Видеодневник инноваций
Баннер
Автоматизация для судовых дверей и люков

Флоту предложили
двери и люки
на "автомате"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Конструкторы оценили комплекс "Эквилибриум" на базе антикреновой системы
Тема: Промышленность

На "Неве-2019" конструкторам ледоколов и других судов для высоких широт предложили комплекс "Эквилибриум", созданный на основе первой российской антикреновой системы. Его разработала компания "МСС". "Эквилибриум" объединяет функции систем компенсации крена, пневмообмыва, очистки и управления балластными водами. В ходе выставки конструкторы КБ "Алмаз", "Балтсудопроект" и "Вымпел" рассказали Mil.Press FlotProm о возможностях применения комплекса.

"Эквилибриум" разработали в рамках инициативной опытно-конструкторской работы. В комплекс включены системы компенсации крена и дифферента, балласта и обмыва корпуса.

Комплекс "Эквилибриум" в работе (автоматическая антикреновая система)

Как рассказал изданию глава конструкторского отдела "МСС" Никита Максимов, ранее эти системы были отделены друг от друга и проектировались разными подразделениями КБ. По словам создателей, "Эквилибриум" как "система систем" упрощает компоновку судна и проектирование в целом.

Среди задач, решаемых комплексом:
- компенсация крена;
- автоматическое выравнивание дифферента;
- очистка балластных вод.

В ходе "Невы-2019" на стенде КБ "Вымпел" конструкторы отметили новый подход к связыванию ряда существующих систем в один комплекс с единым управлением. "Вымпел" не планирует применять такие комплексы в уже заложенных серийных проектах арктических судов – например, ледоколов обеспечения проектов 21180 и 21180М. Пока в КБ придерживаются принципа разделения систем, однако объединение их в единый управляющий контур значительно облегчит работу экипажа. По словам собеседников издания, для понимания эффективности работы "Эквилибриума" необходимо оценить опыт его эксплуатации.

Головное судно проекта 20180 "Звездочка" при спуске подводного аппарата "Консул"

"Эквилибриум" создали на базе первой отечественной антикреновой системы АКС-1, также разработанной в "МСС". АКС-1 компенсирует качку при работе крана с грузом в море или в порту, снижает качку на открытой воде, а также искусственно раскачивает судно при движении во льдах. Она работает с кранами грузоподъемностью до 120 тонн. Система оснащена локализованным отечественным программным обеспечением. Первым судном вспомогательного флота ВМФ России, которое получит российскую антикреновую систему от "МСС", станет морской транспорт вооружений "Академик Макеев" проекта 20181ТВ разработки ЦМКБ "Алмаз". Судно сейчас достраивают на северодвинской "Звездочке".
В "Алмазе" Mil.Press FlotProm рассказали, что автоматическая компенсация излишних углов крена важна при работе с особыми грузами. На судах вспомогательного флота ВМФ традиционно использовали ручное управление кренованием. "Системы нового поколения позволяют судам с небольшим водоизмещением и небольшой остойчивости надежно обеспечивать перегрузку на "большом плече", – сказал собеседник издания. – Хорошо сделанная автоматическая система компенсации крена в процессе грузовых работ необходима для транспортов вооружений, судов обеспечения, спасателей и прочих судов для работы с подводными аппаратами и т.п. Ее использование упростит работы с различными грузами, а также ускорит их, что важно для задач ВМФ".
Таким образом вспомогательные суда проекта 20180 пережили своего рода эволюцию: на "Академике Ковалёве" антикреновая система еще полуавтоматическая, а на "Академике Макееве" – уже автоматическая.

Конструктор отметил, что подобное оборудование – достаточно специфическое и дорогое, поэтому еще одна задача – удешевление его производства. Объединение функций компенсации крена, пневмообмыва, очистки и управления балластными водами в единый контур перспективно и подойдет также для ледоколов. "Важно, однако, чтобы прописанные функции использовались одновременно, иначе в комплексе не будет смысла", – резюмировал он.

В ЦКБ "Балтсудопроект" (входит в Крыловский центр) Mil.Press FlotProm рассказали, что для использования системы нужно рассчитать соотношение затрат (первоначальных и эксплуатационных) и итоговую выгоду. Пневмообмыв также требует испытаний – как математических, так и модельных. "Эквилибриум" можно применять на ледоколах большой мощности. "Антикреновая система сама по себе – целая ОКР, а комплекс таких работ – серьезная задача, – отметил конструктор. – Единый комплекс нуждается в очень надежной системе управления, интегрированной с судовыми комплексами управления. Ведь если единый управляющий блок выйдет из строя, неработоспособными станут сразу несколько систем. Поэтому важно рассчитать выгоду от использования такого оборудования".

Журналисты издания в ходе выставки уточнили у разработчиков "Эквилибриума" моменты, отмеченные конструкторами.
Глава конструкторского отдела "МСС" отметил, что исходя из требований заказчика возможно как частичное, так и полное резервирование элементов системы. "Эквилибриум" отличается высокими показателями отказоустойчивости, добавил Никита Максимов. "Что касается цены, – "МСС" обладает значительным опытом дистрибьюции схожих систем меньшей сложности, и одна из особенностей "Эквилибриума" – то, что мы уже предлагаем меньшую цену за более сложную систему в сравнении с импортными аналогами", – подчеркнул он.
Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;