Видеодневник инноваций
Баннер
Универсальный бронекатер

Быстроходный
бронекатер
для силовиков и спасателей

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Инфомодель "Варшавянки" от "Новит Про": есть или нет?
Тема: Промышленность, Статьи

Летом 2018 года представители компании "Новит Про" проявили интерес к тому, чтобы медиа группа Mil.Press рассказала о проведенной работе по цифровизации чертежей подводных лодок проекта 636. Учитывая события, через которые пришлось пройти и компании и ее сотрудникам, общественный резонанс и всю неоднозначность ситуации, редакция приняла решение самостоятельно разобраться в ситуации: выяснить, что действительно сделано в рамках контракта, опросить экспертов и эксплуатантов о фактической ценности проведенной работы. Параллельно этому редакция Mil.Press общалась с руководителями предприятий, продолжая изучение перспектив отраслевой цифровизации: каковы реальные сроки у этого процесса, и не случится ли разочарование, когда пройдет эффект новизны?

Данный текст не является партнерским или рекламным, не оплачивался внешними источниками и не демонстрировался представителям "Новит Про" до момента публикации.

В конце 2017 года завершилась почти пятилетняя история создания информационных моделей дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка": их разработчик, петербургская IT-компания "Новит Про", передала материалы заказчику. Теперь российским предприятиям предстоит освоить ремонт самой популярной российской ДЭПЛ уже в трехмерном формате. Как выяснили журналисты Mil.Press FlotProm, спустя полгода после получения всех необходимых данных 3D-"Варшавянки" пока не дошли до заводов. Об этом изданию заявил гендиректор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков. Оценивать качество моделей еще рано: слово за управлением кораблестроения флота. Их полезность очевидна: оборонка переходит на систему контрактов жизненного цикла изделий, однако ВМФ и судостроители запаздывают.

Трехмерные модели корпуса, общесудовых систем, кабельных трасс и оборудования ДЭПЛ пр. 636.3

Чем полезны электронные модели подлодок


Согласно техзаданию, информационная модель (ИМ) подводной лодки проекта 636 представляет собой единую базу данных, содержащую электронную структуру; трехмерные модели корпуса, общесудовых систем и кабельных трасс; документацию. Структурно модель включает комплекты рабочей конструкторской документации (РКД), рабочей документации (РД) и элементы интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР), а также атрибуты узлов и агрегатов. Таким образом внедрение ИМ – очередной шаг на пути отечественного флотпрома к цифровизации.

Структура инфомодели ДЭПЛ "Варшавянка"

Этой теме издание посвятило статью "Опытно-конструкторская цифровизация: насколько виртуальным станет флот первой пятилетки ГПВ". В материале, в частности, отмечается медленный переход на полную "оцифровку" всех работ по кораблям – от проектирования, эксплуатации и ремонта до утилизации. Кроме того, бюро-проектант "Варшавянок", ЦКБМТ "Рубин", не так быстро переходит на работу с 3D-моделями, как другие отраслевые КБ. Об этом Mil.Press FlotProm сообщил источник в 1-м ЦНИИ ВМФ. По его словам, отсутствие соответствующей электронной документации может замедлить ремонт подлодок, что может негативно сказаться на работах с ДЭПЛ как для российского флота, так и для инозаказчиков.

Как объяснили Mil.Press FlotProm в компании "Новит Про", инфомодель как часть системы управления техобслуживанием и ремонтом подлодок решает следующие задачи:
- обеспечивает максимальный уровень технической готовности заказа при заданной величине затрат на ТО и ремонт в течение жизненного цикла;
- при заданном уровне технической готовности заказа – обеспечивает экономию на техобслуживании и ремонте;
- позволяет вести мониторинг и контролировать выполнение генеральных графиков строительства кораблей и судов.

Как подчеркнул источник издания в ОСК, трехмерные модели для ремонта – неотъемлемая часть IT-стратегии корпорации. Однако они требуют времени на внедрение. В этом смысле появление цифрового двойника самой популярной российской ПЛ стало неизбежным. Оно затянулось из-за долгих согласований и расследования о мошенничестве при выполнении гособоронзаказа по оцифровке подлодок.

