ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Передовые флотские практики: как бумажную техдокументацию заменяют цифровой
Тема: Промышленность, Статьи

Изучение технической документации экипажем – неотъемлемая часть морской жизни. Именно в ней расписаны режимы работы судовых систем и механизмов, необходимые действия личного состава в борьбе за живучесть, объемы предстоящего ремонта и многое другое. На большей части кораблей и судов Военно-морского флота России эта информация содержится в бумажном архиве. Сегодня ВМФ приступает к внедрению эксплуатационных и ремонтных руководств в виде программы для интернет-браузера. На примере плавкрана проекта 02690 Mil.Press FlotProm рассмотрел, как интерактивная инструкция повысит мастерство экипажа и за счет чего сократит ремонтные работы любой сложности.

Соответствовать времени


Конструкторские бюро и проектные организации военно-промышленного комплекса достаточно давно перешли на использование систем автоматизированного проектирования (САПР), работая над чертежами и моделированием перспективной техники в специализированных программах.

Головной плавкран проекта 02690 СПК-19150

В свою очередь, менеджмент оборонных предприятий активно внедряет цифровое управление производством, позволяющее руководить основными процессами на предприятии при помощи компьютера. На этом фоне вполне закономерно смотрится разработка инновационных программных продуктов и для нужд непосредственных эксплуатантов того или иного вооружения.

Ярким трендом последнего времени стало создание российскими разработчиками интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) для экипажей боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов Военно-морского флота, а также для обслуживающего персонала.
"Переход на интерактивные системы стартовал совсем недавно, какая-либо активность началась максимум год назад", – сообщили корреспонденту FlotProm в бюро главных инженеров проектов Центра технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС).
В частности, сегодня Минобороны РФ апробирует электронную эксплуатационную и ремонтную документацию на морских самоходных плавучих кранах проекта 02690, разработанных петербургским "Спецсудопроектом".

Легко разобраться, быстро отремонтировать


Сегодня эксплуатационная и ремонтная документация на большую часть действующих кораблей и судов ВМФ представляет собой объемный бумажный архив, которая хранится там же – на борту. Поэтому, по словам заместителя главного инженера по IT "Спецсудопроекта" Сергея Макеева, главная идея разработки заключается в переводе работы с судовыми документами в прогрессивный цифровой формат.
"Мы сделали программу, с помощью которой личный состав может оперативно освоить корабельные системы и устройства, а вместе с ними правила эксплуатации и ремонта. Помимо множества детализированных трехмерных моделей, присутствуют текстовые описания к ним", – рассказал специалист.
3D-модели для ИЭТР были созданы "Спецсудопроектом" при участии IGA Technologies. В специализацию IGA Technologies входит внедрение решений по управлению жизненным циклом различных изделий. Среди других клиентов компании – "подводное" конструкторское бюро "Рубин", прибалтийский завод "Янтарь", "Институт Гидропроект", научно-производственное объединение "Техномаш", а также многие другие российские промышленные и инженерные организации.

1 / 3
"3D-модели, разработанные в Catia, стали инфраструктурным фундаментом проекта", – сообщил исполнительный директор IGA Technologies Евгений Петров.
Как добавил начальник IT-отдела компании Игорь Пономарев, при создании моделей применялось последнее поколение программного обеспечения от компании Dassault Systemes, одного из мировых лидеров на рынке интеллектуальных информационных решений.

Далее "Спецсудопроект" синхронизировал модели с массивом бумажных документов по плавкрану и собственным веб-интерфейсом, в результате чего получилось интерактивное руководство в том виде, в котором его знают эксплуатанты. Программа сводит данные обо всех агрегатах и механизмах плавкрана проекта 02690 в единую инфосистему, что позволяет оперативно найти все необходимые эксплуатанту сведения. Каких-либо дополнительных драйверов для установки не требуется – достаточно стандартного браузера.

Продукт обладает дружественным интерфейсом: он интуитивно понятен и схож по своей структуре с веб-сайтом, его можно дополнять аудио- и видеоматериалами, переходить по гиперссылкам со страницы с судовым механизмом на страницу со смежным устройством. Структурно софт выглядит как иерархический каталог, в котором размещены устройства судна поочередно – от крупных машин к их мелким комплектующим.

Системные требования к оборудованию, на который устанавливается интерактивное руководство, минимальны – его "потянет" любой компьютер. Разве что, чем сложнее и детализированнее 3D-модели механизмов, тем мощнее должны быть процессор и видеокарта. Глубина проработки трехмерной графики зависит от пожеланий заказчика. Помимо этого, установить документацию можно и на планшет или смартфон. Без соответствующих прав в систему с документацией судна ВМФ не попасть, существует система разграничения прав доступа.

1 / 4

По мнению разработчиков, при использовании интерактивной инструкции моряки способны серьезно повысить свои профессиональные компетенции – что естественным образом повлечет за собой сокращение случаев выхода из строя того или иного оборудования. Однако техника отказывает не только из-за некорректного обращения с ней: никто не отменял последствий воздействия среды, износа и прочих неисправностей, не связанных с человеческим фактором.

Тогда экипаж принимает решение в зависимости от масштаба поломки: чинить самостоятельно, обратиться к специалистам по техническому обслуживанию или же отправить на завод ремонтную ведомость, шаблон для заполнения которой уже размещен в ИЭТР. В первом случае мультимедийная инструкция упростит задачу самим матросам, в остальных – сотрудникам баз технического обслуживания и рабочим верфей, у которых также есть возможность работы с программой.

