Видеодневник инноваций
Баннер
Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

Как виртуальное
прототипирование
помогает
создавать корабли"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Отраслевая дискуссия: какие пожары на флоте предотвратила сигнализация
Тема: Промышленность, Статьи

В заключительной части отраслевой дискуссии производители систем обнаружения и тушения пожаров рассказали, как их оборудование помогло предотвратить возгорания на кораблях и судах ВМФ России. Также они ответили на вопросы Mil.Press FlotProm о масштабируемости систем, тушении пожаров на строящейся морской технике, совместимости систем сигнализации и пожаротушения. Свое видение в рамках отраслевой дискуссии представили завод "КРИЗО" ("Красный изобретатель"), Научно-производственная фирма "Меридиан" и Научно-производственное объединение "Пожарная автоматика сервис". Ответы на вопросы приводятся с минимальной редактурой, связанной с оформлением текста.

Ранее участники отраслевой дискуссии ответили на вопросы:

- Какую компанию (российскую или зарубежную) вы считаете мировым лидером разработки и производства судовой пожарной сигнализации? Какими преимуществами обладают ее системы?

- Перечислите преимущества и недостатки однокритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.

- Перечислите преимущества и недостатки мультикритериальных систем пожарной сигнализации. Приведите конкретные примеры, когда данный подход может привести к задержке обнаружения пожара или ложным срабатываниям.


- Датчики/извещатели какого типа вы считаете необходимым использовать при создании систем пожарной сигнализации и почему?

- В чем разница между датчиком и извещателем применительно к системам пожсигнализации?

- Разница в стоимости систем пожарной сигнализации от разных производителей может достигать двукратной величины. От чего, на ваш взгляд, в первую очередь зависит себестоимость разработки и производства таких систем?

- Назовите три основные причины пожаров на кораблях и судах ВМФ России.

- В каких формулировках, на ваш взгляд, действующие сейчас ОТТ на пожарные сигнализации для кораблей ВМФ не соответствуют современным подходам к созданию таких систем?

- Какие требования обязательно должны войти в новую версию ОТТ? Насколько актуально их обновление?

- Опишите корректный и объективный, по вашему мнению, принцип проведения сравнительных испытаний пожарных сигнализаций. Кто в России может их провести?

- Считаете ли вы необходимой разработку ГОСТ РВ на методику испытаний пожарной сигнализации боевых кораблей? Аргументируйте свой ответ.

Часть 3


Опишите преимущества и недостатки принятого сейчас в ВМФ России подхода, когда одна компания поставляет на корабль пожарную сигнализацию, а другая – средства пожаротушения.

Рубка МПК "Башкортостан", уничтоженная пожаром

Завод "КРИЗО"


Преимущества:

- Возможность оптимизации выбора совокупности систем пожарной сигнализации и средств пожаротушения. Ведь известно, что для пожаротушения в каждом конкретном случае оптимально использовать конкретный способ или несколько конкретных способов тушения. Производители систем пожарной сигнализации вряд ли обладают технологиями производства широкого количества типов систем пожаротушения.
- Шире возможность выбора систем пожарной сигнализации и комплекса систем пожаротушения. Проектант имеет возможность выбирать наилучшее сочетание систем для своего заказа.
- Предприятия-разработчики систем пожаротушения или систем пожарной сигнализации могут сконцентрировать усилия, средства на доработках, на повышении качества своих изделий, не возлагая на себя обязанности разработки изделий с худшими по сравнению с аналогами параметрами и характеристиками.

Недостатки:

- Возникает необходимость обеспечения совместимости протоколов связи, устройств контроля средств пожаротушения со средствами пожарной сигнализации. В системе пожарной сигнализации появляются специальные приборы и устройства, не имеющие отношения к ее функциям (назначению).
- То есть при ином подходе производитель, например, мы, производители комплекта приборов системы пожарной сигнализации, будем вынуждены производить или объединяться с партнерами с других предприятий для производства систем пожаротушения (по сути, решать за проектанта заказа, какая система пожаротушения будет лучше), что неверно. По причине отсутствия у любого производителя достаточного количества компетенций (знаний о заказе, об использовании заказа по назначению – такая информация является тайной), ресурсов.

