Он может служить платформой для создания кораблей пограничной охраны, таможенной службы, ударных кораблей. Самое главное на сегодня, что у нас этот корпус получился и получился неплохо.

Следующие корабли в серии принесут снижение стоимости, и их строительство станет экономически выгодным для нас. Мы вместе с директором завода смотрим на перспективу возможности использования этой технологии для всего направления кораблей, которые можно строить на Средне-Невском заводе. Сегодня это единственный завод в судостроении, который по-настоящему занимается композитами.

– Владимир Александрович, завершение строительства корабля планируется в 2012 году. Насколько это длинный срок по меркам кораблестроителей?

– Из пяти лет работы над кораблем первые три года мы фактически потратили на отработку технологии и лишь только в этом году приступили непосредственно к строительству. С точки зрения процесса непосредственно строительства – это очень быстро. Мы сократили трудоемкость, начали применять автоматизированные системы. То, что мы делали традиционным способом предыдущие 40 лет, сейчас делают за нас машины и компьютерные программы, то есть рабочие превратились больше в операторов. В технологическом процессе присутствует высокая степень автоматизации и механизации. Тем самым мы сократили сроки изготовления и, что немаловажно, улучшили экологию. Нынешняя технология изготовления композитного корпуса намного более экологичная, чем существовавший прежде так называемый открытый способ.

На сегодня наш завод в вопросах строительства композитных корпусов находится на переднем крае технологий. Наши западные партнеры, программными продуктами которых мы воспользовались, считают, что мы совершили большой прорыв, даже по сравнению с их достижениями. Это стало возможным и благодаря привлечению молодежи. Мы заботимся о людях, которые работают, поэтому на заводе в последнее время очень большой приток молодежи. Например, на этом проекте работают инженеры, конструкторы и рабочие младше 35 лет. Это наше большое достижение, мы смогли сохранить и передать знание технологии производства композитных корпусов молодежи.

Еще один плюс наших технологий в том, что они обладают двойным и даже тройным назначением. То, что мы на сегодняшний день освоили, может быть использовано при изготовлении любой гражданской продукции. Не секрет, что композитные материалы являются одним их видов продукции, в которой широко применяются нанотехнологии. Во всем мире идет наступление композитов. Вы можете видеть это на примере авиации, автомобилестроения, а теперь и судостроения. Хотим мы этого или нет, но человечество создало материалы, которые более востребованы, чем традиционные металлы. За этим материалом будущее. Можно сказать, что мы сейчас сели в вагон поезда, которым движется весь мировой прогресс, лучшие производственные и технологические фирмы Запада. И даже несколько их опередили. Александр Васильевич уже сказал, что большие формы, большие конструкции из композита делать не все умеют. Мы этому научились! На рынке подобных предложений есть продукты европейских и американских фирм, а теперь и российский продукт. Могу сказать одно – на сегодня это действительно настоящий прорыв в XXI век. Мы понимаем, что можем сделать очень много не только для судостроения, но и для любого вида машиностроения.

– Вы упомянули, что часть комплектующих и материалов – импортные. Планируется ли в дальнейшем использование отечественных аналогов?

– Безусловно, да. Сейчас идет строительство завода по изготовлению подобных материалов в России. Есть специальная государственная программа, согласно которой скоро будут выпускаться угольные ткани, стеклоткани и связующие смолы уже непосредственно в России.

– Насколько велика заинтересованность ВМФ России – главного заказчика – в строительстве таких кораблей? Есть трудности с гособоронзаказом?

– Трудностей нет. Просто флот ждал показа наших достижений в технологии. Сейчас, думаю, мы все вопросы с заказчиком решим, и будем двигаться дальше гораздо более быстрыми темпами.

Решение всегда принимается быстрее, когда есть что показать. Это современный тренд – надо показывать достижения.

– Еще раз поздравляем завод и проектантов с закладкой. Успехов в дальнейшем строительстве!

Главное за неделю