ГОЗ - мониторинг
Форум Армия 2018

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Битва за тепловизоры: ВМФ покупает иностранные при наличии российских
Тема: Промышленность, Статьи

Стандарт для современных судов "малого флота" – наличие тепловизора, который облегчает навигацию и упрощает работу в сложных условиях. Долгое время из-за технологической отсталости, вызванной кризисом 1990-х годов, ВМФ России и другие силовые ведомства закупали иностранные тепловизоры, в основном производства американской компании Flir. Однако на рынке появился целый ряд отечественных разработок, более локализованных. Mil.Press FlotProm выяснил, почему отечественный флот и оборонка в целом продолжают покупать зарубежные тепловизоры, хотя уже есть российские разработки, часто не уступающие иностранным аналогам.

Почему российский флот смотрит "глазами" США


В середине 2000-х годов отечественный флот принял на вооружение сразу несколько лодок и катеров новых проектов: как рейдовых и разъездных, так и командирских, а также для спецопераций и патрулирования. "Однако тепловизоры – тема для российского флота сравнительно новая", – рассказал Mil.Press FlotProm экс-главком ВМФ России (1992–1997), адмирал флота в отставке Феликс Громов. По его словам, когда в 1990-х годах десятками списывали большие корабли, до катеров и тем более их оснащения дела не было. В это время фактически прекратило свою работу КБ "Редан" – головной разработчик катеров и лодок.

Тепловизоры Flir

Экс-сотрудник "Редана" Константин Голышев, сейчас возглавляющий компанию Bratan boats, рассказал изданию, что после гибели КБ российское государство потеряло целый ряд компетенций в создании катеров и лодок. Это негативно сказалось на оснащении судов малого флота тепловизорами и другой сложной техникой и в итоге привело к закупке иностранных комплектующих.
Адмирал флота Владимир Масорин отметил в беседе с корреспондентом Mil.Press FlotProm, что полноценно флот занялся катерами в середине 2000-х годов. Тогда судостроители получили ТЗ на лодку БЛ-680. Однако эти суда тепловизорами не оснащают. Подобной техникой озаботились при создании более крупных лодок и катеров, в частности БК-10, БК-16 и БК-18, а также противодиверсионных катеров "Грачонок".
Российская промышленность фактически давно способна повысить степень локализации компонентов для систем оптического наблюдения, но консерватизм заказчиков часто не позволяет этого сделать.

Кто и как устанавливает тепловизоры в России


Ведущие производители катеров рассказали Mil.Press FlotProm об особенностях установки тепловизионного оборудования.

Так, в компании "Мнев и К", поставляющей флоту катера Бл-680 и БЛ-820, рассказали Mil.Press FlotProm, что верфь не занимается установкой тепловизоров. "Это делает заказчик в соответствии со своими требованиями", – отметил представитель предприятия. Он также подчеркнул, что на большинство указанных катеров установка тепловизоров и не предполагается, хотя все зависит от функций и задач плавсредства: лодку для сил спецопераций могут оснастить инфракрасной камерой.

Катер "БЛ-680"

По словам источника Mil.Press FlotProm на заводе "Море", в Минобороны России предпочитают тепловизионную технику компании Flir, так как она хорошо себя зарекомендовала. При этом, добавил он, военное ведомство достаточно медленно реагирует на появление новых образцов тепловизионной техники. "Мы часто не можем продвинуть собственные инициативные разработки в области катеров, даже если там предусмотрена установка российского оборудования, в том числе тепловизоров", – сказал источник.

"Озерная верфь" также руководствуется пожеланиями заказчика, рассказали изданию в компании. На катера Laky Verf 12M и 15MJ судостроители могут установить как отечественные, так и зарубежные тепловизионные системы – "все по желанию заказчика".

