Видеодневник инноваций
Баннер
Единая судовая энергетическая система

Как создать
единую судовую
энергетическую систему

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Тендерный надзор: кто поставит арматуру на судно "Воевода"
Тема: Промышленность, Статьи

Российские промышленники постепенно встают на рельсы импортозамещения в области судовой арматуры. Но этот процесс еще только начался, и заказчики часто покупают изделия на Западе или в Китае. Mil.Press FlotProm выяснил, почему судостроительный завод "Янтарь" выбрал шведскую арматуру вместо российской для судна обеспечения водолазных работ "Воевода" (проект 23700). Журналисты работали в рамках новой рубрики медиа группы Mil.Press – "Тендерный надзор".

18 января Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" объявил тендер на закупку судовой арматуры для судна "Воевода", в том числе для комплекта водолазного оборудования с барокамерой. Максимальная цена – 115 млн рублей.

Судно обеспечения аварийно-спасательных работ проекта 23700 "Воевода"

Ранее, 11 января, закупочная комиссия для обеспечения проекта 23700 рассмотрела закупку комплекта водолазного оборудования с барокамерой для заказа 04370. Цена договора – 33,35 млн рублей. По информации отраслевого источника издания, арматура для барокамеры поставляется отдельно, так как у "Тетиса" и "Дайвтехносервиса", подавших заявки на поставку водолазного оборудования, нет собственного арматурного производства.

В "Дайвтехносервисе" изданию рассказали, что поставка арматуры, даже связанной с водолазным оборудованием, может идти отдельно от закупки барокамеры и других сопутствующих изделий. Представитель компании также отметил, что стоимость арматуры вполне может превышать цену барокамеры, в этом нет ничего особенного.

Поставку комплекта арматуры вместе с чертежами выполнят к июню 2018 года. Гарантия на продукцию – 24 месяца с даты подписания акта передачи судна. Оборудование поставляется с приемкой ОТК и РМРС. Спецификация включает 117 позиций, среди которых – различные клапаны, кингстоны, путевые захлопки, краны и колонки.

Судовая арматура

В заключительную часть конкурса вышли три российские компании – ООО "Мезон ФТ Рус" (официальный представитель в РФ шведского концерна Indutrade AB), ООО "МСС" и АО "Армалит". После переторжки они оценили свои предложения в 48, 81 и 114 млн соответственно. Оперативно объяснить столь существенное расхождение журналисту Mil.Press FlotProm в компаниях не смогли.

27 марта 2018 года подписан протокол оценки и сопоставления заявок участников торговой процедуры (организатор размещения заказа – "Янтарь"). Согласно документу, возможно заключение договора с ООО "Мезон ФТ Рус". Второе место заняло ООО "МСС". Как выяснили журналисты издания, "Мезон" не производит арматуру в России, таким образом барокомплекс "Воеводы" могут оснастить изделиями шведского производства, которые оказались почти вдвое дешевле предложенных "МСС" и более чем втрое предложенных "Армалитом".

С точки зрения паблисити и публичного представления компании аналитики Mil.Press FlotProm отдали первое место "Армалиту". АО систематически фигурирует в новостях, чаще в позитивном ключе (863 упоминания в "Яндекс.Новостях" за время работы сервиса).

У ООО "МСС" с индексацией сложнее, так как предприятие переименовывалось. При этом первоначальное название – "Морсудснаб" – упоминается чаще, чем "МСС", и не всегда в позитивном ключе. По данным отраслевого источника Mil.Press FlotProm, в конце 2017 года предприятие подверглось информационной атаке со стороны ряда СМИ.

"Яндекс.Новости" не нашли ни одного упоминания ООО "Мезон ФТ Рус". Вместе с тем, все три компании легко найти в поисковых системах, используя их названия и слово "арматура".

Собственным производством на территории России обладают только "МСС" и "Армалит". "МСС" занимается арматурой с 2015 года, постоянно наращивая производственные возможности. "Армалит" занимает около половины отечественного арматурного рынка, а "Мезон" владеет складом в Петербурге с готовой продукцией.

Для сравнения финансовых показателей компаний-участников тендера использовался сервис "Коммерсант.Картотека". При этом данные по госконтрактам могут быть неполными. Также журналисты Mil.Press FlotProm обратились на каждое предприятие через пресс-службу или напрямую связавшись с представителями руководства.

