Видеодневник инноваций
Баннер
Импортозамещенные пропульсивные системы

Речные катамараны
оснастят
отечественными двигателями

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Судовая или судебная: как закупки арматуры доводят предприятия до арбитража
Тема: Промышленность, Статьи

Минобороны всерьез озаботилось проблемой качества оборонной продукции - на уровне Правительства обсуждается законопроект о противодействии контрафакту в ВПК. В будущем в России появится реестр лиц, причастных к незаконным производству, доставке и закупке оборонной продукции. А пока, если у головного поставщика есть сомнения в качестве и легальности поставленных комплектующих, ему приходится идти в арбитраж. В военном кораблестроении одной из чувствительных сфер остается судовая арматура. Этот рынок в результате экономических потрясений 1990-х годов наполнен складской или произведенной по неофициальным документам продукцией. Соответствует ли она требованиям верфей - решает суд.

Как поставляют арматуру животноводы и мошенники

Анализ имеющихся в распоряжении Минобороны России данных показывает, что на этапах приемки и эксплуатации оборонной продукции выявляются факты использования контрафактной оборонной продукции, оборонной продукции ненадлежащего качества и неизвестного происхождения.
Это дословная цитата из пояснительной записки к новому законопроекту, разработанному военным ведомством согласно мартовскому распоряжению правительства "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2020 года и плановый период до 2025 года".

Здание Правительства Российской Федерации

Ущерб от поставки некачественных комплектующих в конечном счете зависит от того, насколько глубоко интегрирована деталь в готовое изделие. Например, замену вышедшего из строя осветительного прибора на палубе корабля можно произвести в считанные часы силами экипажа. А вот ремонт донно-бортовой арматуры потребует докования, которое само по себе обойдется недешево. Стоимость таких услуг даже для самых маленьких катеров, например принадлежащего ФСБ России 17-метрового судна проекта 1439, начинается от 200 тысяч рублей, а для крупных кораблей составляет десятки, а то и сотни миллионов рублей.

Риски велики, и вдвойне удивительно, когда предприятия закупают судовую арматуру у поставщиков, для которых ее изготовление даже не входит в профильную деятельность по ОКВЭД. Анекдотичный случай стал известен из материалов ростовского суда. Анализ выписки по счету одного из индивидуальных предпринимателей с заявленным в качестве основного видом деятельности "Разведение овец, коз, лошадей, осел, мул и лошаков" показал, что он систематически получал деньги за поставку судовой арматуры. Его покупателями за несколько лет стали фирмы "Гарант-Сервис", "Регионстрой", "Севзапсервис", "Сигма", а также "Оборудование и сервис".

Арбитражный суд

Но даже если юрлицо поставщика имеет "машиностроительный" ОКВЭД и демонстрирует контракты на успешную поставку продукции, клапана и задвижки могут существовать только на бумаге. В 2014 году в Хабаровском крае прокуроры обнаружили хитрую схему заработка на несуществующей судовой арматуре.

В схеме участвовали четыре компании, к которым так или иначе имел отношение один человек, деятельность которого заинтересовала правоохранителей. Фирмы "ТехЭксперт" и "АмурСпецИнвест" якобы поставляли компании "Оазис" судовую арматуру, а "ТЭК Дилижанс" по договору транспортной экспедиции перевозила продукцию. На все операции у подсудимого имелись документы - договоры, счет-фактуры. Было все, кроме самого факта поставок. Результатом многоходовки стало получение налогового вычета на сумму более полумиллиона рублей.

"Из опросов водителей транспортной компании следовало, что они не перевозили груз, офисы юридических лиц не находились на тех местах, где должны быть по документам, судовая арматура отсутствовала в офисах, на складах. Движение судовой арматуры вообще имело место только на бумаге. Бухгалтерия всех контрагентов велась на одном компьютере как в отношении предприятий, которые находились в Хабаровске, так и в отношении предприятий, находящихся в Москве. Был сделан вывод о том, что деятельность предприятий носит транзитный характер, в том числе и потому, что деньги на счетах предприятий долго не задерживались либо они тут же обналичивались, либо шли по кругу между собой по цепочке предприятий", - говорится в материалах уголовного дела, по итогам которого предпринимателя оштрафовали.

Документы следственного комитета

Таким образом сами по себе контракты на поставку арматуры в прошлом, без подтвержденной конструкторским бюро документации, факта постановки на производство, данных аудита, могут оказаться просто бумажками. А заявляемый опыт поставок - всего лишь схемой по незаконному обогащению.

Отряд не заметил потери бойца


К счастью, ситуации с фиктивными поставщиками судовой арматуры встречаются не слишком часто. Гораздо больше случаев, когда передача комплектующих начиналась и не доводилась до полного исполнения контрактных обязательств.