По данным следствия, Минобороны понесло стомиллионный ущерб. В феврале 2018 года задержанный по делу о хищениях на "Адмиралтейских верфях" 56-летний основатель "Новита" Валерий Пшеничный умер в следственном изоляторе. Однако компания продолжила свою работу, в том числе в части сопровождения внедрения инфомодели ДЭПЛ.

"Варшавянки" у причальной стенки "Адмиралтейских верфей"

Как 3D-проектирование "уходило под воду"


Проектант "Варшавянок" – ЦКБ "Рубин" – освоил 3D-моделирование еще в конце 1990-х годов, но преимущественно для гражданских заказов. По словам IT-директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Антона Думина, обмен цифровыми данными между "Рубином" и заводом-строителем ДЭПЛ проекта 636.3 – "Адмиралтейскими верфями" – достаточно успешно ведется с 2011 года. Он добавил, что работоспособность единой системы данных доказана.

В 2012 году начальник группы трехмерного моделирования нефтегазодобывающих платформ предприятия Михаил Григорьев говорил, что переход на безбумажную организацию труда инженера в "Рубине" всерьез не рассматривается. Позднее КБ несколько активизировалось в этом направлении, однако полноценных 3D-моделей проектируемых подлодок там пока не создают. Из-за секретности разработок изданию не удалось получить подробные комментарии о состоянии дел на предприятии в этой области. По словам конструктора "Рубина" – академика, пожелавшего остаться неизвестном, 3D-моделирование и, если смотреть шире, полностью электронная документация в этой сфере необходимы, причем на всех этапах. Он также выразил убеждение, что будущие ПЛ бюро станут полностью "цифровыми" с 2020-х годов.

ЦКБ МТ "Рубин"
Однако создавать модели уже существующих проектов силами недостаточно "цифровизованного" КБ довольно трудоемко, с этим могут справиться и сторонние организации. Вероятно, этим и руководствовался основатель АО "Новит Про" Валерий Пшеничный, когда в 2013 году предложил флоту оцифровать "Варшавянки".
Компания занимается разработкой и выпуском рабочей конструкторской документации кораблей и судов, созданием 3D-моделей промышленных изделий и кораблей, а также ИЭТР. Особенности внедрения последних рассмотрены на примере плавкрана 02690 в статье Mil.Press FlotProm "Передовые флотские практики: как бумажную техдокументацию заменяют цифровой". Примечательно, что "Новит" ранее уже занимался трехмерным проектированием отдельных узлов атомных "Ясеней-М" и "Бореев-А".

Оцифровать подлодку от руля до ГАКа: первый опыт


Несколько дальше "Рубина" в части цифровизации продвинулось морское бюро машиностроения "Малахит". Его конструкторы начали внедрять технологии 3D-проектирования для многоцелевых АПЛ проекта 885М "Ясень-М" в 2003–2005 годах. В начале XXI века бюро рассматривало 3D-моделирование еще как элемент проектирования и выпуска РКД. В 2006–2007 годах КБ внедрило на основе Windchill – системы для управления жизненным циклом изделия – комплекс управления электронной техдокументацией. Он использовался для разработки цифровой РКД проектов 885М и 971М (шифр "Щука-Б"). В системе хранили электронную КД, она позволила полностью перейти на электронный документооборот в рамках проекта. Таким образом десять лет назад "Малахит" перешел на 3D-проектирование, начав с 2008 года передавать на "Севмаш" 3D-модели корпусных конструкций. Так, в 2012–2013 годах северодвинские корабелы получили больше сотни моделей крупногабаритных секций наружного корпуса для "Ясеней-М".

Здание ЦКБ "Малахит" в Санкт-Петербурге

Как рассказал изданию источник в отрасли, систему Windchill в "Малахите" внедряла петербургская компания Irisoft. Она же занималась автоматизацией электронного каталога ЗИП для "Адмиралтейских верфей".

