В Астрахани продолжается производство секций плавдока для "Северной верфи"
Особенности, преимущества, недостатки
Текст: Виктор Дубровский, доктор технических наук, старший научный сотрудник
МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ (ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБВОДОВ КОРПУСОВ)

1, 2 – катамаран, симметричные и асимметричные корпуса; 3, 4 - тримаран, то же; 5 – катамаран, смещённые корпуса; 6 – проа; 7 – корабль с аутригерами.
МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ (КОРПУСА С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ, КМПВ)

1 – дуплус (два корпуса, две стойки); 2 – трисек (два корпуса, четыре стойки); 3 – трикор (три идентичных корпуса); 4 – корабль с корпусом МПВ и традиционными аутригерами; 5 – корабль с традиционным корпусом и аутригерами с малой площадью ватерлинии (вариант С.А.Руденко); 6 – однокорпусный МПВ корабль на крыльях.
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ НУЖДАЮТСЯ В:
- ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ ХОДА как одном из главных тактических преимуществ;
- ВЫСОКОЙ МОРЕХОДНОСТИ как главного условия эффективности экипажа и вооружения;
- ВЫСОКОЙ ЖИВУЧЕСТИ, т.е. большом запасе плавучести и достаточной аварийной остойчивости;
- МАЛОЙ ЗАМЕТНОСТИ для снижения вероятности поражения;
- БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ ПАЛУБ для размещения перспективных систем вооружения, прежде всего - авиационного.
ОСОБЕННОСТИ МНОГОКОРПУСНЫХ КОРАБЛЕЙ (МКК) ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЭТИ НУЖДЫ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ.
Удельная площадь палуб МКК превышает ту же площадь однокорпусных кораблей (ОКК) в:- 2.5 - 4 раза для катамарана;
- 1,9 – 2,3 раза для дуплуса и трисека;
- 1,6 – 2,3 раза для корабля с аутригерами и традиционным корпусом;
- 1,3 – 1,6 раза для того же корабля с малой площадью ватерлинии корпуса (КМПВ).
ВСЕ ТИПЫ МНОГОКОРПУСНЫХ КОРАБЛЕЙ ИМЕЮТ - В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ - БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ МОРЕХОДНОСТЬ, ЧЕМ ОКК:
- КАТАМАРАН имеет сниженную в 2 – 2.5 раза бортовую качку (при сравнимом уровне её ускорений);
- КОРАБЛЬ С АУТРИГЕРАМИ И ТРАДИЦИОННЫМ КОРПУСОМ – сниженные в 1,5 – 2 раза амплитуды бортовой и килевой качки на большей части курсовых углов;
- ВСЕ ТИПЫ КМПВ имеют сниженные в 2 – 3 раза амплитуды, в 1.5 – 2 раза сниженные ускорения всех видов качки, а также минимальное дополнительное сопротивление на волнении (КМПВ сравнимы по мореходности с ОКК в 5-15 раз большего водоизмещения).
ОСОБЕННОСТИ ПРОЧНОСТИ:
- определяющее влияние поперечных нагрузок и поперечных связей на обеспечение общей прочности;
- поперечные нагрузки максимальны при стоянке лагом к волнам, снижаются с ростом скорости;
- необходимость уделять особое внимание местной прочности днища соединяющей корпуса конструкции;
- КМПВ отличаются сниженным продольным изгибающим моментом на волнении, дополнительно падающим при повышении скорости.
ВСЕ МКК ИМЕЮТ ПОВЫШЕННУЮ ЖИВУЧЕСТЬ БЛАГОДАРЯ:
- ВОЗМОЖНОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЭУ на несколько автономных и удалённых одна от другой частей;
- ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ любого нужного уровня (например, поперечная остойчивость катамарана может быть равна продольной, и даже превышать её);
- ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ запаса плавучести (в надводной платформе) в 2 – 5 раз большего, чем объёмное водоизмещение.
СНИЖЕНИЕ ЗАМЕТНОСТИ МКК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:
- СНИЖЕНИЕМ ИНТЕНСИВНОСТИ ВОЛНОВОГО ПОЛЯ благодаря генерирующим меньшие волны корпусам и- или их благоприятному взаимодействию;
- СНИЖЕНИЕМ ОТРАЖАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ надводной части благодаря более монолитной надводной части с наклонными бортами, а также (обычным) поглощающим покрытиям;
- СНИЖЕНИЕМ ПОДВОДНОГО НИЗКО-И ВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ благодаря эффективному использованию тянущих малошумных винтов и возможности размещения ЭУ в надводной части;
- СНИЖЕНИЕМ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ благодаря размещению газовыхлопа между корпусами и дополнительным мерам его охлаждения.
ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ МНОГОКОРПУСНЫХ КОРАБЛЕЙ:
- ПОВЫШЕННАЯ МАССА КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ТОННУ ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ;
- УВЕЛИЧЕННАЯ СМОЧЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И ВЯЗКОСТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ;
- УВЕЛИЧЕННАЯ ГАБАРИТНАЯ ШИРИНА;
- ВОЗМОЖНОСТЬ СЛЕМИНГА НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НАДВОДНОЙ ПЛАТФОРМЫ;
- МЕНЬШАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ И НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ У БОЛЬШИНСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ;
- МНОГОКОРПУСНЫЕ КОРАБЛИ НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ К ДЕЙСТВИЯМ ВО ЛЬДУ.
- недостаточна местная прочность в районе ватерлинии;
- велико удлинение корпусов, а потому неудовлетворительна поворотливость;
- отсутствуют необходимые для ледового плавания особенности формы обводов.
Но к таким действиям не приспособлены и однокорпусные корабли, потому что:
Оглавление
Особенности, преимущества, недостатки
Некоторые построенные объекты
Предлагаемые проекты