Видеодневник инноваций
Баннер
Импортозамещенные системы водоочистки

Судовые системы
водоочистки
защитили от санкций

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Конструкторы: системы электрообогрева арктической морской техники становятся отраслевым стандартом
Тема: Промышленность

Установка систем электрообогрева (СЭО) на гражданские суда, военные корабли и другие объекты морской техники для работы в полярных широтах постепенно становится отраслевым стандартом. Об этом Mil.Press FlotProm рассказали собеседники в КБ "Вымпел", ЦМКБ "Алмаз" и ЦКБ "Айсберг". Вместе с тем такое оборудование используется не везде: установка СЭО зависит от требований заказчиков и регистра, а также от возможности разработчиков и производителей подобного оборудования предложить комплексное техническое решение.

КБ "Вымпел"


Электрообогрев палубы – требование Российского морского регистра судоходства, рассказал в эксклюзивном интервью изданию главный конструктор проектов КБ "Вымпел" Михаил Бахров. Группа специалистов под его началом работала над ледоколами проектов 21180 и 21180 м. "Эти суда создавались согласно правилам РМРС под надзором ВМФ, – отметил он. – В документации указана необходимость обеспечить электрообогрев ряда конструктивных элементов судна".

Ледокол обеспечения ВМФ России "Илья Муромец"

Бахров добавил, что в соответствии с правилами регистра должен быть обеспечен электрообогрев путей эвакуации на палубе, наклонных трапов, коммингсов наружных дверей и других элементов – например, для обеспечения возможности быстро покинуть помещения при каких-либо нестандартных ситуациях. Кроме того, обогреваются вентиляционные головки. Таким образом обеспечивается их непрерывная эксплуатация, ведь арктический ледокол должен работать в температурных режимах до -40 градусов.

Если судно создают под правила регистра, а также под схожие требования заказчика, конструкторы заложат СЭО в другие проекты морской техники для арктической зоны, резюмировал Михаил Бахров.

ЦМКБ "Алмаз"


Как сообщил Mil.Press FlotProm главный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Борис Лейкис, конструкторы бюро предусмотрят оснащение системами электрообогрева всех кораблей и судов "Алмаза", которые предназначены для работы в арктической зоне.

Корабль проекта 22100 "Океан"

"Проблемой обогрева отдельных корабельных систем в современной российской истории озаботились еще во время проектирования корветов проекта 20380, – отметил он. – Для них были разработаны первые системы электрообогрева. Для последующих кораблей и судов предусмотрены различные варианты системы: например, на пограничных сторожевых кораблях проекта 22100, шифр "Океан", установлены подпалубные греющие элементы.

Систему электрообогрева предусмотрели также для малых ракетных кораблей проекта 22800, шифр "Каракурт".

ЦКБ "Айсберг"


В ведущем КБ-проектанте отечественных ледоколов система электрообогрева еще не стала стандартом для новых разработок, рассказал изданию руководитель одного из отделов ЦКБ "Айсберг". Он добавил, что на на атомных ледоколах для уничтожения наледи используют излишки пара. На больших судах с мощной энергоустановкой проблемы запитать СЭО нет.

Конструктор выделил два принципа работы СО: постоянное поддержание определенной температуры и разовая борьба с последствиями обмерзания – например, для обеспечения приема вертолета, который обычно прилетает на борт по заранее согласованному расписанию.
По словам собеседника Mil.Press FlotProm, тенденция закрывать палубу надстройками, обеспечивая безопасное перемещение личного состава, стала общемировой. Она уменьшила число пространств, подверженных обмерзанию. Подобной архитектурой обладает, например, перспективный ледокол "Лидер". Однако остается проблема доступа, например, на мачты к различным антеннам; обогрев вертолетной площадки или бака. Конструктор привел пример с ледоколом "Илья Муромец": ряд систем судна требовали непрерывного обогрева, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ и работоспособность при температуре до -40 градусов.
В любом случае проект СЭО должен создаваться на этапе разработки технического или рабочего проекта судна или корабля, подчеркнул он. "Если систему электрообогрева заложат в нормативную документацию, КБ в состоянии с этим справиться, – добавил специалист. Главное, чтобы создатели таких СО сделали комплексную систему и, желательно, обеспечили комплексную поставку. Речь идет, по сути, об увязке различного оборудования, проведении системного инжиниринга. А в военной сфере – требуются еще и техусловия на подобную систему.

Также важна "единая" ответственность за функционирование системы – от ее проектирования до монтажа, чтобы у верфи-строителя или эксплуатанта не было лишних проблем при сбое на том или ином этапе, резюмировал он.

Шеф-монтажные и пусконаладочные работы также следует регламентировать более внятно, отметили собеседники издания. С одной стороны, СЭО уже стали отраслевым стандартом, с другой – процесс их установки и сдачи (например, регистру) прописан еще не до конца.

Справка Mil.Press FlotProm


Оснащение морской техники системами электрообогрева началось с гражданских ледоколов. Изначально применялись решения иностранных производителей, к середине 2010-х годов появились и отечественные разработки. При этом российский задел в этой области достиг мирового уровня, а в ряде моментов уже опережает его. Об этом Mil.Press FlotProm рассказали в одной из компаний, разработавших комплексную СЭО.

Подобное оборудование получили ледоколы "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий" проекта IBSV01, ледокол "Новороссийск" проекта 21900М. Системами электрообогрева также оснастят ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин", патрульные корабли арктической зоны проекта 23550 и ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс".

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;