ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Отраслевая дискуссия: стандарты и испытания систем пожарной сигнализации
Тема: Промышленность, Статьи

Во второй части отраслевой дискуссии ведущие российские разработчики и производители систем пожарной сигнализации (СПС) и пожаротушения ответили на вопросы Mil.Press FlotProm о типах извещателей (датчиков) и рассказали о стоимости продукции. Также компании, опрошенные изданием, представили свое видение вопросов стандартизации, обновления технических требований и проведения испытаний. Кроме того, специалисты рассказали, по каким причинам на кораблях и судах происходят пожары. Свою позицию в рамках отраслевой дискуссии представили завод "КРИЗО" ("Красный изобретатель"), Научно-производственная фирма "Меридиан" и Научно-производственное объединение "Пожарная автоматика сервис". Ответы на вопросы приводятся с минимальной редактурой, связанной с оформлением текста.

Ранее участники отраслевой дискуссии ответили на вопросы:

- Какую компанию (российскую или зарубежную) вы считаете мировым лидером разработки и производства судовой пожарной сигнализации? Какими преимуществами обладают ее системы?

- Перечислите преимущества и недостатки однокритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.

- Перечислите преимущества и недостатки мультикритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.

Часть 2


Датчики/извещатели какого типа вы считаете необходимым использовать при создании систем пожарной сигнализации и почему?

Пожар на АПЛ "Орел" 7 апреля 2015 года

Завод "КРИЗО"


Сегодня противопоставление однокритериальных и мультикритериальных (многоканальных) систем пожарной сигнализации можно назвать бесполезным и неперспективным занятием. Все зависит от конкретного судового помещения, задач, поставленных перед системой пожарной сигнализации, выделенного объема финансирования.

Гораздо важнее понять, что обнаружить пожар – это важная, но далеко не единственная функция системы пожарной сигнализации. СПС предназначены для сокращения времени между началом процесса пожарообразования и началом его локализации.
До настоящего времени разработчики систем пожарной сигнализации в первую очередь стремились к обнаружению пожара на самых ранних этапах его возникновения, но недостаточно внимания уделяли процессу от обнаружения признаков пожара до начала пожаротушения. В этот период производится разведка района, где "сработал" пожарный извещатель, и уточняется источник возгорания и характер развития пожара для выработки решения по выбору средств пожаротушения и организации борьбы с пожаром.
Разведка аварийного района, даже при хорошей подготовке экипажа, занимает минуты. Сокращение этого времени (зачастую интенсивного развития очага пожара) позволит значительно раньше начать действия по локализации пожара. Автоматизация процесса разведки района пожара требует комплексного подхода. Будет использована информация, поступающая от целого ряда систем управления и контроля корабельных технических средств. От СПС потребуется повысить информативность.

НПФ "Меридиан"


Состав извещателей и датчиков, устанавливаемых на объектах, определяется руководящими документами ВМФ, РМРС и МЧС РФ.

Для ВМФ в настоящее время определены следующие типы точечных извещателей и датчиков:

- тепловой;
- дымовой;
- ручной;
- пламени (инфракрасный, ультрафиолетовый или с несколькими чувствительными элементами).

Дополнительно к указанным извещателям и датчикам предлагается рассмотреть возможность использования линейного температурного извещателя, линейного дымового извещателя (для использования в ангарах авианосцев, вертолетоносцев и десантных кораблей).

Кроме того, предлагается провести НИОКР по разработке требований к системе пожарной сигнализации на основе пространственного многокритериального принципа, а может даже к адаптивной системе пожарной сигнализации – у которой пороги срабатывания извещателей и датчиков настраиваются с течением времени самостоятельно.

НПО "ПАС"


Мультикритериальные извещатели, которые анализируют несколько факторов пожара во взаимосвязи, что и обеспечивает все преимущества мультикритериальных систем пожарной сигнализации.

В чем разница между датчиком и извещателем применительно к системам пожсигнализации?

Завод "КРИЗО"


Однозначные определения понятий в целом "извещатель" – "оповещатель" – "сигнализатор" – "датчик" и их различий соотносительно к СПС в настоящее время формализованы нечетко.

