Видеодневник инноваций
Баннер
Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

Как виртуальное
прототипирование
помогает
создавать корабли"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Повысить обитаемость и живучесть: военные моряки оценили пользу систем обогрева палубы
Тема: Промышленность

Десятилетиями лом, пешня и топор оставались едва ли не единственными средствами борьбы с обледенением палуб военных кораблей и вспомогательных судов ВМФ, а также других единиц флота. Палубные панели в составе системы электрообогрева впервые представила на форуме "Армия-2018" российская компания "Би Питрон". Такими устройствами оснастили головные ледоколы проекта 22600 "Виктор Черномырдин" и проекта 21180 "Илья Муромец", планируется их установка на другие перспективные проекты кораблей и судов. Среди них – ледокол проекта 21180М, уменьшенная версия "Муромца". Журналисты Mil.Press FlotProm попросили моряков оценить потенциальную полезность новинки.

Как рассказал изданию гендиректор "Би Питрон" Денис Шевченко, при использовании системы обогрева палуба сохраняет положительную температуру в 5 градусов Цельсия при забортной температуре -40 градусов и скорости ветра 20 м/с. По его словам, одно из основных преимуществ системы – низкое энергопотребление. При этом производитель гарантирует поддержание заявленной температуры в каждой точке изделия.

Обледенение корвета "Стерегущий"

Капитан I ранга запаса Виктор Блытов, служивший на сторожевых кораблях, эсминцах и авианесущих крейсерах ВМФ, назвал обледенение кораблей серьезной проблемой. "Это большая беда для всех, кто ходит на Севере и Дальнем Востоке, – подчеркнул он. – При существенном наборе массы льда корабль может потерять остойчивость и совершить оверкиль при маневрировании. Это особенно опасно для плавсредств небольшого водоизмещения".
Блытов добавил, что в условиях движения в полярных широтах, особенно в зимний шторм, выводить на палубу членов экипажа для борьбы с оледенением крайне опасно. Слой льда образуется быстро, его толщина достигает метра и более. При этом в случае падения поскользнувшегося моряка за борт корабль не сможет быстро изменить курс: поворот грозит перевернуть его. Офицер подчеркнул, что лично видел подобные ситуации, в том числе с обрывом лееров под тяжестью льда.
На подводных лодках, подчеркнул он, обледенение корпуса также крайне опасно для экипажа.

"Очень рад, что сейчас промышленность занялась этим вопросом, – говорит Блытов. – Раньше у нас господствовал принцип "хочешь жить – иди руби". Он не ошибочный, но скользкая палуба на корабле чревата травмами и падением за борт. Это серьезная проблема. Я помню целый ряд таких трагедий. О такой вещи, как греющие панели на палубе, мы в свое время и не мечтали".

1 / 2


Вместе с тем, указал офицер, перед оснащением новыми устройствами кораблей и судов стоит дождаться результатов использования палубных панелей на ледоколах.
По словам первого командира тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" вице-адмирала Виктора Ярыгина, использование систем обогрева уместно, например, для полетной палубы корабля. "Все помещения, находящиеся под полетной палубой, текут и отсыревают. Если палуба будет подогреваться, это будет исключено, – сказал он. – Для прочих частей крупных кораблей обычно хватает хорошей теплоизоляции".
Другая проблема при плавании в экстремальных условиях – конденсат. Охлаждаясь сверху, палуба взаимодействует с помещениями внизу, при этом последние сохраняют свою температуру. В результате образуется конденсат, который ухудшает условия обитаемости команды.

Старые корабли, на которых не предусмотрено соответствующее утепление подпалубных помещений и системы обогрева, в этой ситуации особенно уязвимы. Конденсат, проникающий во внутренние помещения корабля, где проходят различные коммуникации, может привести к короткому замыканию и даже пожару. Использование систем обогрева позволяет достаточно успешно бороться с образованием конденсата.

Ярыгин указал, что на кораблях современных проектов помещения и кубрики тех или иных боевых частей находятся рядом с боевыми постами, совершать длинные марши по палубам в большинстве случаев не нужно. При этом обогреть трапы – нереально. В случае же серьезного обледенения использование инструментов уже теряет эффективность.

Он отметил, что интенсивные ударные нагрузки при околке довольно быстро выведут из строя даже самые надежные системы обогрева. Поэтому обычно экипажи используют для борьбы со льдом воду – горячую или же забортную, если позволяет ее температура. Вице-адмирал подчеркнул, что в России пока нет серьезного опыта использования греющих палубных панелей. "Даже в советские годы большие группы кораблей ВМФ ходили в Арктике сравнительно редко. При этом борьба с обледенением не была целью, стояла задача дойти. Сегодня вопросы борьбы с обледенением требуют дальнейшего изучения", – резюмировал эксперт.

1 / 2

Флотский источник издания отметил, что существующие комплексы корабельного вооружения, в том числе артиллерийские, надежны и сохраняют работоспособность даже при низких температурах. Кроме того, для прогрева орудий используются спецбоеприпасы. А вот проблема скользкой палубы не потеряла свою актуальность.

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;