Подлодки просят современного ремонта: история вопроса и хронология событий
С 2010-х годов корабли и подлодки строятся и обслуживаются с учетом перехода промышленности и флота к системе управления жизненным циклом (СУ ЖЦ). Этот процесс уже затронул субмарины для Черноморского и Тихоокеанского флотов, а в перспективе новый подход применят и на других флотах. ДЭПЛ с каждым новым корпусом модернизируют, при этом новые "Варшавянки" для ЧФ и ТОФ различаются с учетом особенностей эксплуатации в конкретном регионе.
25 ноября 2019 года начштаба – первый замглавкома ВМФ России вице-адмирал Андрей Воложинский сказал, что ДЭПЛ для ТОФ строятся по модернизированному проекту относительно субмарин, ранее построенных для ЧФ.
Для ускорения ремонта с 2010-х годов идут разговоры о создании ремонтных информационных моделей. Подробнее издание уже рассматривало историю их создания и предназначение в статье "Инфомодель "Варшавянки" от "Новит Про": есть или нет?".
Когда в начале 2010-х годов рождалась концепция информационных моделей для ДЭПЛ проекта 636, Россия опережала ведущие страны НАТО в части цифрового ремонта. Теперь же, когда сроки освоения системы затянулись, – отстает. Об этом Mil.Press FlotProm рассказал информированный отраслевой источник.
Техническое задание на разработку 3D-моделей "Варшавянок" для компании-разработчика, "Новит Про", флот подготовил к 2015 году. Заказчик тогда принял компромиссное решение – привлечь к созданию 3D-модели еще не-цифровой ДЭПЛ стороннюю организацию, занимающуюся трехмерным моделированием. Это произошло из-за определенного консерватизма КБ-проектанта лодок – ЦКБ МТ "Рубин".
В конце 2017 года завершилась история создания информационных моделей дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка": их разработчик передал материалы заказчику. Работы заняли два года, что на год меньше изначального срока. Кроме того, за это время сделали больше: появились мобильные центры сопровождения заказов, а число выполненных моделей выросло с одной до шести. Уже два года флот и промышленность осваивают ремонт самой популярной российской ДЭПЛ в трехмерном формате. В середине декабря 2018 года в ВУНЦ ВМФ (ВМА) прошёл экспертный совет по применимости инфомоделей "Варшавянок". На заседании были представители проектантов ПЛ, флотской науки (институтов ВМФ и Крыловского центра), ЦТСС ("Румб") и др. Тогда применение ИМ для "шестьсот тридцать шестых" одобрили, и дали рекомендации по их внедрению и дальнейшему развитию. Внедрение может задерживаться из-за отсутствия внятных решений ряда причастных структур, в том числе ДОГОЗ и главкомата ВМФ.
Перевод ремонта ПЛ в "цифру" потребует достаточно трудоемкого освоения новой технологии, которое может задержать сроки работ по ремонту лодок, объяснил изданию представитель одного из флотских НИИ. Понимание о необходимости внедрения новой идеологии ремонта было у руководства ВМФ – например, в управлении вооружения. Замглавкома по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин в марте 2019 года сообщил изданию, что флот намерен освоить ремонт ДЭПЛ проекта 636.3 с применением информационных моделей.
В 2019 году документацию по будущему 3D-ремонту продолжили создавать. Наконец, в декабре оборудование для дистанционной работы с информационными моделями – мобильные центры сопровождения заказов – начали готовить к отправке на Черное море.
Важно отметить, что российские инженеры создали информационные модели всех шести черноморских ДЭПЛ проекта 636.3. То есть оцифрована каждая лодка (а не одна, усреднённая модель, как планировалось изначально), и ремонтную модель ПЛ уже можно применять. Чтобы понять, как развивается и будет развиваться ремонт "Варшавянок" для ЧФ, стоит обратиться к истории ремонта лодок и планам в этой области (сведения подготовлены только по открытым данным – ред.).
Как черноморские "Варшавянки" уходили в ремонт
Первые шесть "ласточек" успешно переданы заказчику с 2014 по 2016 годы. За это время они обслуживались и ремонтировались. Техобслуживание бывает: планово-предупредительным ТО и планово-предупредительным ремонтом; есть также межпоходовые и навигационные ремонты, а также обслуживание по техническому состоянию. Основные виды более серьезных заводских ремонтов – доковый, текущий и средний. Их периодичность и длительность установлена руководящими документами ВМФ.
Опыт эксплуатации ДЭПЛ проектов 613 и 877 показывает, что раз в год лодкам требуется доковый осмотр и текущий ремонт. Средний ремонт проводится раз в четыре года. Капитальный – раз в 16 лет. Кроме того, могут быть аварийные и гарантийные ремонты, рассказал изданию эксперт по подводным силам Андрей Николаев.
