Видеодневник инноваций
Баннер
Диагностика БРЭО

Линейка комплексов
для диагностики
БРЭО

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Осторожно, подделка: как отличить фальшивую судовую арматуру от подлинной
Тема: Промышленность, Статьи

По оценкам участников рынка, объем нелегальной продукции на российском рынке судовой арматуры оценивается в 1 млрд рублей ежегодно. А ведь выход из строя энергетических, балластных, бытовых и других систем, где задействована арматура, может привести к самым печальным последствиям – вплоть до гибели корабля и личного состава. Подобный сценарий неизбежно влечет за собой уголовные дела, фигурантами в которых становятся те, кто допустил попадание контрафакта на боевые корабли. Для руководителей верфей, начальников отделов закупок и специалистов входного контроля Mil.Press FlotProm рассказывает о пяти отличиях подлинной продукции от контрафактной.

Как и любая другая некондиционная продукция, нелегальная судовая арматура делится на контрафактную и фальсифицированную.

Судовая арматура б/у в Херсоне

Фальсификат – поддельный продукт, у которого фактические показатели характеристик, материалов, места изготовления и условий эксплуатации оборудования не соответствуют заявленным в паспорте продукции.

Контрафакт – изделия, выпущенные с использованием конструкторской документации, на которую "изготовители" не имеют законных прав.
Происхождение поддельной арматуры (нажмите для просмотра)
    Значительная часть фальсифицированной арматуры попала на рынок со складов, принадлежавших Минобороны СССР и вскрытых в 1990-ые годы – в них хранилась резервная арматура для ремонта кораблей в условиях войны.

    Какой-то процент б/у арматуры повыносили с территории судоремонтных предприятий недобросовестные рабочие. А есть ведь еще и умельцы-кустари.

    Что касается контрафакта, то в постперестроечные годы произошла утечка документации как с арматуростроительных заводов и верфей, выпускавших определенную номенклатуру под собственные нужды, так и с проектирующих арматуру конструкторских бюро. Это и обеспечило чертежами вышеупомянутых кустарей.

    Подробнее о способах и последствиях проникновения нелегальной продукции на судостроительные предприятия читайте в материале Mil.Press FlotProm "Дефектные жилы новейших кораблей".

Отличие первое: стоимость продукции


Качественная арматура не должна стоить дешево, поскольку ценообразование сильно зависит от технологических возможностей предприятия. Обслуживание станочного парка, заточенного под производство широкого номенклатурного ряда арматуры, требует ощутимых текущих расходов.

Кроме того, крупные производства постоянно инвестируют в развитие и опытно-конструкторские работы. А технологический процесс, в оптимальном варианте, предполагает также изготовление литья, штампованных деталей, наплавки, рентгена и многих других производственных этапов. Все это, в конечном счете, отражается на цене.

Маленькому штату "локальной" компании сложно поддерживать на должном уровне соответствующую инфраструктуру.

Предотвратить попадание на корабль нелегальной продукции поможет сравнение предложенной цены со среднерыночной. Если последняя сильно выше - стоит бдительнее отнестись к поставщику. Вероятно, он предлагает контрафакт.

Однако нелегальные поставщики для увеличения собственной прибыли могут скорректировать предложенную стоимость своей "продукции" в сторону среднерыночной. А это значит, что только сопоставлением цены обойтись не получится.

"Клапан для кингстона" на сайте Авито

Отличие второе: внешний вид и соответствие стандартам


Отличить арматуру складского хранения от продукции текущего производства поможет внимательное изучение внешнего вида. Составные части легального изделия – одного цвета, в то время как подделка зачастую собрана из деталей разного оттенка. И, разумеется, необходимо полное соответствие фактических размеров продукции показателям, указанным в чертежах.

Арматура поставляется на верфи непокрашенной, поскольку ее красят в цвет судовой системы, в которую устанавливают уже на судостроительном предприятии. Исключение – арматура из стали и чугуна, которую грунтуют еще при производстве.

Очевидные признаки нелегальной продукции – коррозия, трещины, окраска, отсутствие маркировки. Однако "поставщики" всячески стараются их замаскировать. Главный инженер завода "Армалит" Михаил Смаковский рассказал Mil.Press FlotProm о том, какие именно манипуляции злоумышленники осуществляют со складской или бывшей в употреблении арматурой, чтобы продать ее под видом новой.
"Как они восстанавливают старые изделия? Самый простой вариант – стирают номер и набивают новый. Более сложный – разбирают арматуру, оставляют корпусные детали, проводят дробеструйную очистку, меняют резиновые прокладки и собирают обратно", – указал эксперт.
Он добавил, что "Армалит" входит в совет ОСК по проблемным вопросам в судовом арматуростроении и активно борется с недобросовестными поставщиками.

