Видеодневник инноваций
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Отраслевая дискуссия: какой должна быть корабельная пожарная сигнализация
Тема: Промышленность, Статьи

Потеря целого ряда кораблей и судов из-за пожаров, а также систематические возгорания на заводах заставляют промышленность и флот искать новые подходы к системам обнаружения и тушения пожаров. Пока флот обновляет техтребования к пожарным сигнализациям, журналисты Mil.Press FlotProm опросили ведущих российских разработчиков и производителей таких систем. Свое видение в рамках отраслевой дискуссии представили завод "КРИЗО" ("Красный изобретатель"), Научно-производственная фирма "Меридиан" и Научно-производственное объединение "Пожарная автоматика сервис". Ответы на вопросы приводятся с минимальной редактурой, связанной с оформлением текста.

Какую компанию (российскую или зарубежную) вы считаете мировым лидером разработки и производства судовой пожарной сигнализации? Какими преимуществами обладают ее системы?

Пожар на МПК "Башкортостан"

Завод "КРИЗО"


Мы считаем мировыми лидерами две компании: Российскую – АО "ЗАВОД "КРИЗО", комплект приборов "Краб-М". Зарубежную – Autronica, система Autrosafe.

Характерные свойства изделий, которые можно отнести к достоинствам и/или недостаткам по отношению к мировому опыту:

Комплект приборов "Краб-М".


Достоинства:

- Отечественная система с максимальным уровнем локализации производства;
- Возможность оперативного наблюдения за параметрами среды (факторы пожара);
- Опыт эксплуатации - более 10 лет;
- Высокая структурная и функциональная избыточность;
- Наличие средств защиты;
- Высокая скорость определения опасных факторов пожара и локализации дефектов (до 1 с);
- Удобное техническое обслуживание приборов;
- Повышенная стойкость к механическим и климатическим факторам (по сравнению с аналогами);
- Гибкая архитектура и повышенная гибкость в размещении аппаратуры (все приборы выполнены в виде законченных блоков, размещаемых децентрализовано, нет лишних компонентов).

Недостатки:

- Для применения за рубежом требуется дополнительное соглашение;
- Отсутствие сети технической поддержки за рубежом.

Система "Autronica".


Достоинства:

- Для обслуживания требуется обязательная сертификация от производителя – защита от злонамеренного вмешательства;
- Опыт эксплуатации более 14 лет и наибольшая доля рынка систем пожарной сигнализации; международная развернутая сеть технического обслуживания;
- Высокая степень интеграции, высокая емкость;
- Широкая номенклатура приборов (не требует применения приборов и устройств сторонних производителей);
- Централизованная система управления – все шлейфы пожарной сигнализации подключаются к станции. Требуется разместить только один прибор в посту управления;
- Выносная панель сигнализации размещается непосредственно в шлейфе пожарной сигнализации (не требуется отдельный интерфейс);

Недостатки:

- Мало изменений по отношению к первому образцу, внесение изменений сопряжено с масштабными затратами; элементная база устаревает;
- Закрытые протоколы обмена и сервисные функции; для обслуживания требуется обязательная сертификация от производителя (сложность получения сертификатов);
- Отражается на габаритных размерах станции и стоимости системы в целом;
- Ограничения по распространению применения и по обслуживанию в зависимости от политической ситуации по отношению к потребителю (может быть отказано в обслуживании или поставке системы на объект), как следствие, потеря работоспособности;
- Для повышения емкости шлейфов пожарной сигнализации требуется использование дополнительных устройств и каналов электропитания;
- Централизованная система управления – все шлейфы пожарной сигнализации подключаются к станции. Низкая степень децентрализации, повышенная длина шлейфов из-за необходимости доводки до поста управления. Как следствие сложность обеспечения структурного резервирования;
- Выносная панель сигнализации размещается непосредственно в шлейфе пожарной сигнализации: требует отдельный ввод электропитания; можно контролировать только один шлейф при условии отсутствия в нем дефектов.