Негативный опыт закупки получил Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод. Сотрудничество с компанией "Винд Поинт" привело корабелов из Башкортостана в суд. В 2016 году они заключили и оплатили контракт на поставку восьми клинкетных задвижек. Спустя полгода на верфь пришло всего три изделия. Еще пять комплектующих на сумму свыше миллиона рублей судостроители так и не дождались. Предоплату пришлось взыскивать в арбитраже.

В похожей ситуации двумя годами ранее оказалась "Красноярская судостроительная верфь". Сумма судебных претензий к своему поставщику арматуры составила более 14 млн рублей. Этот опыт достоин рассмотрения хотя бы потому, что обязавшаяся поставить сложную продукцию фирма после получения иска начала реорганизацию, не откомандировала в суд ни одного представителя, а годом спустя прекратила деятельность вместе со своей управляющей компанией.

Речь идет о "Гольфстриме", зарегистрированном в Санкт-Петербурге в обычном жилом доме на проспекте Стачек. Компания с уставным капиталом в 12,5 тысячи рублей умудрилась взять несколько контрактов от красноярской верфи с предоплатой на общую сумму 22,5 млн рублей. Один из договоров предусматривал поставку продукции, стоимость которой указывалась в европейской валюте. Часть продукции верфь все-таки получила. В частности, одна из поставок "Гольфстрима" оценивалась в 8,7 млн рублей.

Дом на пр. Стачек в Санкт-Петербурге

А дальше начались переносы сроков. Например, по договору от 2013 года верфь планировала получить продукцию в течение 8-10 недель. Потом стороны заключили соглашение об увеличении их вдвое. Но и это не исправило ситуацию. К концу года "Гольфстрим" приступил к реорганизации, присоединяясь к юрлицу, которым руководил владелец 23 компаний из Алтайского края. Параллельно "Гольфстриму" в новую компанию вливались еще три должника. Суд принял обеспечительные меры, арестовав счета поставщика арматуры. Эта история закончилась в зале заседаний красноярского арбитражного суда. Ответчик на разбирательство не явился, направленная ему копия определения вернулась назад с отметкой об истечении срока хранения.

Из-за таких непредвиденных ситуаций предприятиям приходится формировать заказ на судовую арматуру повторно. По данным источника Mil.Press FlotProm в арматуростроительной отрасли, как минимум трем крупным судостроительным и одному судоремонтному заводу в период с 2013 по 2017 годы приходилось перезаключать контракты с другими поставщиками. Арматурная ошибка способна уничтожить 1/6 прибыли судостроительного завода по заказу и сдвинуть срок сдачи корабля до полугода из-за длительного изготовления крупной партии изделий лидерами рынка.

Время дороже денег


В российском судостроении начинается процесс реорганизации кадровой структуры. На предприятиях начинают детально оценивать издержки на содержание штата, в частности "надстройки" из тех, кто непосредственно не задействован в изготовлении основной продукции.

"От схемы "треть основных производственных рабочих – треть вспомогательных – треть других специалистов" надо постепенно переходить к опыту ведущих предприятий. Увеличивать число тех, кто непосредственно строит корабли", - говорил в августе 2018 года глава "Северной верфи" Игорь Пономарев.

Все крупные заводы постоянно судятся со своими поставщиками: из-за некачественной продукции, сроков поставки, авансирования и т.д. Предприятия вынуждены "раздувать" юридический отдел, чтобы обслуживать судебные процессы, длящиеся порой по несколько лет. При этом юристы - это как раз кадровая "надстройка", напрямую не влияющая на производство кораблей и судов. Получается, что ошибка на этапе определение поставщика комплектующих, например, из-за заключения контракта с выбранным только по цене исполнителем, может стоить не только прямых издержек - на повторную закупку продукции, - но и косвенных - на содержание юридического отдела.

Реальный шанс сократить эти затраты - организовать работу с поставщиками таким образом, чтобы встречаться с ними только на деловых встречах, а не в арбитраже. Практика показала, что риск погрязнуть в судебных тяжбах слишком велик. Так произошло с Центром судоремонта "Звездочка", разбирательство которого со своим поставщиком арматуры - компанией "Северный партнер" - длилось с 2015 по 2017 годы и описано Mil.Press FlotProm в статье "На кону – гособоронзаказ: чем грозит судостроителям арматурная ошибка".

Центр судоремонта "Звездочка"

Разумеется, арматурные проблемы бывают связаны не только с контрафактом, но и со сроками производства и поставки продукции. Например, в период с 2016 по 2018 годы схлестнулись в суде производитель арматуры и Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Отличия лишь в том, что поставщиком было не ООО с минимальным уставным капиталом, а известное предприятие - "Центральное конструкторское бюро арматуростроения" (ЦКБА).