Контрафактная судовая арматура

Обратите внимание, что на прошедшей военную приемку арматуре размеры составных частей соответствуют друг другу, резьба находится в идеальном состоянии, а крышка арматуры не свисает с корпуса.
Дополнительные признаки контрафакта для специалистов (нажмите для просмотра)
    Дефектный сварочный шов

    Асбестосодержащие прокладки (не используются в современной арматуре)

    Торчащие стопорные лепестковые шайбы ("пострадали" при переборке складской арматуры)

    Отверстия патрубков с каплями литья, трещинами и налетом (согласно ОСТ и ГОСТ их быть не должно)

    Специфические полосы на уплотнительных поверхностях фланцев (следы обработки чугунным притиром)

Отличие третье: паспорт и сопроводительные документы


Ознакомиться с параметрами и характеристиками изделия, в частности, с серийным номером с корпуса, можно в его паспорте. Его минимальный объем – четыре страницы, и чем сложнее арматура, тем толще документ.

Но существует такое явление как "псевдобрендинг", когда контрафактчики поставляют на предприятия сомнительную продукцию под видом легальной арматуры официальных производителей. Значит, следует внимательно изучать водяные товарные знаки и другие методики, которыми производители защищают свои паспорта от подделывания.

При появлении подозрений, что поставщики – не те, за кого себя выдают, следует связаться с представителями предприятия, под названием которого предлагается продукция. Добросовестные изготовители хранят у себя журналы с номерами выпускаемых изделий, и сверка данных позволит определить легальность арматуры.

Помимо паспорта производитель обязан предоставить техническое описание, и, в случае, если это предусмотрено контрактом – руководство по эксплуатации. Дополнительно можно поинтересоваться происхождением сырья. Ответить на этот вопрос помогут сертификаты на детали и комплектующие, а также договор об изготовлении литья по кооперации (в случае, если собственного литейного цеха на заводе нет).

Литье судовой арматуры
Какие бумаги еще способен предоставить надежный поставщик (нажмите для просмотра)
    Атестация сварщиков

    Аттестация технологического процесса

    Аттестация сотрудников лабораторий

    Аттестация метрологов

Отличие четвертое: конструкторская документация


У законного производителя есть учтенная документация, предоставленная ему конструкторским бюро. Головной российский проектант типовой арматуры для военных кораблей – конструкторское бюро "Армас" (входит в "Центр технологий судостроения и судоремонта").

Номенклатура судовой арматуры очень широка и это создает условия для манипуляций. В "контрафактной практике" случались прецеденты, когда поставщик, обладая хотя и оригинальной документацией, но на ограниченное количество номенклатурных позиций, изготавливал целый типоряд схожего оборудования.
"У нас есть архив, в котором порядка 20 тысяч наименований изделий. В обиходе сейчас – от 5 до 7 тысяч, и их чертежи постоянно обновляются по части конструкции, химсостава и технологии производства", – указал генеральный директор КБ "Армас" Борис Логинов.
Поэтому представителям кораблестроительных предприятий необходимо поддерживать контакты с конструкторскими бюро. Только они подтвердят или опровергнут факт сотрудничества с теми или иными производителями по конкретным номенклатурным единицами, а также сообщат о внесении корректив в документацию.

Отличие пятое: требования к производителю

"Производитель мало того, что должен чертежи получить, он должен иметь соответствующее оборудование, военную приемку, приемку ОТК, регистры", – подчеркнул начальник сектора противопожарных систем ЦМКБ "Алмаз" Константин Ибрагимов.
Покупатель вправе потребовать у изготовителя предъявить следующие документы: решение о постановке на производство в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.301-2003, Акты квалификационных испытаний и решение по ним, лицензию на производство и реализацию вооружения и военной техники (ВиВТ), лицензию ФСБ на осуществление работ с гостайной, а также сертификаты менеджмента качества ГОСТ РВ -0015-002-2012 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Наличие указанных документов говорит о состоятельности предприятия.

Станок DMG на предприятии

Немаловажный момент – производители с данными документами предпочитают работать без посредников и перекупщиков.

Объединенная судостроительная корпорация в недавно разработанном "Стандарте аудита поставщиков судового комплектующего оборудования" рекомендует верфям запрашивать от изготовителя письмо, подтверждающее наличие необходимых лицензий и сертификатов, а также договор на техническое сопровождение, подписанный разработчиком чертежей.

Помимо доказательств наличия авторской документации ОСК призывает головные компании запрашивать у поставщика копию бухгалтерского баланса, справку о производственных мощностях, а также информацию о выполнении договоров за последние три года.

Кроме того, косвенно оценить уровень состоятельности поставщика "на глаз" помогает наличие у него собственного литейного цеха – крупные производители стремятся иметь его, поскольку он позволяет заводу сократить сроки производства и гарантировать качество отливок. В случае, если литейный цех отсутствует, всегда можно запросить договор о кооперации.

Mil.Press FlotProm продолжит серию публикаций о проблемах рынка судовой арматуры. В следующем материале речь пойдет о конкретных последствиях "арматурной ошибки": финансовых и временных затратах флота на замену некачественных комплектующих.