Обзор компаний-участников тендера: ООО "Мезон ФТ Рус"


ООО "Мезон ФТ Рус" зарегистрировано 16 апреля 2010 года. Уставный капитал – 6,33 млн рублей. Гендиректор – Игорь Гудков. 100% уставного капитала принадлежит шведской компании "Индутрейт Флёдестекник Актиебулаг".

Мощности производителя арматуры, поставляемой в Россию ООО "Мезон ФТ Рус"

В 2016 году у предприятия уменьшилась прибыль на 27%, зато выросла выручка (39%). Баланс основных средств в 2016 году вырос в сравнении с 2015-м, а дебиторская задолженность – уменьшилась. Большинство конкурсов 2018 года касались поставок судовой арматуры.

В 2016 году компания участвовала в 30 госзакупках, из которых победила в двух (сумма контрактов – 110 тысяч рублей). При этом к одной закупке ООО не допустили. В 2017 году компания победила в 2 из 31 (сумма контрактов – 2,8 млн рублей), не допущена к 12. По состоянию на 21 мая 2018 года допущена к участию в трех закупках, не допущена к пяти.
Представитель фирмы Юрий Аристов, занимающийся в том числе взаимодействием "Мезона" с "Янтарем", подтвердил в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm, что производство компании находится за пределами России. Цену, предложенную "Мезоном" для участия в тендере, он назвал честной и добавил, что у его компании есть планы по локализации производства. "При этом стоимость продукции не увеличится, даже если производить арматуру мы будем в России, – подчеркнул Аристов. – Соответствующие расчеты уже проведены".

Обзор компаний-участников тендера: ООО "МСС"


ООО "МСС" зарегистрирована 29 мая 2015 года. Уставный капитал – 100 тысяч рублей, внесен гендиректором – Олегом Пшеничным.

Прибыль компании в 2016 году выросла на 146%, выручка увеличилась на 106%. Основные средства также неуклонно росли, как, впрочем, и дебиторская задолженность.

Производство компании "МСС"

В 2016 году компания участвовала в 49 госзакупках, победив в трех (сумма контрактов – 12,7 млн рублей). К участию в семи ООО не допустили. В 2017 году фирму допустили к участию в 58 закупках, не допустили – к 11. В пяти закупках компания победила, сумма контрактов – 47,6 млн рублей. В 2018 году компания выиграла только в одном конкурсе из 14, в которых участвовала; сумма контракта – 27,5 тысячи рублей. Это были конкурсы на поставку различной судовой техники – установок очистки воды, трансформаторов, рулевых устройств, котельной установки и т.д.
Гендиректор ООО "МСС" Олег Пшеничный рассказал изданию, что снизить цену на отечественную арматуру в сравнении с иностранной пока сложно. "При действующем законодательстве и налоговой системе это практически нереально, – заявил он журналисту Mil.Press FlotProm. – Поддержки отечественного производителя сейчас почти нет, себестоимость российского оборудования на порядок дороже как китайских, так и европейских изделий. Мы сталкиваемся с этим в области не только арматуры, но и другого оборудования".
Предприниматель отметил, что много оборудования производится в Китае, а поставляется в РФ с европейскими документами. По его мнению, таможня не регулирует вопрос поставок из-за рубежа так, как она должна регулировать, а существующая система не оставляет возможностей для развития. Основные заказы – бюджетные или Гособоронзаказ – не подразумевают трат на модернизацию, переоснащение и вкладывание в основные фонды предприятий.

Обзор компаний-участников тендера: АО "Армалит"


АО "Армалит" зарегистрировано 30 декабря 1999 года. Уставный капитал – 64,6 млн рублей, 100% вклада (61,6 млн) принадлежат акционерному обществу. При этом размер уставного капитала не соответствует сумме вкладов участников. Гендиректор – Александр Кузнецов.

Динамика показателей прибыли компании – 77% в 2014 году, минус 41% в 2015-м и 349% в 2016-м. Темпы роста выручки постепенно уменьшались: 38% (2014), 31% (2015) и 9% (2016). По данным АО "Армалит", в 2017 году компания произвела продукции и оказала услуг на 4,6 млрд рублей, что на 11% выше показателя 2016 года.