НПФ "Меридиан"


Много различных предприятий, производящих системы пожарной сигнализации, вышли на достаточно высокий уровень в части надёжности, устойчивости, качества и функциональных возможностей. Однако, учитывая специфику установки наших систем на корабли и суда ВМФ, к наиболее продвинутым производителям указанных систем для судового применения можно отнести системы пожарной сигнализации фирмы Autronica.

Это адресная система, построенная по модульному принципу с возможностью расширения функционала, состава охраняемых помещений и, соответственно, состава используемых адресных устройств как обнаружения пожара, так и управления исполнительными механизмами, информация отображается на многофункциональном дисплее в графическом виде. В составе системы есть средства управления исполнительными механизмами и приборами оповещения персонала. Имеет исполнение, обеспечивающее работу системы в виде охранной сигнализации.

"НПО ПАС"


Среди зарубежных компаний известна компания Autronica. Ее штаб-квартира расположена в Норвегии. Специализируется в области производства оборудования, обеспечивающего пожарную безопасность, в том числе на морских судах. Система AutroSafe представляет собой образец современной системы пожарной сигнализации. Она разработана в полном соответствии с мировыми стандартами и нормами, соответствует нормам Европейского сообщества EN-54, имеет сертификаты пожарной безопасности МЧС РФ. Отличается широкой номенклатурой пожарных извещателей для различных условий эксплуатации. В России среди производителей оборудования для судовых и корабельных систем пожарной сигнализации можно выделить "НПО ПАС". Комплексы технических средств охранно-пожарной автоматики "ГАММА-01Ф" и "ГАММА-01М" по своим функциональным возможностям не уступают лучшим зарубежным образцам.

Пожар на "Звездочке" 7.04.2015



Перечислите преимущества и недостатки однокритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.

Завод "КРИЗО"


Ответ не предоставлен.

НПФ "Меридиан"


Производитель систем пожарной сигнализации разрабатывает и изготавливает свою систему в соответствии с требованиями ВМФ, РМРС или ВНИИ ПО – это зависит от того, куда он планирует ее установить.
В настоящее время в соответствии с руководящими документами ВМФ требований по формированию многокритериальных или мультикритариальных систем нет. При этом, в руководящих документах есть четкие пороги срабатывания по различным типам датчиков и извещателей (данные пороги могут уточняться ТЗ на корабль или выдачей исходных данных ЦКБ-проектантом корабля).
К преимуществам можно отнести то, что данные системы достаточно просты и должны иметь малую стоимость, достаточно длительный период от возникновения пожара до его обнаружения указанными системами, при этом при сокращении времени обнаружения пожара возможны появления ложных срабатываний системы.

Период времени обнаружения пожара зависит от порога срабытывания извещателей и датчиков, количества адресных устройств и количества циклов опроса для проверки достоверности полученной информации (необходимо для устранения ложных срабатываний, возникающих из-за возможных помех различной природы).

"НПО ПАС"

Единственным преимуществом однокритериальных (однофакторных) систем является их относительная дешевизна. С другой стороны, их недостаток в низкой эффективности. Это проявляется в неспособности однофакторных систем обеспечивать достоверное обнаружение пожара на ранней стадии его возникновения. Другой недостаток – плохая избирательность по отношению к признакам пожара. Она не может селектировать воздействующие на неё факторы на пожарные и непожарные и потому подвержена ложным срабатываниям.
Согласно данным статистики, на один достоверно обнаруженный реальный пожар приходится 14 ложных срабатываний. Это значит, что достоверность обнаружения пожара для такой пожарной сигнализации составляет всего 7%, а вероятность ложных тревог – 93%. Примерами ложных срабатываний могут служить случаи воздействия на пожарные извещатели водяного пара, порохового дыма, выхлопных газов и т.д.

Пожар на МПК-228 "Башкортостан"

Перечислите преимущества и недостатки мультикритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.