Крупный заводской ремонт такой ПЛ проводится через четыре–пять лет после ввода в строй. Его может выполнить не только завод-строитель, "Адмиралтейские верфи", но и предприятия Балтийского и Черноморского регионов, прежде всего – Севастопольский морской завод.Именно там летом прошла докование головная ДЭПЛ для ЧФ – "Новороссийск". Ремонт тогда провели корабелы-адмиралтейцы совместно со специалистами Севморзавода. После этого в декабре лодка отправилась "на одну из верфей" Северо-Запада России для планового текущего ремонта.
Вторая черноморская "Варшавянка", "Ростов-на-Дону", менее чем через год после ввода в строй (30 декабря 2014 года) в октябре 2015-го заходила в Кронштадт – по некоторым данным, имела место неисправность энергоустановки (информация официально не подтверждена). В апреле 2017 года ДЭПЛ прошла докование на 13-м СРЗ и уже в июле участвовала в праздновании Дня ВМФ в Севастополе.
Третья лодка, "Старый Оскол", подняла Андреевский флаг 3 июля 2015 года. Ее плановый ремонт запланирован на конец 2020 – начало 2021 года. В апреле 2019 года Минобороны сообщило, что ДЭПЛ совершает "переход на судоремонтное предприятие Северо-Запада России для планового текущего ремонта". Как рассказали тогда в пресс-службе российского военного ведомства, "согласно требованиям руководящих документов по эксплуатации ПЛ, текущий ремонт для поддержания их технического состояния проводится регулярно".
Приводим другую цитату из того же сообщения полностью: "С целью проведения проверки конструкторских расчетов по применению новых материалов и оборудования при строительстве серии ПЛ данного проекта спланирована проверка их эксплуатационных качеств в условиях климатической зоны с более высокими температурами на полный годовой цикл эксплуатации. Для этого ПЛ "Старый Оскол" до убытия на текущий ремонт на одно из судоремонтных предприятий Северо-Запада России проведет проверки ряда систем жизнеобеспечения в южных широтах".
Четвертая черноморская "Варшавянка", "Краснодар", вступила в строй 5 ноября 2015 года. Она стала первой ДЭПЛ проекта 636.3, которая не уходила на испытания на Северный флот, а пошла в Средиземноморье. То есть – не хлебнула северной воды, которая отличается от более "злой" для корпуса среды Средиземного и Черного морей. В апреле 2016 года появилась информация о столкновении лодки с гражданским судном и повреждении перископа. С мая по июль 2016 года лодка проходила ремонт на "Адмиралтейских верфях", после чего участвовала в параде по случаю Дня ВМФ.
Ее плановый ремонт также планируют осуществить в конце 2020 – начале 2021 года. Он может пройти по традиции на Северо-Западе России или же, если успеют подготовить кадры и мощности предприятия (предприятий) в черноморском регионе, уже непосредственно близ базы ЧФ.
Пятая и шестая ПЛ, "Великий Новгород" и "Колпино", подняли флаг 26 октября и 24 ноября 2016 года, их первый крупный плановый ремонт пройдет ориентировочно в период с 2020 по 2022 годы. Эти ДЭПЛ также сразу отправились на ЧФ – без испытаний на Севере. Это увеличило их срок службы в теплых, более "вредных" водах, по сравнению с более возрастными одноклассницами.
Где ремонтировать ДЭПЛ на Балтике и Черном море
Севморзавод (филиал Центра судоремонта "Звездочка") всегда был основной базой ремонта кораблей Черноморского флота, поэтому здесь будут проходить обслуживание новые дизельные подводные лодки и фрегаты, построенные на верфях, входящих в ОСК. Об этом заявил в ноябре 2017 года первый вице-президент ОСК Леонид Стругов.
Как говорил в июле 2018 года гендиректор Центра судоремонта "Звездочка" Сергей Маричев, на предприятии полностью отлажена серийность ремонта и модернизации дизель-электрических подлодок (проекта 877 – ред.).
"Вопросы интеграции систем иностранной поставки давно урегулированы, – сказал он. – Тот факт, что эти корабли приходят в ремонт к нам, – лучшее свидетельство удовлетворенности заказчика качеством и сроками работ. Конечно, какие-то уточнения объемов и сроков неизбежны, как и при любом другом ремонте: планируемый объем работ выясняется после проведения дефектации, а достоверный – только после демонтажа оборудования. Но это вопрос скорее стоимости работ, а не сроков".
Сергей Маричев отметил, что "Звездочка" приблизилась к серийности на ДЭПЛ проекта 877: никаких существенных подвижек вправо не допускается. По его словам, на ремонт такой ПЛ уходит 2,5 года.
В свою очередь, Кронштадтский судоремонтный завод в 2011–2014 годы восстановил техническую готовность подлодки "Выборг", в 2014–2017 годы – провел ремонт "Дмитрова".