Станок с ЧПУ в новом цехе завода "Армалит"

В 2016 году компания участвовала в 58 госзакупках, из которых в десяти вышла победителем (сумма контрактов – 23 млн рублей). При этом к участию еще в 21 конкурсе "Армалит" не допустили. В 2017 АО допустили к участию в 136 конкурсах, не допустили – к 41 тендеру. Победителем "Армалит" стал в 11 конкурсах, сумма контрактов – 246 млн рублей. В 2018 году АО допустили к участию в 17 госзакупках, не допустили к 11. Компания победила пока в одном конкурсе, сумма контракта – 124 млн рублей. Большинство конкурсов 2018 года, в которых участвовал "Армалит", касалась поставки судовой арматуры и чугунного литья.

На момент публикации материала пресс-служба "Армалита" не предоставила комментарий по вопросам, связанным с закупкой арматуры для заказа "Янтаря" №04370.
Гендиректор "Армалита" Александр Кузнецов считает проблему конкурентноспособности российских предприятий непростой. 18 мая в ходе пресс-подхода после церемонии открытия нового цеха "Армалита" журналист Mil.Press FlotProm спросил его на примере тендера с "Воеводой", почему российская арматура зачастую дороже иностранной. Кузнецов отметил, что сегодня часть изделий "Армалита" уже дешевле произведенных в Европе, и акцентировал внимание на необходимости господдержки российских промышленных предприятий.
Говоря о конкурентноспособности, он подчеркнул, что для анализа этого показателя нужно прежде всего сопоставить конкурентов, предметно рассмотрев конкретную страну и конкретное предприятие. "Но здесь есть целый ряд проблем, – добавил Александр Кузнецов. – Например, в Финляндии недавно проанализировали поставки арматуры на ряд энергетических предприятий и не смогли определить истинного изготовителя". Гендиректор "Армалита" высоко оценил усилия Объединенной судостроительной корпорации, где работает экспертная группа, которая рассматривает в том числе конкурентноспособность отрасли. "Спустя многие десятилетия в нашей стране соответствующие структуры озаботились тем, чтобы на кораблях устанавливалась хорошая арматура, – подчеркнул он. – В ряде стран существует система, выравнивающая соответствующие условия. Это и определенные пошлины, способствующие развитию отечественного производства, и другие механизмы".

Скорость, импортозамещенность, цена: выбери одно


Источник в ОСК сообщил изданию, что в данном случае завод интересует максимально быстрая поставка максимально качественного оборудования по наиболее приемлемой цене. При этом страна происхождения арматуры не так принципиальна, качество – важнее.

По словам источника издания на одном из предприятий-участников конкурса, сегодня отечественное производство арматуры еще несколько дороже, чем на Западе. При этом качество российской арматуры выше китайской, но ниже европейской. Поэтому крупные игроки стараются закупать такие изделия на Западе.

Главный инженер одной из петербургских судоремонтных компаний усомнился в возможности отечественных верфей в течение ближайших 3–5 лет перейти только на российскую арматуру. "Сегодня производство арматуры в РФ – это и дорого, и не так качественно, как на Западе, плюс российские компании, особенно перекупщики, зачастую не брезгуют контрафактом. А качественные отечественные изделия существенно дороже европейских", – рассказал специалист. По его мнению, более-менее удается импортозамещать арматуру для военных кораблей, но и здесь встречаются сложности.

Справка Mil.Press FlotProm


"Воевода" – головное судно обеспечения аварийно-спасательных работ проекта 23700, разработанного Северным ПКБ. Заложено 21 апреля 2017 года на ПСЗ "Янтарь". Строится по заказу Минпромторга.

Контракт на постройку судна заключили в декабре 2016 года. Судно должны передать заказчику к ноябрю 2019 года. Эксплуатантом "Воеводы" станет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Судно проекта 23700 предназначено для обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, а также транспортировки и снабжения маломерных поисково-спасательных плавсредств. Судно способно нести на борту четыре катера и принимать два вертолета. Водоизмещение судна – 7500 тонн, длина – 111 метров, ширина – 24 метра, скорость – 22 узла, дальность плавания – 5000 миль.

Дмитрий Жаворонков
  • Новости по теме

  • Главное за 24 часа