Видеодневник инноваций
Баннер
Мобильный комплекс освещения надводной обстановки

Комплекс освещения надводной
обстановки "Онтомап"
сделали компактным

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Полярники: создание систем обогрева для кораблей и судов актуально и требует комплексного подхода
Тема: Промышленность

Перед началом очередной зимней навигации вновь растет актуальность оснащения кораблей и судов ВМФ и научно-исследовательского флота современными системами обогрева. Крещение в условиях Арктики зимой 2018 года получит ледокол Северного флота "Илья Муромец" проекта 21180, который еще весной провел ледовые испытания в Карском море. Судно оснастили палубными панелями в составе системы электрообогрева разработки и производства российской компании "Би Питрон".


Опрошенные Mil.Press FlotProm эксперты сошлись во мнении, что подобные системы нужны, однако их оснащению должны предшествовать серьезные научно-исследовательские работы и испытания. Тесты на "Муромце" станут первой ласточкой и в случае успеха палубные панели обогрева могут начать применять массово.

Обледенение на палубе судна

Боцман ледокола "Мудьюг" и научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" Виктор Соколов в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm сообщил, что применение систем обогрева актуально прежде всего в высоких широтах. Вместе с тем на "Мудьюге", который сейчас работает на Балтике, установка таких систем не требуется. "Он хорошо зарекомендовал себя на канале от Кронштадта до Петербурга. В этой акватории панели не нужны, – отметил боцман. – Когда выпадает первый снег, мы затаптываем палубу, чтобы не было скользко. На баке красим палубу краской вместе с песком, получается абразив, который не скользит".

Моряк подчеркнул, что на военных кораблях, когда членам экипажа надо быстро перемещаться с одного места на другое, скольжение следует исключить. "Обогрев здесь должен быть однозначно", – считает он.

Виктор Соколов также участвовал в 11 антарктических рейсах научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов". "За все это время обледенение случилось единожды, в районе 65 градуса южной широты, – вспоминает боцман. – Бороться с ним было бесполезно. В условиях страшной качки и скорости ветра в 60 м/с мы буквально цепляли волну мачтами, судно страшно обледенело. Нам не дал потонуть только балласт. Капитан принял решение положить борт судна к ветру и выйти в теплые воды".

Обледенение на судне

Боцман особо отметил, что обслуживание систем обогрева требует своевременного финансирования. "Например, на "Мудьюге" есть система обогрева труб, еще финская, но она функционирует не полностью, – рассказал он. – Труба сгнила раньше, чем обогревавшая ее система. В итоге нужно менять все в комплексе".

На старые ледоколы, особенно готовящиеся под списание, часто не обращают внимания, – посетовал в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm источник в "Росморпорте". – Часто судам обеспечивают лишь поддерживающий ремонт, – отходит навигацию – и хорошо".
Экс-капитан "Михаила Сомова", Герой СССР Валентин Родченко заявил изданию, что суда сталкиваются с обледенением регулярно. По его мнению, использование систем обогрева требует предварительных комплексных исследований и последующих оценок опытной эксплуатации изделий. "Это может потребовать нескольких навигаций, и какое-то решение можно принять только после испытаний".
Начальник Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ Росгидромета) Владимир Соколов рассказал изданию, что вопрос оснащения ледоколов и исследовательских судов системами обогрева обсуждали еще в советское время.

Обледенение на палубе

"Тогда проблема была в том, что сделать палубу способной выдерживать удары, не повреждая зону обогрева, – отметил ученый. – Этого сделать не получалось. Если лед начинает образовываться при низких температурах, аккуратно убрать его сложно. На обычной палубе наледь можно просто сколоть". Он усомнился в необходимости установки систем обогрева на крупные атомные ледоколы, однако отметил возможную применимость греющих панелей на небольших судах. Последние наиболее подвержены обледенению. По словам эксперта, на таких судах актуален вопрос энерговооруженности, поэтому нужно решение с небольшим потреблением электричества. Крейсерские скорости не позволят выделять достаточное для обогрева палубы избыточного тепла.

"Резкое нарастание критической массы в условиях низких температур и туманов способно привести к гибели судна. Так случилось с советским гидрографом "Иней", перевернувшимся в Арктике. Экипаж не смог справиться с лавинообразным обледенением, "Иней" потерял остойчивость и совершил оверкиль", – говорит начальник экспедиции ААНИИ.

Обледеневшее судно у причала

Важно также использовать механические и химические способы борьбы с обледенением, резюмировал Соколов.
Российский океанолог и полярник, Герой СССР и РФ Артур Чилингаров в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm рассказал, что обледенение не так страшно для ледоколов, как для судов меньшего водоизмещения. "Обычные суда и корабли борьбе со льдом толком не приспособлены, поэтому для военных кораблей подобные системы могут пригодиться".

Справка Mil.Press FlotProm


Палубные панели в составе системы электрообогрева впервые представила на форуме "Армия-2018" российская компания "Би Питрон". Они созданы на отечественной элементной базе. Такими устройствами оснастили головные ледоколы проекта 22600 "Виктор Черномырдин" и проекта 21180 "Илья Муромец". Планируется их установка на другие перспективные проекты кораблей и судов, в том числе на ледокол проекта 21180М, уменьшенную версию "Муромца". Изделия запатентованы.

"Основная задача систем обогрева – обеспечить работоспособность основных систем корабля: воздухозаборных устройств и подхода к ним в тяжелых условиях эксплуатации", – рассказали Mil.Press FlotProm разработчики систем.

Ранее журналисты издания попросили военных моряков оценить потенциальную полезность новинки. Разработчики систем обогрева отметили, что благодаря модульности конструкции изделий их можно переконфигурировать под любое судно или корабль.

1 / 2

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;