Таким образом, помимо завода-строителя – "Адмиралтейских верфей", ремонт ДЭПЛ проектов 877 и, вероятно, 636.3, могут выполнять Севморзавод и Кронштадтский морской завод. 13-й СРЗ также готовится стать одним из профильных предприятий. На подхвате на Балтике также находится 33-й СРЗ, которому нужно восстановить ряд старых компетенций по ремонту ПЛ и сформировать новые.Как видно из планов ремонта черноморских "Варшавянок", лодки уже уходят на заводы. Для использования в ремонте инфомоделей новые технологии нужно освоить во время постановки в доки первых подлодок, чтобы вносить в модель изменения, которые появятся в ходе работ.
Особенности национальной СУ ЖЦ
Сегодня советские принципы эксплуатации и ремонта ПЛ переосмысляются. Старый опыт повторить и невозможно, и бессмысленно. Эксплуатационное управление ВМФ в части подлодок теперь несколько оптимизировано и состоит из четырех профильных отделов.
Осенью 2019 года издание рассматривало вопросы внедрения концепции системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и спецтехники в статье "Централизованное управление жизненным циклом военной техники отложено на неопределенный срок".
Общая флотская и отраслевая потребность очевидна – необходимо выстроить систему эксплуатации, в том числе ремонта на новых цифровых принципах. Речь идет как о цифровизации отдельных процессов, так и о создании интегрированных комплексов логистической поддержки. Сюда входят: регламенты сервисного обслуживания, ИЭТР, система управления эксплуатацией корабля, учебно-методические материалы, 3D-модель корабля (пока не везде) и т. п.
Как рассказал изданию высокопоставленный собеседник в одном из профильных институтов ВМФ, пилотные проекты по созданию ИМ кораблей стартовали в конце XX – начале XXI в. Весь мир перешел на CALS-технологию, отметил он. Continuous Acquisition and Life cycle Support (англ.) – непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий. По-русски – ИПИ, информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий. При этом положительные результаты здесь очевидны, добавил собеседник издания. Простой пример – переход от бумажного документооборота к электронному.Один из пилотных проектов в части оцифровки КД – строительство корветов проекта 20380. Еще до раскроя металла цифровая КД помогла выявить несколько тысяч различных неточностей. Эта история по понятным причинам активнее развивается на гражданских заказах – у тех же рыболовных компаний, рассказал представитель одной из крупнейших верфей, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. Не менее важно осваивать ее на крупных сериях военных кораблей, которые так нужны флоту.
При освоении ИМ очень важны три момента. Прежде всего – обновление нормативно-технической базы. Проблема на всех этапах ЖЦ – отсутствие современных стандартов отраслевой электронной документации в отрасли. Сейчас отрасли предлагают типовое решение по созданию ремонтных ведомостей для генерации таких документов на основе прошедших ремонтов. Однако здесь подавляющим остается ручное заполнение документов – до 80%. Необходимые стандарты готовы разработать в Крыловском центре или ЦТСС, но средств на это пока не выделили.
Другой важный аспект этой же проблемы – нельзя разделять конструкторскую, построечную и ремонтную документацию или модель (если мы, конечно, говорим о сплошной цифровизации). Модель, таким образом, должна быть электронным оригиналом, с которого формируются все необходимые чертежи. Это нужно для обновляемости ИМ. Кроме того, в случае с моделью ПЛ необходимо уточнить ее статус – например, подход к использованию секретной или частично секретной ИМ отличается.
Пример с освоением инфомоделей коррелирует с другим новшеством – освоением интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР). На флоте до сих пор нет документа о внедрении ИЭТР в повседневную деятельность ВМФ.
Наконец, важен сам процесс внедрения. Вопрос – на стороне флота, а также в компетенциях судоремонтников. Фактически пока работать по инфомодели могут только "Адмиралтейские верфи", а переводить подлодки туда с Черного моря не всегда удобно. Соответственно освоение ИМ задерживается по объективным причинам (создание полноценной рембазы на ЧФ) и субъективным причинам (скорость цифровизации флотпрома в целом). ИМ поможет ускорить работы, но вопрос для обитателей кабинетов Адмиралтейства не критичный. Флот консервативен, существующие схемы и методики работают, а методика ремонта прописана пока еще "аналоговая".