"Янтарь" пришел в суд в конце 2016 года с целью отсудить 12,4 млн рублей за нарушение сроков поставки. Конструкторское бюро парировало встречным иском о взыскании 3,3 млн за несвоевременную оплату.

Речь шла о контракте 2012 года на поставку комплектующих для фрегата проекта 11356 "Адмирал Корнилов". Когда закрутилась история с прекращением поставок газотурбинных двигателей для этих кораблей, "Янтарь" в марте 2014 года уведомил поставщика о прекращении строительства заказа и попросил остановить производство законтрактованных изделий. В июне 2015 года ЦКБА получило еще одно письмо, отменявшее предыдущее. С учетом этих обстоятельств первая инстанция завершилась в пользу арматуростроителей.

Макет фрегата проекта 11356

Стороны вновь встретились в апелляции. Из документов дела стало известно, что письмо относилось всего лишь к одному заказу из трех, указанных в иске. Речь шла о довольно существенных суммах - авансирование работ ЦКБА составило почти 160 млн рублей. "Весь объем поставляемой продукции делился пропорционально на три заказа: 01360 (фрегат "Адмирал Бутаков"), 01361 (фрегат "Адмирал Истомин"), 01362 (фрегат "Адмирал Корнилов")", - говорится в материалах дела. Решение пересмотрели.

Потом была кассация, затем рассмотрение отдельных требований вернули первой инстанции, потом стороны вновь вышли на апелляцию. История завершилась только в апреле 2018 года. Выигранная в судебной схватке одной из сторон сумма не дотянула и до 3 млн рублей.

В такой же судебный сериал превращается тяжба крымского 13 судоремонтного завода с петербургским "ЛСС". Еще в мае 2018 года разыгравшийся конфликт назвали в отрасли "делом о пропавшей арматуре". За пределами судебных стен поставщик заявлял о неоднократно изчезавшей после поставки продукции, а верфь выражала сомнения в легитимности переданных компанией изделий. Минувшим летом стороны вновь встретились в арбитраже, где суд изменил решение. "ЛСС" обязали выплатить судоремонтному заводу в четыре раза меньше, чем постановила первая инстанция. А ведь стороны могут дойти и до кассации, споря за суммы около миллиона рублей.

13 Судоремонтный завод Черноморского флота

За кадром "дела о пропавшей арматуре" остался один немаловажный нюанс. Контракт, который привел два предприятия судостроительной отрасли в зал заседаний, заключался на конкурсной основе. Победитель - "ЛСС" - это реально существующая компания, с генеральным директором которой удалось пообщаться Mil.Press FlotProm, хотя и очень маленькая по меркам арматурного рынка. Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, компания относится к микропредприятиям (до 15 сотрудников) и имеет классификаторы ОКВЭД, связанные только с торговлей продукцией машиностроения. Уставный капитал составляет 10000 рублей. Ситуация с поставкой судовой арматуры на крымскую верфь оказалась неприятной для обеих сторон. Но она могла быть еще хуже. Наряду с "ЛСС" в тендере также участвовал севастопольский "Севтрестмонтаж".

Эта компания, по данным информационно-аналитического сервиса "Коммерсант Картотека", зарегистрирована в конце 2015 года с основным ОКВЭД "Строительство жилых и нежилых зданий". Спустя несколько месяцев она начала активно бороться за контракты 13 СРЗ, причем на самую различную продукцию. В числе конкурсов, к которым допустили "Севтрестмонтаж", были закупки бруса, кухонного инвентаря, работ по регенерации фреона, ЗИП для дизелей импортного производства и лодок БЛ-680, алюминиевого металлопроката. Всего - более 40 тендеров.

С мая по сентябрь 2016 года компании удалось получить шесть контрактов от 13 СРЗ на общую сумму 4,6 млн рублей. Других госзаказчиков у нее не нашлось. Еще около 1 млн рублей на свои счета компания получила по другим каналам, свидетельствует бухгалтерская отчетность. Фирма закончила год с выручкой 5,6 млн рублей. Гораздо хуже дела обстояли с прибылью. "Севтрестмонтаж" по итогам 2016 года зафиксировал убыток в 871 тысячу рублей и объявил о ликвидации. Интересно, что учредитель "Севтрестмонтажа" всего за период с 2002 по 2015 годы учредил и затем ликвидировал 32 юрлица. Смогло бы такое предприятие обеспечить поставку качественной судовой арматуры - вопрос открытый.