Замдиректора завода "Пелла" Илья Вайсман сообщил корреспонденту Mil.Press FlotProm, что предприятие самостоятельно устанавливает тепловизоры. По его словам, катера "Раптор" долгое время оснащали зарубежными тепловизорами и только недавно перешли на отечественные.
Представители отрасли отметили в беседе с корреспондентами издания, что закупки силовиками тепловизионной техники отличает некоторая бессистемность. Это связано с отсутствием комплексных требований к малому флоту из-за закрытия профильного КБ "Редан".
Mil.Press FlotProm ранее проанализировал эту проблему в статье "ВМФ по мелочам не разменивается: на государственном уровне некому думать о катерах".

Кто лишает малый флот отечественных тепловизионных комплексов


Вместе с тем случаи поставки иностранных тепловизоров нередки, объясняет экс-главком ВМФ Феликс Громов. "Флот консервативен, он привык к испытанным образцам, поэтому часто выбор в пользу иностранной техники делают "по привычке", – сказал адмирал флота. То же относится и к другим силовикам, которые в закупках часто ориентируются на оборонку.

По информации источника в отрасли, знакомого с ситуацией, иностранные тепловизоры, прежде всего Flir, российским силовикам поставляют несколько российских же компаний, в том числе с государственным участием. Официальные представители этих фирм данный факт не подтвердили. Источник добавил, что указанные предприятия поставляют в основном камеры M-серии и MD-серии, и не всегда официально. При этом характеристики этих экспортных изделий несколько хуже, чем для ВМС США – например, частота кадров составляет не больше 9 Гц вместо рекомендуемых 25.

Так, подобные тепловизоры ранее установили на суда Ярославского и Костромского судостроительных заводов: на катерах-бонопостановщиках типа "Александр Сизонцев" проекта А-40-2Б-ЯР и патрульных катерах КС-951 для Береговой охраны.

Один из научных сотрудников ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" заметил в беседе с корреспондентом издания, что поставки "серых" американских тепловизоров продолжаются, но предприятия руководствуются техзаданием силовиков. "Требования определяет заказчик, и судостроители, естественно, их выполняют. Процент "импортозамещенности", конечно, важен, и в продукции военного назначения этот показатель отслеживают", – отметил он.

Иностранные тепловизоры закупают и научные институты, а также оптические заводы – например, Уральский оптико-механический – для проведения исследований и новых разработок.

Зарубежные тепловизоры ставили на первые "Рапторы" производства завода "Пелла". Американский тепловизор стоит в частности на "Юнармейце Балтики", базирующемся в Ломоносове. В последние годы "Рапторы" получили отечественные тепловизионные системы.

1 / 2


На МВМС-2017 свои разработки в области тепловизоров показали несколько российских компаний. Морскими тепловизионными системами или компонентами для них занимаются АО "ЛОМО", АО "НПО "Карат", АО НПП "АМЭ", "Нева-Электроника", BBC Teplovizor и другие предприятия.

"Натовский" тепловизор с сюрпризом: чем опасна для силовиков поставка зарубежной техники


Таким образом, в случае с большими кораблями проблема импортозамещения в основном решена, если не считать французских матриц. А вот катера и другие суда с небольшим водоизмещением по-прежнему часто получают зарубежную технику, в том числе из стран блока НАТО.
Иностранные тепловизионные комплексы потенциально опасны в случае использования на кораблях и судах ВМФ и других силовиков, рассказал в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm один из инженеров ЗАО "Нева-Электроника". По его словам, существует возможность передачи тех или иных данных – например, о местонахождении объекта – с помощью техсредств, скрытых в устройстве. Вместе с тем эксперт призвал не преувеличивать опасность, отметив, что технику начинают использовать в войсках только после спецпроверки.
Правда, специальные исследования не всегда замечают возможную опасность. Известна история с защищенными ноутбуками для Минобороны на базе портативного компьютера Getac А790, в которых обнаружили потенциально вредоносную программу Computrace LoJack, разработанную канадской фирмой Absolute Software. Это ПО в состоянии отслеживать информацию, которая находится на машине и, возможно, пересылать ее через интернет. Об этом еще в 2011 году писали российские СМИ, на проблему также обращали внимание специалисты по информационной безопасности.