Термин "датчик" и его определение даны в ГОСТ Р 51086-97.

То есть, любой чувствительный элемент (сенсор), выдающий определенный электрический сигнал при изменении измеряемого параметра, и есть датчик, а устройство, куда он входит, является чисто конструкцией любой формы и сложности. Поэтому, если рассматривать любое устройство с этих позиций, то неважно, как называется устройство: датчик или сигнализатор, принципиально они одинаковы.

Другое дело, как используется сигнал: в виде заданных порогов, при достижении контролируемым параметром которых происходит принятие решения и текущее значение нигде не отображается, или в виде непрерывно выдаваемой информации текущего значения контролируемого параметра, которое визуально отображается на некоем дисплее и также при достижении измеряемым параметром заданных значений (порогов) служит для принятия решения.

При этом первое устройство принято называть извещателем (сигнализатором, оповещателем) и не подлежит поверке, а второе – датчиком и подлежит поверке как средство измерения.

Отсюда напрашивается вывод: термин не должен быть привязан к устройству однозначно требующим его периодическую поверку, а должен быть привязан применительно к способу использования сигнала, а именно - является ли данный сигнал элементом, используемым для измерения.

Окончательный вывод: с точки зрения технической разницы между датчиком и извещателем применительно к СПС нет.

НПФ "Меридиан"


Извещатель пожарной сигнализации – устройство формирования сигнала о пожаре. Данное устройство может быть адресным или без адреса.

Датчик – средство измерения или средство контроля. Датчик может быть частью извещателя. При самостоятельном использовании, как правило, данное устройство применяется для оценки пожароопасной ситуации во взрывоопасных помещениях, имеет взрывоопасное исполнение, подключается к системе пожарной сигнализации через адресное устройство (адресный прибор).

НПО "ПАС"


Датчик (сенсор) – элемент пожарного извещателя, преобразующий воздействующий физический (пожарный) фактор в электрический сигнал. Извещатель обеспечивает преобразование электрического сигнала в цифровую форму, сравнение с заданной установкой и передачу информации в приемно-контрольный прибор.

Противопожарная тренировка

Разница в стоимости систем пожарной сигнализации от разных производителей может достигать двукратной величины. От чего, на ваш взгляд, в первую очередь зависит себестоимость разработки и производства таких систем?

Завод "КРИЗО"


Разница в стоимости зависит от:

- комплектации (отечественная или импортная, с военной приёмкой или приёмкой ОТК);
- заложенных тактико-технических требований;
- серийности;
- политики продаж.

НПФ "Меридиан"


Себестоимость разработки и изготовления систем – это многофакторный параметр и зависит в первую очередь от состава элементной базы используемой разработчиком системы. Конечно импортная элементная база значительно дешевле, чем российская, так например, микроконтроллер Р1С фирмы Microchip стоит около 200 рублей, а микроконтроллер российской фирмы "Миландр", да еще с военной приемкой, стоит более 6000 рублей. Учитывая, что количество адресных устройств на заказе зависит от водоизмещения корабля и варьируется от 50 на катере до более 3000 на авианесущем крейсере, можно посчитать "экономический эффект" от использования российской элементной базы.
К сожалению, согласование использования импортной элементной базы – длительный и дорогостоящий процесс, иногда он становится невыполнимым. Непонятно, почему однажды согласованные элементы для использования в одной из систем пожарной сигнализации невозможно распространить для любого поставщика – вот тогда будет конкуренция, а не лоббирование какой-либо системы.
Вторая причина – принятие грамотных конструктивных решений, позволяющих снизить трудоемкость изготовления изделия, использование унифицированных составляющих.

Третья причина – это развитая технологическая и производственная база предприятия и налаженная межзаводская кооперация по изготовлению составных частей изделия, что позволяет значительно снизить себестоимость изделия.

НПО "ПАС"


Ответ не предоставлен.

Назовите три основные причины пожаров на кораблях и судах ВМФ России.

Завод "КРИЗО"


Технические факторы:

- износ оборудования;
- нелинейность токовых потоков;
- электрические сети и источники электроэнергии.

