ГОЗ - мониторинг
Баннер
Инфосистемы для транспортной безопасности

Система "Матрица ТБ"
поможет контролировать
безопасность на транспорте

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Корветы взяли на борт российскую изоляцию
Тема: Промышленность, Статьи

Российские корветы проектов 20380 и 20385 с начала 2010-х годов стали оснащать отечественной изоляцией. На верфях-строителях этих кораблей иностранные аналоги заменяют на материалы производства заводов из РФ. Об этом Mil.Press FlotProm сообщили на предприятиях. Импортозамещение проводится в рамках системной политики Объединенной судостроительной корпорации, а также частных судостроительных компаний. К теплоизоляционным, звукоизоляционным и другим подобным материалам предъявляют ряд специфических норм и требований. Журналисты и эксперты издания проанализировали, чем поможет кораблестроителям и ВМФ переход на отечественную продукцию и готовы ли к этому наши предприятия и флот; а также выяснили, где еще удалось заменить иностранные материалы.


Как идет импортозамещение изоляции на корветах


Курс на российские изделия давно взяли ведущие верфи-строители корветов – основных кораблей для ближней морской зоны ВМФ России. Их серийная постройка продолжается на "Северной верфи" и Амурском судостроительном заводе. Замена импортной изоляции на отечественную, производства Акционерного общества "ТИЗОЛ" (марка TIZOL-FLOT), на корветах проекта 20380 стартовала в 2008 году. Корабли более совершенного проекта 20385 получили изоляцию той же марки.

Корвет "Гремящий", проект 20385
На "Северной верфи" Mil.Press FlotProm рассказали, что для корветов завод приобретает изоляцию отечественной компании – АО "ТИЗОЛ". Ее производят в Свердловской области, завод и технологии – российские. Гендиректор "Северной верфи" Игорь Пономарев подчеркнул в беседе с журналистом издания, что импортозамещение на верфи идет по всем направлениям.

Президент России Владимир Путин на корвете "Гремящий" проекта 20385, оснащенном отечественной изоляцией производства АО "ТИЗОЛ"
Амурский судостроительный завод также стремится к работе с российскими поставщиками, сообщил Mil.Press FlotProm руководитель верфи Владимир Кулаков. Сейчас на предприятии строят два корвета проекта 20380.
Изоляцию заменили на российскую (также марки TIZOL-FLOT – ред.) и на Зеленодольском заводе имени Горького. Об этом изданию рассказал гендиректор предприятия Александр Карпов. По его словам, импортозамещение успешно провели на сторожевых кораблях проекта 22100, шифр "Океан", предназначенных для Погранслужбы ФСБ, и на ракетных кораблях проекта 11661, шифр "Гепард".
1 / 2

Переходят к использованию отечественных материалов "Адмиралтейские верфи". Так, российской продукцией оснастили спасательное судно проекта 21300 "Игорь Белоусов". Как рассказал изданию представитель бюро-проектанта спасателя ЦМКБ "Алмаз", изоляция TIZOL-FLOT, заменившая импортную, отличается достаточно низкой стоимостью без потери качества: "Это базальтовая негорючая тепло-звукоизоляция производства АО "ТИЗОЛ", которая в состоянии конкурировать с иностранными брендами – такими, как Rockwool".
Гендиректор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков рассказал Mil.Press FlotProm об импортозамещении судовой изоляции: "На подводных лодках изоляция давно отечественная, на надводных – сейчас импортозамещаем. Никаких претензий у заказчика нет".
Помимо "Игоря Белоусова", российская изоляция TIZOL-FLOT также используется при постройке головного патрульного корабля ледового класса проекта 23550 "Иван Папанин". Еще два таких "патрульных ледокола" построят на Выборгском судостроительном заводе для флота Погранслужбы ФСБ.

1 / 2

История вопроса


Как отметил в беседе с Mil.Press FlotProm начальник отдела перспективного проектирования надводных кораблей Крыловского центра Валентин Белоненко, на корабле не бывает не важных компонентов. Качество изоляционных материалов напрямую влияет на показатели живучести корабля, например, при пожаре. Для обеспечения полной самостоятельности государства в создании флота максимум материалов должны быть отечественными, подчеркнул он. Это касается прежде всего тех изделий, производство которых несложно организовать.

Несмотря на мощную химическую промышленность, в советские годы корабельная изоляция не была сильной стороной отечественных производителей: ее закупали в дружественных или нейтральных странах. "В 1990-е годы существовавшие производственные цепочки разрушились, новые корабли почти не строили, и мы потеряли целый ряд компетенций, – отметил Белоненко. – В условиях, когда почти не разрабатывалось новое корабельное вооружение, такие комплектующие, как изоляция или, например, якорные цепи, находились во втором приоритете".
Однако в 2010-е годы, когда российский морской ВПК нацелился на крупные серии, стало возможным организовать производство комплектующих – в том числе изоляционных материалов. Валентин Белоненко подчеркнул, что для экономической эффективности необходимо именно серийное производство, для чего нужно построить и загрузить заводы – для каждого из судостроительных кластеров. Таким образом, наличие у той или иной компании российского производства и полностью отечественных технологий, не уступающих зарубежным, – одно из главных условий конкурентоспособности кораблей.