НПФ "Меридиан"


Хотелось бы отметить, что система пожарной сигнализации в соответствии с действующими документами ВМФ не имеет права обеспечивать автоматический пуск систем пожаротушения, такие же требования предъявляет и РМРС. Автоматическая система пожаротушения на кораблях ВМФ используется только в необслуживаемых помещениях, погребах боезапаса или ангарах, и является отдельной независимой системой (такое деление связано с закреплением ответственности между боевыми частями корабля). Однако данная система имеет совершенно другие требования по скорости срабатывания и обеспечению защиты от ложных срабатываний.

Кроме того, системы газового пожаротушения не относятся к основным средствами тушения пожаров на корабле, в состав систем пожаротушения входят система орошения, система водораспыления, система тонкораспыленной воды, система пенотушения, система затопления, ингибиторная система.

Так что возможны различные варианты поставок оборудования систем противопожарной безопасности.

НПО "ПАС"


Если производитель наряду со средствами тушения может предложить соответствующую систему их управления, то целесообразнее использовать это предложение как более комплексное и технически непротиворечивое.

Какие технические решения должны быть заложены в систему пожарной сигнализации, чтобы она отвечала требованиями масштабируемости – проще говоря, чтобы одну и ту же систему можно было ставить и на рейдовый буксир, и на авианесущий крейсер?

Завод "КРИЗО"


Наша поправка: не масштабируемость, а масштабность.

Мы полагаем, что для этого должны быть заложены следующие условия:

- Системы должны быть унифицированы. Это позволит в походе или боевой обстановке при выходе из строя системы и израсходовании ЗИПа для обеспечения требований по живучести корабля воспользоваться частью систем или ЗИПом с других кораблей или судов, стратегически менее важных.
- Доступность элементной базы и масштабность технологий производства (размер производства может варьироваться в зависимости от объема, включая кадры).
- Повышение технологичности изготовления путем упрощения сборки, настройки и испытаний (без ухудшения параметров). Как следствие, снижение требований квалификации к основному персоналу (позволит быстрее нарастить производство по необходимости);
- Децентрализация системы управления, когда блоки представляют собой законченные изделия и могут комплектовать систему в зависимости от необходимого объема (в "Краб-М" – это групповые приборы).
- Гибкая конфигурация шлейфа пожарной сигнализации, когда в одном шлейфе может быть от одного извещателя до, например, сотни, без существенного изменения комплектации центрального прибора.
- Дублирование части функций центрального прибора в групповых приборах (возможность отказа от центрального прибора при комплектации системы только одним групповым прибором).
- Взаимозаменяемость групповых приборов между собой.
- Для крупных проектов актуально наличие комплекта приборов типа "магистраль" (в том числе на основе каналов ВОЛС) для объединения на посту данных системы пожарной сигнализации от большой совокупности групповых и/или центральных приборов; соответственно, в групповых приборах и/или центральном приборе должна быть предусмотрена возможность подключения к данной магистрали.
- Наличие элементов защиты от внешних воздействий и повреждений линий связи при условии децентрализации управления для предотвращения потери информации или ложных срабатываний.

НПФ "Меридиан"


Любая система должна иметь возможность устанавливаться на указанные объекты. Однако в данном случае (при всех остальных равных параметрах) должны включаться другие механизмы оценки системы пожарной сигнализации.

К данным механизмам можно отнести:

- экономическую целесообразность;
- надежность;
- живучесть;
- ремонтнопригодность;
- информативность;
- унификацию оборудования и ЗИП;
- функциональные возможности и т.д.