Гражданский пример для военных заказчиков


Специфика военного кораблестроения состоит в том, что головные исполнители часто не хотят "выносить сор из избы" и засвечивать в арбитраже проблемы со своими контрагентами. Редакции известны четыре случая нарушений при поставках арматуры, которые в итоге не доходили до судов. Это ситуации с попыткой поставить продукцию неизвестного происхождения под брендом крупного арматуростроительного завода, с фальсификацией документации, задержкой поставки изделий для военного заказа при условии авансирования контракта, выхода из строя задвижек на ходовых испытаниях с последующей заменой поставщика и его продукции.

Арматура складского хранения

Зато хрестоматийный пример проблем с поставщиком арматуры можно почерпнуть из гражданской сферы. Изделия - стальные задвижки - закупал для своих нужд "Салаватнефтемаш". Это крупное предприятие с географией поставок по всей России в интересах гигантов рынка нефтедобычи. В 2016 году завод заключил контракт с фирмой "Казснаб", которая передала заказчику задвижки производства "Армагус", "Арматурной корпорации "Аркор", "Благовещенского арматурного завода", "ГеАЗ", арматурного завода "Гусар" и "ПТК "ЭВО".

"При проведении входного контроля <...> выявлены дефекты (отсутствие маркировки, заглушек на фланцах, документов по качеству (разрешительных документов)), частично паспортов (либо несовпадение заводских номеров на задвижках и паспортах), отсутствие лакокрасочного покрытия и ржавчина, отсутствие маркировки на крепежных изделиях, отсутствие в паспорте сведений о комплекте ответных фланцев", - говорится в материалах дела.

Заказчик обратился в суд, параллельно направив запросы на заводы, заявленные изготовителями арматуры. "Благовещенский арматурный завод" прямо ответил, что "копии паспортов являются сфальсифицированными", "Аркор" назвал приобретенную продукцию контрафактом. Аналогично высказались остальные производители, за исключением "ЭВО". Эта компания подтвердила выпуск задвижек, ставших причиной судебной тяжбы.

Благовещенский арматурный завод

С поставщика арматуры взыскали 2,6 млн рублей и потребовали вывести за свой счет продукцию с территории "Салаватнефтемаша". Ни арбитражная, ни кассационная инстанция это решение поколебать не смогла.

На примере этого дела видно, как благодаря качественной работе входного контроля предприятия обнаружены несоответствия качества и документации арматуры. Еще один способ противодействия закупкам контрафакта - добавление новых требований в закупочную документацию при проведении открытых конкурсов. По этому пути пошла, в частности, "Северная верфь". Также, помимо поставщиков, на арматурном рынке присутствует еще один значимый игрок - конструкторское бюро, которое хранит актуальную документацию на всю номенклатуру продукции. КБ может подтвердить факт передачи документов в соответствии с ГОСТ Р, постановки на производство, наличие договора авторского надзора с тем или иным производителем по конкретным номерам арматуры.

Риски при закупке арматуры для судостроения сегодня велики. Например, проведенный Mil.Press исторический анализ показал, что в большинстве катастроф подводных лодок так или иначе фигурировали эти комплектующие. Тем не менее громких уголовных дел по поставкам судовой арматуры в современном кораблестроении еще не было. Да, в Северодвинске судили группу лиц, организовавших хищение и перепродажу комплектующих с "Севмаша" на "Звездочку". Действительно, в Петербурге задерживали работников "Северной верфи", которые вывезли с завода арматуру на 75 млн рублей. Но дел по осознанной поставке контрафактных клапанов или задвижек для исполнения гособоронзаказа пока не было. Однако с учетом изменений в законодательстве и заявлений первых лиц отрасли, возможно, такие дела не за горами. Например, в начале 2018 года Дмитрий Рогозин сравнил преступления при выполнении гособоронзаказа с изменой России. Тем более, что в других отраслях оборонки уголовные дела за контрафакт уже возбуждались. Это происходило в том случае, если следствие признавало риск для жизни военнослужащих из-за эксплуатации такой продукции.

Предыдущие публикации Mil.Press об арматурных проблемах в ВПК:

- КБ "Армас": У нас одинаковое отношение ко всем производителям судовой арматуры;

- Дефектные жилы новейших кораблей: откуда берется контрафактная арматура;

- Осторожно, подделка: как отличить фальшивую судовую арматуру от подлинной;

- "Северная верфь" ужесточила требования к поставщикам судовой арматуры;

- На кону – гособоронзаказ: чем грозит судостроителям арматурная ошибка;

- "Быстрый", "Подольск", "Синдуракшак" и другие: когда некачественная арматура приводила к аварии на корабле;

- Дело о пропавшей арматуре: 13 СРЗ борется за деньги, его поставщик – за возврат своей продукции;

- Импортозамещение "бюргеров": почему отечественные топливозаправщики используют немецкую арматуру.