"Севмаш" осваивал новую методологию получения данных от КБ в рамках проекта "Цифровая верфь". К началу 2017 года специалисты КБ "Севмаша" впервые создали полную 3D-модель корпуса АПЛ. Пилотным проектом стала подлодка спецназначения "Хабаровск".

Трехмерная "Варшавянка" как первая ласточка военного судоремонта в формате 3D


Этот путь, уже пройденный "Малахитом" совместно с "Севмашем", только предстоит проектанту "Варшавянок" – КБ "Рубин". Поэтому флот принял компромиссное решение – привлечь к созданию 3D-модели еще не-цифровой ДЭПЛ стороннюю организацию, занимающуюся трехмерным моделированием. По словам информированного отраслевого источника издания, техническое задание на разработку 3D-моделей "Варшавянок" для компании "Новит Про" флот подготовил к 2015 году. При этом ТЗ готовилось исходя из предложения "Новита", добавил он.

Технический директор компании Павел Савченко рассказал изданию, что ВМФ изначально видел будущую модель полезной и для проектанта, и для судостроителей. Он отметил продолжительное время, понадобившееся на осмысление задачи заказчиком. Савченко подчеркнул, что подобную работу – создание "цифровой копии" ПЛ на основе рабочих чертежей и 3D-съемки строящихся корпусов – в российском судостроении никогда не делали.

Информационная модель ДЭПЛ "Варшавянка"

"В итоге мы работали по компромиссному варианту: создавали модель не самого высокого уровня: с одной стороны, чтобы все было понятно, но не с максимальной детализацией, не до самого мелкого крепежа", – добавил Савченко. При этом все элементы подлодки включены в документацию, приложенную к модели.

В "Новит Про" изданию рассказали, что в проекте участвовали в общей сложности около 50 специалистов компании – как инженеры, так и моделлеры. Сама по себе ИМ не секретна, рассказывает технический директор фирмы. Однако флот сам добавит в нее системы вооружений и другие закрытые данные.

"Новит" относительно активно рассказывает о модели "Варшавянок": так, на конференции "Моринтех-2018" компания представила взгляд на практическое использование инфомодели в системе управления техобслуживанием и ремонтом.

Одним из ноу-хау проекта стала реализация удаленного доступа к 3D-макету и самой инфомодели посредством визуализации в портативной станции с использованием элементов виртуальной реальности. Специалисты "Новит Про" уже провели для сотрудников "Адмиралтейских верфей" соответствующее обучение.

1 / 2
"Для обеспечения дистанционной информационной поддержки сервисного обслуживания и ремонта подводных лодок мы создали первые в России мобильные центры сопровождения заказов (МЦСЗ) на базе ИМ с использования технологий виртуальной реальности", – рассказали в "Новит Про".
Разработчики описывают МЦСЗ как программно-аппаратный комплекс и презентационную зону, размещенные в стандартных 20-футовых контейнерах. Они предназначены для 3D-визуализации инфомодели заказа и совместной работы в виртуальном пространстве.
Но, как заявил в беседе с корреспондентом издания гендиректор завода Александр Бузаков, оценивать саму модель пока преждевременно: до специалистов предприятия она еще не дошла. По его словам, мяч на стороне флота: "От того что нескольких наших сотрудников обучили работе с моделью, практической пользы прямо сейчас ждать преждевременно, – отметил он. – Мы продолжаем консультации по вопросу установки в Новороссийске контейнера с портативной станцией для удаленного доступа к модели".
В пресс-службе "Адмиралтейских верфей" не успели ответить на запрос Mil.Press FlotProm об освоении моделей "Варшавянок". Документ в работе с 18 июня, подготовить и согласовать ответ на верфи пообещали до конца сентября.

Согласно техзаданию, одна из основных задач любой современной 3D-модели, будь то построечная, ремонтная или "модель жизненного цикла" (ЖЦ) – встраивание в систему управления ЖЦ корабля, объединение КБ и завода-строителя (судоремонтного завода). Это позволит отказаться от использования устаревших комплектов рабочих чертежей. Верфь сможет получать из CAD-системы чертежи без необходимости доводить их до требований ГОСТ.