Долгий путь к отечественным тепловизорам: от импортозамещения к системным закупкам российского оборудования


Мелкосерийное производство сканирующих тепловизоров на базе французских или китайских матриц ведется на предприятиях холдинга "Швабе", соответствующими исследованиями занимаются институты Российской Академии Наук. Российские предприятия в состоянии сформировать технический облик тепловизоров, разработать их эргономику в соответствии с российскими условиями. Речь идет о принципиальной схеме, дизайне и функциональности.

Тепловизионный модуль, использующийся в отечественных тепловизионных системах

По словам источника издания в отрасли, по основным характеристикам отечественные и зарубежные изделия совпадают, при этом российские устройства в чем-то даже превосходят западные. Вместе с тем проблемой остается импортозамещение в области элементной базы. В первую очередь это касается матриц и камер, а также тепловизионных блоков в целом. "Однако в данном случае санкции нам не грозят: большинство элементов можно купить в Китае, в ряде стран Юго-Восточной Азии, а также в Европе", – добавил он.

Вместе с тем, комплексная замена иностранного тепловизионного оборудования российских катеров на отечественное пока не планируется, добавил он. По словам источника, это не входит в программу импортозамещения, так как последняя включает в себя только новые проекты. "При этом представители промышленности и флота часто умалчивают о поставках иностранных комплектующих, а санкции всегда можно обойти через третьи страны", – добавил он.

Госзаказчики продолжают отдавать предпочтение продукции Flir и других зарубежных компаний. Однако при наличии хорошо зарекомендовавшего себя российского продукта они готовы переключиться на отечественные комплектующие – после выполнения российской промышленностью необходимых опытно-конструкторских работ, заключил источник.

Изображение с тепловизора Flir

Таким образом, для полного "тепловизионного импортозамещения" потребуется еще 3-4 года, которые уйдут на выполнение ОКР, испытания и внедрение технологий на судоверфи. Однако профильной опытно-конструкторской работы по тепловизионным системам для малого флота разработчики пока не получали. По данным источников издания, соответствующие работы ведутся пока в инициативном порядке.

Эксперты: Российская промышленность может импортозаместить тепловизоры и создать их облик


Замдиректора российского Центра анализа стратегий и технологий, капитан II ранга запаса Максим Шеповаленко считает, что закупка иностранных тепловизоров пока представляется флотскому руководству логичной.
"Это связано с отставанием наших технологий после распада СССР. Бронетехника, штурмовая авиация и малый флот серьезно пострадали, ведь в приоритете были элементы ядерной триады. И полностью отечественных тепловизоров нет до сих пор", – рассказал Mil.Press FlotProm Шеповаленко. По его словам, флоту проще использовать известные бренды, пусть и западные.
А перед закупкой более локализованных разработок российских компаний стоит провести комплексные испытания. Речь идет, например, об ознакомлении с импортозамещенными тепловизорами сотрудников НИИ кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ.

С Шеповаленко солидарен главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник запаса Виктор Мураховский. Он считает, что российским тепловизорам и в частности матрицам предстоит путь в несколько лет, прежде чем они смогут конкурировать с иностранными образцами. "Мы производим сканирующие матрицы, но современные смотрящие матрицы в России пока не делают", – говорит он.

Эксперт подчеркнул, что для бронетехники, штурмовой авиации и малого флота лучше использовать тепловизоры с матрицами на КРТ-пленках: "Это делают все развитые страны, и Россия должна быть здесь конкурентоспособной".

Тепловизор в действии на МВМС-2017

Однако в каждом конкретном случае нужно учитывать прежде всего техзадание заказчика, а применительно к небольшим катерам возможно использование других технических решений, более простых, малогабаритных и дешевых – естественно, при их соответствии требованиям. Наконец, в отсутствие внятных ТЗ от силовиков проигрывают и заказчики, и производители техники.

Дмитрий Жаворонков