На базе адресно-аналоговой системы "Касатка", разработанной в нашей организации, есть возможность построить систему с использованием трех структур: две из них – централизованные, а одна – распределенная. Первая централизованная система в своем составе может иметь не более 189 адресных устройств, вторая – не более 1008 адресных устройств. Третья распределенная систем может включать в свой состав оборудование до 31 централизованной системы первого типа, что позволяет конфигурировать систему с более 5000 адресных устройств.

НПО "ПАС"


Для конфигурирования корабельной системы любой степени сложности необходимо:

- Чтобы в состав системы входили функционально законченные электронные модули, предназначенные для выполнения типовых элементарных задач (обнаружение пожара, управление средствами пожаротушения, прием и выдача релейных сигналов и т.п.).
- Модули должны допускать возможность коммутации в более сложные электронные структуры для наращивания объема выполняемых задач и функций кратно числу применяемых модулей, т.е. для конфигурирования системы должен использоваться модульный принцип построения.
- Должна быть обеспечена достаточная информационная емкость, включая средства отображения и индикации.



Пожар на "Звездочке" 7.04.2015

Строящиеся и ремонтируемые корабли, чаще всего необеспеченные электроэнергией от собственной сети и водоснабжением, наиболее уязвимы для пожаров. Как, на ваш взгляд, должна выглядеть пожарная сигнализация находящихся на верфи кораблей? Может ли идти речь о некой быстро развертываемой и масштабируемой временной системе?

Завод "КРИЗО"


На наш взгляд, СПС на строящихся и ремонтируемых кораблях (на верфях) должна быть:
- беспроводной, быстро устанавливаемой (переносной), особенно – в зонах проведения работ (сварка – огневые работы, малярные работы, пусконаладочные работы);
- многократного использования;
- с использованием узкоспектральных теле-, видеокамер (фотокамер), работающих в том числе в поддиапазонах инфракрасного и/или ультрафиолетового света; с алгоритмами распознавания факторов пожара;
- организована круглосуточная вахта (дежурство) и/или автоматическая выдача сигналов предупреждения о пожаре на диспетчерский пульт (пост) дежурного по предприятию (по объекту);
- центр принятия сигнала должен быть вне корабля.

НПФ "Меридиан"


Нашей организацией в рамках ФЦП подавалась заявка на разработку аналогичной системы, к сожалению данная инициатива не получила поддержку от федеральных органов и карточка утверждена не была.

Мы готовы разработать данную систему, которая может быть достаточно быстро развернута и иметь возможность передачи по радиоканалу или телефону информации о возникновении пожара на охраняемом объекте с локализацией места пожара.

НПО "ПАС"


Затрудняюсь ответить. Очевидно, это должна быть мобильная система, беспроводная, многоразового действия, работающая на мультикритериальном принципе обнаружения пожара.

Артустановка АК-630, поврежденная пожаром

Приведите пример ситуации, когда сигнализация вашего производства помогла предотвратить пожар на корабле или судне ВМФ России.

Завод "КРИЗО"


С нашей стороны можем привести пример немного в другой плоскости. В истории пожаров на кораблях есть трагедия гибели БПК "Отважный" проекта 61 в 1974 году. Ситуация показала, что к вопросам пожарной безопасности относились технически недостаточно глубоко. На корабле стояла система противопожарной безопасности "КАРАТ".

Сразу после ЧП были приняты следующие меры:

- Система "КАРАТ" была модернизирована и в дальнейшем поставлялась система "КАРАТ-М" с учетом особенностей обеспечения взрывопожаробезопасности в погребах боезапаса.
- В Севастополе была создана специализированная производственно-техническая база "Пламя" (СПТБ "Пламя") как филиал завода "КРИЗО" для оказания квалифицированной технической помощи корабельным специалистам в освоении, эксплуатации, содержании и ремонте систем взрывопожаробезопасности, действовавшая до 1992 года.