Инженер одной из крупных петербургских IT-компаний, работающих в сфере военного кораблестроения, назвал их "дремучими" и подчеркнул, что натурное макетирование на строящемся корабле должно уйти в прошлое. Ведь завод уже сам может выпускать рабочие чертежи.
Гендиректор "Северной верфи" Игорь Пономарев назвал в эксклюзивном интервью с корреспондентом издания опыт "Адмиралтейских верфей" по цифровизации позитивным. Он отметил, что завод-строитель "Варшавянок" значительно продвинулся в этой области: "На создание 3D-моделей для ДЭПЛ "Варшавянка" им (компании "Новит Про" – ред.) выделили существенные средства. В этом смысле "Адмиралтейские верфи" продвинулись в плане цифровизации дальше нас", – подчеркнул Пономарев.
Для "Северной верфи" компания "Новит Про" разрабатывала комплекс интегрированной логистической поддержки для разведчика (судна связи) проекта 18280.

От 3D-модели – к ИЭТР и обновлению системы военного судоремонта


Опрошенные Mil.Press FlotProm отраслевые эксперты назвали курс ВМФ на 3D-судоремонт перспективным и единственно возможным в рамках общей стратегии цифровизации, однако отметили недостаточность системного подхода в привязке к конкретным проектам.
Коммерческий директор компании "Си Проект" Роман Жуков сообщил изданию, что освоение 3D-моделей для судоремонта и полноценной их интеграции в системы управления жизненным циклом кораблей напрямую увязано с обновлением нормативно-технической базы. "Ее давно пора усовершенствовать, осовременить. Кроме того, нужно строить по таким моделям изначально, а не только ремонтировать, это полумера", – резюмировал он.
В руководстве еще одной петербургской компании, специализирующейся на цифровизации судостроительной отрасли и создавшей, в частности, системы информационной поддержки для "Варшавянок", о параллельно ведущихся в "Новит Про" работах узнали из СМИ. По словам собеседника Mil.Press FlotProm, у инженеров компании не было возможности ознакомиться с трехмерной моделью подлодки.

Замначальника ЦКБ "Балтсудопроект" Александр Сальников заявил Mil.Press FlotProm, что использование "ремонтных" 3D-моделей – нормальная практика, но в российском судоремонте, особенно "подводном", внедрение этой технологии несколько запаздывает. Он также подчеркнул, что соответствующие требования формулируют профильные институты ВМФ, которые обладают более полной картиной. "Подводный флот ввиду закрытости медленнее переходил к постройке по 3D-чертежам", – подчеркнул Сальников.

ДЭПЛ проекта 636 "Варшавянка"

Издание также попросило управление кораблестроения ВМФ России оценить перспективы трехмерного моделирования и их роль в судоремонте и переходе на контракты жизненного цикла изделий. Соответствующие запросы в июле 2018 года передали начальнику управления контр-адмиралу Владимиру Тряпичникову. По состоянию на 13 сентября 2018 года ответа не последовало.

Поскольку ИМ "Варшавянок" до сих пор не передали судоремонтникам, переход на "трехмерный ремонт" дизель-электрических подлодок спустя пять лет после начала работы в этом направлении по-прежнему откладывается. По данным отраслевого источника Mil.Press FlotProm, передачу может задерживать оцифровка военными вооружения и других секретных систем ДЭПЛ. Кроме того, флот и судоремонтники начнут осваивать 3D-судоремонт только после анализа инфомоделей специалистами профильных военно-морских институтов и соответствующего доклада, который представит главкому ВМФ России адмиралу Владимиру Королеву его заместитель по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

Сами инфомодели и документация к ним по-прежнему находятся в адмиралтейских кабинетах. Как рассказал технический директор "Новит Про" Павел Савченко, у компании пока нет данных об освоении флотом ИМ подлодок проекта 636. Ремонт "Варшавянок" на основе инфомоделей пока все еще – только виртуальный.

Дмитрий Жаворонков