Человеческий фактор:

Может проявляться в явном виде (в результате нарушения инструкций, недостатка знаний и навыков при управлении или обслуживании пожароопасного оборудования и т.п.) и опосредовано, когда действия человека не вызывают пожар, но являются в дальнейшем причиной события, провоцирующего возникновение пожара. Это относится к двум процессам: обслуживание и ремонт объектов.

НПФ "Меридиан"


К сожалению, основной причиной возникновения пожаров на кораблях и судах ВМФ, по нашему мнению, являются неправильные действия или наоборот бездействие личного состава. Более подробно можно выявить эти причины при анализе аварийных ситуаций на кораблях и судах ВМФ.

НПО "ПАС"


Частой причиной пожаров на кораблях является нарушение правил пожарной безопасности. Эта причина связана с человеческим фактором. Другой класс причин относится к категории технологических (разрушение трубопроводов с горючими жидкостями, проливы, короткие замыкания и т.п.). Возможна комбинация человеческого и технологического факторов.

В каких формулировках, на ваш взгляд, действующие сейчас ОТТ на пожарные сигнализации для кораблей ВМФ не соответствуют современным подходам к созданию таких систем?

Завод "КРИЗО"


Обсуждать действующие ОТТ по данной тематике в открытой печати запрещено.

НПФ "Меридиан"


Действующие ОТТ не учитывают возможности современной элементной базы, не учитывают наличие новых средств обнаружения пожароопасной ситуации, возможности получения информации от смежных систем (мониторинга, газоанализа, диагностики технических средств и т.д.).

НПО "ПАС"


В новой редакции ОТТ должна быть предусмотрена возможность более широкого применения мультикритериальных пожарных извещателей с более современными способами обработки информации, подтвержденными путем положительных результатов огневых испытаний.

Противопожарная тренировка на флоте

Какие требования обязательно должны войти в новую версию ОТТ? Насколько актуально их обновление?

Завод "КРИЗО"


Обсуждать действующие ОТТ по данной тематике в открытой печати запрещено.

НПФ "Меридиан"


Необходимость корректировки действующих ОТТ назрела давно. ВМФ часто для дополнения требований ОТТ (для их ужесточения) использовал требования, изложенные к СПС в техническом задании на корабль, что не совсем корректно. Требования для всех возможных поставщиков систем пожарной сигнализации для ВМФ должны быть едины как по техническим характеристикам, так и по структуре и объему предоставляемой заказчику информации.

К сожалению, в настоящий момент одна из сложностей – это получение предприятиями руководящих документов ВМФ для использования их требований в процессе разработки изделий.
Существовавший при СССР порядок снабжения предприятий промышленности руководящими документами ВМФ отсутствует, а новый не определен – непонятно, у кого и как можно заказать необходимый для работы документ. Учитывая, что новые ОТТ планируется сделать едиными на весь корабль и они будут иметь соответствующий гриф, полагаем, что предприятия промышленности могут их вообще на получить не только на рассмотрение и согласование, но и для использования в работе.
Считаем, что для выработки новых требований к системам пожарной сигнализации и включения их в ОТТ необходимо проведение НИОКР под непосредственным руководством представителей научной организации ВМФ (I ЦНИИ МО РФ) с участием представителей промышленности (возможно создание единого коллектива из состава предприятий-поставщиков систем пожарной сигнализации и Крыловского государственного научного центра).

НПО "ПАС"


Ответ не предоставлен.

Опишите корректный и объективный, по вашему мнению, принцип проведения сравнительных испытаний пожарных сигнализаций. Кто в России может их провести?

Завод "КРИЗО"


Принципы экспертизы и испытаний:

- Контроль корректности принципов создания СПС, их адекватного описания и необходимых средств реализации, включая методы, алгоритмы и реализацию СПС;
- Анализ моделей алгоритмов на основе адекватной постановки решаемой задачи;
- Испытания должны подтвердить правильность заложенных алгоритмов.

Проведение испытаний возможно на базе организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы, с участием независимых экспертов и представителей всех конкурирующих и заинтересованных организаций.