В 2015 году вопрос о подготовке личного состава кораблей в учебных центрах и курсантов учебных военно-морских заведений в части, касающейся получения навыков работы, обслуживания и ремонта современных систем пожарной сигнализации, был поднят руководством завода "КРИЗО". В настоящее время в шесть учебных центров и учебных военно-морских заведений поставлены учебно-тренировочные стенды с комплектом приборов "КРАБ-М" (в 2019 году будут поставлены еще в три) и работа продолжается.

НПФ "Меридиан"


Для ВМФ РФ данная информация не раскрывается в открытой печати.

Однако системой пожарной сигнализации "Касатка", установленной на строящихся заказах для ВМС Индии проекта 11356, своевременно было выявлено два возгорания на заказе 11356 (1 корпус) из-за использования нештатных нагревательных приборов, одно возгорание на заказе 11356 (3 корпус) из-за нарушения правил безопасности при проведении сварочных работ, на одном из кораблей второй тройки предупреждено возникновение возгорания из-за неснятых чехлов газоходов во время выполнения работ по проведению регламентных пусков главных двигателей.

НПО "ПАС" (из предоставленного ответа убраны типы и названия кораблей и судов)


Известные случаи предотвращения пожаров системой "Гамма-01Ф" (по состоянию на 9 августа 2017 года):

Место: Санкт-Петербург.
Время: июль 2017 года, заводские ходовые испытания.
Событие: срабатывание в КМО по дымовому каналу – задымление в результате выгорания консервационной смазки на газоходах.
Описание: стандартная картина, наблюдается почти на каждом новом пароходе, но в данном случае носило эпический характер, видимость была меньше метра.

Место: Кронштадт.
Время: заводские ходовые испытания, конец 2016 года.
Событие: регулярное срабатывание "Корвета" по температуре свыше 90 градусов в помещении газоходов №3.
Описание: в результате неудачной конструкции дефлектора газохода на полных ходах верхний лист палубы нагревался до 300 градусов Цельсия из-за обратного прорыва газов. Экипаж, представители завода и конструкторы не обращали на это внимания до нашего вмешательства, в результате дефлектор был переделан, палуба от газохода изолирована. Извещатель "Корвет", расположенный на нижней поверхности листа палубы, расплавился, но, к его чести, из строя не вышел.

Место: Кронштадт.
Время: заводские ходовые испытания, начало 2016 года.
Событие: дуговая электросварка в помещении МТБЗ, из-за искр воспламенился матрас. Сварщики сами потушили его (залили водой), афишировать не стали.

Место: Баренцево море.
Время: ходовые испытания, 2000-е годы.
Событие: система пожарной сигнализации сработала (сработал извещатель "Фрегат" с выдачей сигнала "Пожар") и указала помещение, в котором дымился кабель электропроводки корабля.

Место: Махачкала.
Время: госиспытания, ориентировочно осень 2015 года.
Событие: пожар в ахтерпике.
Описание: в ахтерпике произошел пожар. Горело спасательное имущество и матрасы. "Гамма" обнаружила чётко. Несмотря на оплавившиеся датчики, акты подписали и не стали задерживать, заявив дословно: "Огневые испытания "Гамма" прошла".

Курьезный случай произошел во время сдачи первой N (название удалено редакцией) на госиспытаниях. При сбросе дымовой шашки она примагнитилась к борту и ее не смогли оттолкнуть. Шашка сработала. Вся испытательная партия убежала в недра судна. Капитан дал команду "Задраить все люки!", что было исполнено. Однако он забыл дать команду на отключение воздухозаборной вентиляции. Когда корабль окутал дым, у нас на пультах начались "Пожары". Сыпались один за другим! Весь корабль в дыму, в общей сложности сработало более 60 извещателей. Военпред отметил работу системы пожарной сигнализации.

Первая часть отраслевой дискуссии

Вторая часть отраслевой дискуссии