Найти общий язык


Головной плавкран проекта 02690 СПК-19150 на Северном флоте

С тем, что цифровая документация доступна в освоении каждому, согласен механик-наставник судов обеспечения Северного флота, специалист с более чем 20-летним стажем Игорь Шагун.
"Честно сказать, более удобного руководства я не видел. Здесь есть все судовые системы, присутствует привязка к корпусу. Мне и моим механикам не приходится доставать и изучать гору бумажной документации, тратить на это массу времени. Что-то забарахлило – включаешь планшет, заходишь в программу и начинаешь ремонт по загруженной в нее схеме", – сообщил судомеханик.
Удобный интерфейс заметно упрощает и обучение работе с неисправным оборудованием привлеченных специалистов – например, сменных механиков или мотористов. Это тоже ускорит техобслуживание и повысит его качество.

Одно из ключевых преимуществ ИЭТР – упрощение взаимодействия между эксплуатантами и различными подразделениями или предприятиями, имеющими отношение к жизненному циклу судна и его оборудованию.
"Не так давно кран заходил на плавдок. Механик за пять минут нашел, распечатал на бумаге и передал доковикам перечень необходимой для ремонта номенклатуры: сколько нужно болтов, какой марки, ну и так далее, – рассказал Игорь Шагун. – В это же время другое судно стояло по соседству. Так там, пока моряки искали ремонтную документацию и рисовали схему, как именно следует чинить неисправные изделия, прошло без малого три дня!".
В соответствии с требованиями нормативных документов, личный состав кораблей и судов составляет и направляет ведомости ремонтных работ (ВРР) на рассмотрение и согласование своему руководству, а именно заместителю электромеханической части соединения кораблей и начальнику технического управления флота. В процессе рассмотрения объема работ определяется и необходимое финансирование предстоящего ремонта. Однако процедура согласования затрудняется бумажной волокитой и, порой, различием во взглядах задействованных структур на меры по восстановлению корабля или судна.

1 / 3
"При помощи цифровой документации все участники процесса смогут обсудить предстоящий ремонт в режиме онлайн. Время, потраченное на согласование, сокращается до минимума – все видят одно и то же. Решают, что конкретно следует ремонтировать, каким образом, в какие сроки. Идет предметный и конструктивный разговор с использованием ИЭТР, просматриваемых и обсуждаемых всеми заинтересованными сторонами на мониторе", – пояснил начальник отдела сопровождения жизненного цикла кораблей, судов, морской техники ЗАО "Спецсудопроекта" Андрей Синов.
Аналогичным образом упрощается взаимодействие и с судоремонтными предприятиями. Так, работа с интерактивными документами упростит и ускорит поставку материалов и комплектующих изделий на завод, да и сам по себе наглядно представленный рабочий процесс будет существенной помощью при ремонте. Тем самым сокращается вероятность срыва сроков и объема ремонта кораблей и судов.

Наконец, ИЭТР крайне полезна для подготовки экипажа, а также спасательных подразделений и служб к борьбе за живучесть.
"Когда судно встает в док, проводятся определенные мероприятия по живучести: совместные учения с аварийно-спасательной службой флота и с привлечением МЧС. Сотрудники чрезвычайного ведомства тоже пользуются программой и знают, что из себя представляют судовые системы, какие действия предпринимать в нештатной ситуации", – подчеркнул механик-наставник судов обеспечения Северного флота Игорь Шагун.

Работать с прицелом на будущее


Погрузка плавкраном проекта 02690 крылатых ракет "Калибр" на дизель-электрическую подлодку "Новороссийск"

По словам создателей, у разработки есть потенциал для дальнейшего развития – поскольку он, по сути, представляет собой фундамент, на котором можно достроить продукт и для других потенциальных заказчиков, имеющих отношение к корабельному жизненному циклу. В частности, возможна доработка и под нужды судостроительных предприятий.
"Верфям на этапе строительства могут оказаться интересны все те же трехмерные модели. Тогда при производстве на стапеле или в цеху мастера гораздо быстрее разберуться в том, что им необходимо сделать. Скажем, им сложно представить в уме систему вентиляции или водопровода, поскольку она проходит через все судно. А наша модель упростит для них эту задачу, – отметил заместитель главного инженера по IT "Спецсудопроекта" Сергей Макеев. – Пока что мы этим направлением не занимались, но если у кого-либо появится интерес, то готовы взяться за работу".
Другое перспективное направление – диагностика повреждений и обнаружение нештатных ситуаций за счет телеметрии с последующим выводом на экран компьютера или планшета, на которых установлена программа. Как отмечают разработчики, технически данную задумку реализовать несложно, поскольку достаточно дополнить корабельные системы сигнализационными датчиками.

Наконец, ИЭТР от "Спецсудопроекта" можно доработать до универсального справочника о применяемых в проектах деталях и наличии запчастей на складах – при должном соучастии поставщиков.

Ну а пока флот апробирует цифровую документацию на плавкране. И если внедрение инструкции действительно приведет к сокращению сроков и повышению качества ремонта, оперативному обмену информацией и росту квалификации личного состава, как того ожидают эксплуатанты, то у разработчиков появятся новые заказчики, а вместе с ними – очень много работы.