Завод "КРИЗО"


Ответ дается исходя из следующего комментария (более корректной формулировки вопроса): "Перечислите преимущества и недостатки систем пожарной сигнализации на основе совокупности однокорпусных датчиков, оценивающих отдельные признаки возгораний (отдельно – дыма, отдельно – температуры и т.д". В противном случае имеется однозначный вывод без дискуссии: много датчиков позволяет повысить оценки признаков возгораний, а открытым является вопрос о многокорпусных (распределенных в пространстве) или однокорпусных (сосредоточенных в одной точке) конструкциях. Гипотетически – распределенность является более предпочтительной.

Системы пожарной сигнализации (СПС) с однокорпусными датчиками, оценивающими отдельные признаки возгораний.


Преимущества:

- Системы пожарной сигнализации (СПС) с необходимым набором однокритериальных датчиков обладает функциональной полнотой, эквивалентной для СПС с многокритериальными датчиками, которые сосредоточены в одном корпусе. Совокупность однокритериальных датчиков, размещенных в различных точках контролируемых помещений, позволяет обеспечить функциональную полноту алгоритмов СПС на основе совокупности оценок отдельных признаков возгораний с учетом степени опасности. Количество одних или других датчиков должно устанавливаться в соответствии с требованиями к объекту контроля;
- Множество однокритериальных датчиков (типа "один корпус – один признак возгораний") могут быть установлены вблизи множества опасных точек возгораний;
- Совокупность однокритериальных датчиков, размещенных в различных точках контролируемых помещений, позволяет обеспечить функциональную полноту алгоритмов СПС на основе совокупности оценок отдельных признаков возгораний с учетом степени опасности;
- Алгоритмическая обработка данных для получения оценок признаков возгораний (температуры, дыма и т.д.) для отдельных распределенных датчиков не требует алгоритмической селекции признаков возгораний в контролируемом помещении. Селекция отдельных признаков возгораний необходима в условиях одновременной обработки данных в области возгорания для принятия корректных решений с учетом связности исходных данных;
- Отсутствует проблема селекции истинных показаний различных датчиков в условиях сосредоточенного расположения первичных признаков возгораний, т.к. отсутствуют или слабо изучены взаимные влияния показаний датчиков в условиях смешанных типов возгораний;

Недостатки:

Увеличение количества кабельных трасс в связи с увеличением количества датчиков.

СПС с однокорпусными датчиками, оценивающими признаки возгораний в совокупности (мультикритериальность).


Преимущества:

Уменьшение количества кабельных трасс в связи с уменьшением количества датчиков.

Недостатки:

- Отсутствуют данные по программам для определения выходных параметров предлагаемых систем;
- Возникает вопрос об эффективности выделения полезных сигналов в условиях смешения продуктов возгораний в ограниченной области пространства;
- Многокритериальные датчики требуют оптимизации процессов цифровой обработки информации в условиях смешанной информации по отдельным признакам возгораний;
- Отсутствие математических (научных) расчётов и обоснований для разработки алгоритмов сравнения теоретических моделей с практическими результатами;
- Не решена технически проблема проведения испытаний многокритериальных датчиков в условиях комплексного воздействия факторов одновременно на все каналы.

НПФ "Меридиан"


Хотелось бы отметить, что мультикритериальные системы – это не только те, которые в своем составе используют мультикритериальные датчики (так называемый точечный мультикритериальный принцип – обнаружение пожара по нескольким признакам в одной точке), но и системы, работающие в целом по данному принципу, то есть датчики, находящиеся в одном помещении имеют два, а то и более порогов срабатывания, по которым можно выполнить оценку наличия пожароопасной ситуации.

Пространственные мультикритериальные системы позволяют в своем составе использовать точечные извещатели из состава однокритериальных систем и, используя мультикритериальную оценку пожароопасной ситуации по нескольким датчикам в одном помещении или смежных помещениях, давать оценку текущей ситуации, при этом в составе данных систем также можно использовать многокритериальные точечные извещатели.

Многокритериальные извещатели и датчики должны в своем составе использовать логически связанные чувствительные сенсоры, совместное использование которых целесообразно. Так например, использование сенсора оценки наличия открытого пламени абсолютно нецелесообразно для использования в многокритериальном извещателе, так как данный сенсор должен устанавливаться в места, где в его угол обзора могут попасть потенциально опасные объекты. Использование газовых сенсоров в составе мультикритериального извещателя на данный момент также нецелесообразно.