В части, касающейся систем пожарной сигнализации, должны быть выработаны единые критерии (требования) касательно испытаний. По гражданской продукции критерии описаны в ГОСТ Р 53325-2012. Структура МЧС при выдаче разрешений на поставку СПС требует проведение испытаний и участвует в них. Нигде не прописана необходимость проведения сравнительных испытаний. Если требования ГОСТ исполняются, МЧС принимает, то любой производитель может ставить СПС на объекты. Дальше всё решает рынок, деловые контакты и деловой профессионализм.

Только решение на уровне главкома или министерства о необходимости проведении таких сравнительных испытаний СПС разных производителей, поставляющих свою продукцию по госзаказам, и их периодичности будет считаться корректным и объективным при условии наличия независимой комиссии.

Проведение объективных сравнительных испытаний в настоящее время может обеспечить Крыловский государственный научный центр на вновь построенном натурном стенде-имитаторе отсеков кораблей (судов).

НПФ "Меридиан"


Разработку указанного принципа проведения сравнительных испытаний пожарных сигнализаций возможно выполнить в ходе выполнения указанной выше НИОКР (см. ответ на предыдущий вопрос).

НПО "ПАС"

Сравнительные испытания должны проводиться на типовых тестовых очагах в условиях, имитирующих корабельные помещения. Испытания должны иметь статус сертификационных, т.е. обязательных для всех производителей. Наибольшим опытом проведения подобных испытаний обладает ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
Считаете ли вы необходимой разработку ГОСТ РВ на методику испытаний пожарной сигнализации боевых кораблей? Аргументируйте свой ответ.

Завод "КРИЗО"


В связи с тем, что подобный стандарт в гражданском судостроении есть, а также есть требования Морского Регистра (см. ГОСТ Р 53325-2012 и Правила классификации и постройки морских судов) необходимость разработки ГОСТ РВ с учётом особенностей кораблей ВМФ есть.

Надо только понимать, что стандарт категории ГОСТ РВ, особенно касающийся обеспечения живучести боевого корабля, должен иметь соответствующую категорию секретности.

Можно добавить, что работа по подготовке обширных ТТТ в этом направлении ведётся, но это закрытая информация.

Кроме этого считаем, учитывая важность и специфику вопроса по обеспечению живучести корабля в части взрывопожаробезопасности, что необходима доработка ГОСТ РВ 15.307-2002 "Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий", а именно:

- определить требования к стратегическим предприятиям, выполняющим поставки по госконтрактам вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) из серийного производства;
- для обеспечения государственной безопасности в области ВВСТ минимизировать кооперацию (аутсорсинг) при исполнении госконтрактов и конкретизировать наличие соответствующей поставленным задачам производственной и испытательной базы у стратегических предприятий;
- оговорить требования о размещении заказов по кооперации (если без этого не обойтись) исключительно на предприятиях РФ, исключив иностранных поставщиков. Это требование должно относиться в том числе и к комплектующим изделиям.

НПФ "Меридиан"


Целесообразно, так как обеспечит получение поставщиками однозначных требований к составным частям системы и к системе в целом.

НПО "ПАС"


Необходимости в создании ГОСТ РВ на методику испытаний, по нашему мнению, нет. Достаточно, чтобы она была ведомственной, согласованной на уровне заказывающего управления.

В следующей части участники отраслевой дискуссии ответят на вопросы:

- Опишите преимущества и недостатки принятого сейчас в ВМФ России подхода, когда одна компания поставляет на корабль пожарную сигнализацию, а другая – средства пожаротушения.

- Какие технические решения должны быть заложены в систему пожарной сигнализации, чтобы она отвечала требованиями масштабируемости – проще говоря, чтобы одну и ту же систему можно было ставить и на рейдовый буксир, и на авианесущий крейсер?

- Строящиеся и ремонтируемые корабли, чаще всего необеспеченные электроэнергией от собственной сети и водоснабжением, наиболее уязвимы для пожаров. Как, на ваш взгляд, должна выглядеть пожарная сигнализация находящихся на верфи кораблей? Может ли идти речь о некой быстро развертываемой и масштабируемой временной системе?

- Приведите пример ситуации, когда сигнализация вашего производства помогла предотвратить пожар на корабле или судне ВМФ России.

Первая часть отраслевой дискуссии

Третья часть отраслевой дискуссии