По словам трех информированных отраслевых источников издания, вся ремонтная документация (в том числе по инфомоделям) "Варшавянок" готова и передана как флоту, так и "Адмиралтейским верфям". Речь идет о всех видах ремонта ПЛ. Ремонтная документация создавалась 51 ЦКТИС на базе проектной документации "Рубина". Эта документация поставлена флоту еще в начале 2018 года. С ИМ ситуация несколько сложнее. Они, как и электронный документооборот, ускорили бы обмен данными, логистику и т.п. Один из примеров – при сдаче одного из этапов ИМ для ДЭПЛ проекта 677 военные отметили, что в инфомодели (снятой на строящейся лодке) информация точнее, чем в КД (куда не всегда успевают быстро внести построечные изменения).Отсутствие инфомоделей не препятствует выполнению ремонта, но может в случае правильного внедрения ускорить процесс. Ремонтную документацию для ДЭПЛ проекта 636.3 подготовил 51 ЦКТИС. Работы по инфомоделям оплачены компании "Новит Про", контракт по жизненному циклу – это вопрос "Адмиралтейских верфей", добавил один из собеседников издания.
"Может ли завод – например, 13 СРЗ, выполнять сейчас хотя бы ремонт по старым принципам? – задается вопросом руководитель одного из флотских НИИ. – А если дать задачу перейти на новые схемы, на инфомодели? К тому же, ПО используется в недешевых средах, людей нужно обучить".
Другой флотский источник успокоил сторонников "шоковой цифровизации": по его мнению, она не нужна немедленно и даже может навредить. "Если при ремонте той или иной черноморской "Варшавянки" ИМ не применят, не произойдет ничего страшного. Обновленные данные зафиксируют иным способом. Не нужно торопиться", – сказал он изданию.
"Адмиралтейские верфи" занимаются жизненным циклом всех шести черноморских "Варшавянок", это заложено в документах, – сказал источник издания в ОСК. – Вопрос использования – за заводом, флотом, и зависит от их коммуникации".
Сейчас можно говорить о некоей промежуточной схеме: документация старого образца еще используется, а ремонт с применением инфомоделей – в процессе освоения. При этом без точных сроков, ведь резкий переход на использование ИМ может увеличить время ремонта.
Наконец, необходима многосторонняя обратная связь: экипаж – соединение – техническое управление отдельного флота и ВМФ в целом; важна также точка сборки всего этого в режиме online для обмена. В случае с ИМ это возможно благодаря обмену данными с помощью мобильных центров сопровождения заказов. Далее идет процесс от наработки больших данных в процессе эксплуатации к прогнозированию тех или иных вещей (в перспективе).
"Таким образом, если информационные модели используют при ремонте подлодок, – сообщил изданию директор "Новит Про" Юрий Корельский, – в процессе внедрения можно будет дополнить их возможности и варианты применения с учетом потребностей заказчика". Также важна актуализация моделей в процессе ремонта, так как недостоверная или устаревшая информация снизит их полезность в будущем, резюмировал он.
Прямым текстом
Генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков, 2018: "Сотрудники "Адмиралтейских верфей" прошли обучение для работы с мобильными центрами сопровождения заказов (в рамках ремонта ДЭПЛ с применением инфомоделей – ред.)".
Технический директор компании-разработчика ИМ "Новит Про" Павел Савченко, 2018: "ВМФ изначально видел будущую модель полезной и для проектанта, и для судостроителей. На осмысление задачи заказчиком потребовалось продолжительное время. Подобную работу – создание "цифровой копии" ПЛ на основе рабочих чертежей и 3D-съемки строящихся корпусов – в российском судостроении никогда не делали".
Замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, 2019: "Флот планирует использовать информационные модели ДЭПЛ проекта 636.3 при ремонте подлодок".
Глава Технического управления ВМФ России контр-адмирал Игорь Зварич, 2019: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") Черноморского и Тихоокеанского флота отремонтируют с применением информационных моделей".
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, 2019: "Вопрос формирования ремонтных ведомостей и руководств по эксплуатации, а также использование трехмерных чертежей – все, что заказано, будет выполнено. Что касается современных подходов к разработке и формированию ремонтной документации, да, конечно, все новые ремонтные мануалы будут делаться с применением существующих электронных моделей – иначе быть не может. Другое дело, что та модель, которая выходила не до конца доделанной из-под пера конструкторских бюро, и модель трехмерная построенного парохода – это будут немного разные вещи, связанные с тем, что такого уровня, который существует в ремонтной модели, в модели конструкторской нет".
Владимир Гутенев, координатор экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, 2019: "Судостроительная промышленность сейчас переживает трансформацию: появляются электронные информационные модели, появляются мобильные центры сопровождения заказов с возможностью удаленного доступа...".
Ранее эксперты Mil.Press FlotProm подготовили следующие материалы об информационных моделях ДЭПЛ проекта 636.3, шифр "Варшавянка":
- "Инфомодель "Варшавянки" от "Новит Про": есть или нет?";
- "Цифровизация-2018: в каких проектах ВМФ используются современные IT-решения";
- "Цифровой ремонт подлодок опробуют на "Варшавянках" черноморской серии";
- "ВМФ: новые "Варшавянки" ЧФ и ТОФ отремонтируют по-новому".
Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;