Это связано с его (сенсора - ред.) сроком службы и необходимостью замены в процессе полного цикла использования системы пожарной сигнализации. Наиболее приемлемыми по экономическим и техническим составляющим являются температурно-дымовые комбинированные извещатели.

К сожалению, недостаточен опыт использования линейных температурных и дымовых извещателей, аспирационных дымовых извещателей в корабельных условиях. Для оценки возможности их применения необходимо проведение соответствующих НИОКР, что в настоящее время невозможно.

Использование системы пожарной сигнализации на основе применения точечных мультикритериальных извещателей значительно повышает ее стоимость, однако позволяет сократить время обнаружения пожара и уменьшить (устранить) вероятность ложного срабатывания системы.

Использование систем пожарной сигнализации на основе пространственного мультикритериального принципа позволит сократить время обнаружения пожара и уменьшить (устранить) вероятность ложного срабатывания системы при практически неизменной стоимости системы по сравнению с однокритериальной системой.

"НПО ПАС"


Мультикритериальная система осуществляет перманентный и одновременный контроль за несколькими потенциально возможными факторами пожара, начиная с момента их физического проявления. Ситуация в защищаемом помещении идентифицируется на основе анализа относительного приращения величины этих факторов во времени. При этом мультикритериальная система выдаёт сигнал пожарной тревоги только при обнаружении как минимум двух разнородных факторов. Например, дыма и температуры или дыма и угарного газа и т.п. По одному фактору пожарная тревога блокируется, тем самым обеспечивается защита системы от ложных срабатываний.

Благодаря мультикритериальному подходу удалось комплексно решить проблему защиты от ложных срабатываний и одновременно обеспечить достоверное и раннее обнаружение пожара. В рамках порогового подхода, тем более однофакторного, эта проблема не имела практического решения.

В следующих частях участники отраслевой дискуссии ответят на вопросы:

- Датчики/извещатели какого типа вы считаете необходимым использовать при создании систем пожарной сигнализации и почему?

- В чем разница между датчиком и извещателем применительно к системам пожсигнализации?

- Разница в стоимости систем пожарной сигнализации от разных производителей может достигать двукратной величины. От чего, на ваш взгляд, в первую очередь зависит себестоимость разработки и производства таких систем?

- Назовите три основные причины пожаров на кораблях и судах ВМФ России.

- В каких формулировках, на ваш взгляд, действующие сейчас ОТТ на пожарные сигнализации для кораблей ВМФ не соответствуют современным подходам к созданию таких систем?

- Какие требования обязательно должны войти в новую версию ОТТ? Насколько актуально их обновление?

- Опишите корректный и объективный, по вашему мнению, принцип проведения сравнительных испытаний пожарных сигнализаций. Кто в России может их провести?

- Считаете ли вы необходимой разработку ГОСТ РВ на методику испытаний пожарной сигнализации боевых кораблей? Аргументируйте свой ответ.

- Опишите преимущества и недостатки принятого сейчас в ВМФ России подхода, когда одна компания поставляет на корабль пожарную сигнализацию, а другая – средства пожаротушения.

- Какие технические решения должны быть заложены в систему пожарной сигнализации, чтобы она отвечала требованиями масштабируемости – проще говоря, чтобы одну и ту же систему можно было ставить и на рейдовый буксир, и на авианесущий крейсер?

- Строящиеся и ремонтируемые корабли, чаще всего необеспеченные электроэнергией от собственной сети и водоснабжением, наиболее уязвимы для пожаров. Как, на ваш взгляд, должна выглядеть пожарная сигнализация находящихся на верфи кораблей? Может ли идти речь о некой быстро развертываемой и масштабируемой временной системе?

- Приведите пример ситуации, когда сигнализация вашего производства помогла предотвратить пожар на корабле или судне ВМФ России.

Вторая часть отраслевой дискуссии

Третья часть отраслевой дискуссии