Российский флотпром переходит на отечественные материалы


Импортозамещение в части оборудования судовых помещений – один из трендов Объединенной судостроительной корпорации.

Так, с конца декабря 2019 года ОСК будет в приоритетном порядке включать в ведомости заказов изделия одного из отечественных разработчиков. Речь может идти об АО "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (НИПТБ) "Онега", сообщили изданию два информированных источника в российском судостроении. Отраслевым центром компетенций в области отделки и оборудования судовых помещений станет центр продуктовой специализации "ОСК–Интерьер".

Как рассказала изданию представитель северодвинского НИПТБ "Онега" Светлана Антушева, у предприятия есть установка на импортозамещение изоляционных материалов и судовой мебели при взаимодействии с компаниями контура Объединенной судостроительной корпорации. "Соответствующая задача поставлена правительством, – отметила она. – Конечно, если есть уникальные материалы или технологии, которые нельзя заменить российскими, необходимо обоснование их закупки. Мы стараемся максимально задействовать российских производителей".

"Онега" входит в ОСК, с конца 2018 года НИПТБ готовится стать центром продуктовой специализации в сфере судовой мебели.

Данный вектор развития верфей отвечает и политике ОСК в области импортозамещения. Как рассказал изданию высокопоставленный источник в корпорации, в ОСК формируется панель поставщиков, что позволяет на каждую позицию иметь необходимое и достаточное количество поставщиков комплектующих изделий.

"Это позволяет иметь необходимый выбор по техническим параметрам и создает разумный уровень конкуренции между поставщиками. Ряд позиций покупных комплектующих изделий проходит по линии импортозамещения. Работа по развитию и расширению базы поставщиков носит постоянный характер", – отметил он.

Необходимость системной политики в области импортозамещения несколько десятилетий поддерживает отечественная флотская наука.

Российскую изоляцию получили более 140 кораблей и судов


АО "ТИЗОЛ" – один из крупных российских производителей негорючих тепло- звукоизоляционных материалов и систем конструктивной огнезащиты на основе базальта. Предприятие было основано в городе Нижняя Тура Свердловской области в 1949 году, для обеспечения эффективной теплоизоляцией объектов атомной и оборонной промышленности. За 70 лет заводом накоплен уникальный опыт по производству из базальтового волокна тепло-звукоизоляции различных типов и назначения. С 2010 года, благодаря масштабной модернизации производства, АО "ТИЗОЛ" наладило серийное производство тепло-звукоизоляционных и огнезащитных материалов для судостроения и судоремонта.

Продукция "Тизола" сейчас использована при постройке более чем 140 кораблей и судов, не считая судоремонта, рассказал изданию руководитель направления "Судовая изоляция" предприятия Олег Дятленко. По его словам, некоторые из этих кораблей можно увидеть на ежегодном Главном военно-морском параде ВМФ России.

"Нашу изоляцию применяют в России от Калининграда до Камчатки, используется она и в Европе, а также в Азии, – добавил он. – Благодаря представителям АО "ТИЗОЛ" в Германии, совместно с компанией R&M Ship Technology GmbH, мы поставили изоляцию на два аварийно-спасательных судна ледового класса, построенных на немецких верфях. Еще два значимых проекта – круизные лайнеры AIDAprima и AIDAperla (серия судов Hyperion) японской постройки. Это суда водоизмещением 125 тысяч тонн, вмещающие до 3,4 тысячи человек и построенные компанией Mitsubishi Heavy Industries. В этой поставке наша изоляция шла для производства противопожарных акустических панелей под зашивку кают и судовых помещений". Кроме того, изоляция TIZOL-FLOT используется на судах ледового класса проекта MPSV06 "Берингов пролив" и "Мурман", построенных на верфи Nordic Yards для ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота".

Многофункциональное аварийно-спасательное судно - ледокол мощностью 7 МВт типа "Берингов пролив"

Какой должна быть современная изоляция: технические требования


По словам Валерия Климентова, главы петербургского филиала компании "Пожарная автоматика-сервис", одного из основных разработчиков и производителей корабельных противопожарных систем, качество изоляции проверяется в экстренной ситуации: при задымлении, возгорании или при пожаре.
В ВУНЦ ВМФ (ВМА), где разрабатываются общие технические требования к корабельным системам, изданию рассказали о трех основных требованиях к судовой изоляции. Она должна быть негорючей, обладать низкой дымообразующей способностью и соответствовать санитарным нормам, быть безопасной для людей. Заводам при этом важно соответствие требованиям IMO и регистровым документам. Компетенции АО "ТИЗОЛ" в области производства изоляции и огнезащиты для судостроения и судоремонта подтверждены тестовыми испытаниями продукции на соответствие нормативной документации. Предприятием получены заключения о применении продукции на кораблях и судах ВМФ, а также свидетельства Морского и Речного регистров.
Также важен технологический аспект – например, легкость монтажа и, соответственно, его темпы. Монтажом российской изоляции производства АО "ТИЗОЛ" занимаются петербургские предприятия, среди которых – ООО "ФОРТ". Компания работает с продукцией этой марки уже более девяти лет как исполнитель монтажных работ, а с 2016 года она стала официальным представителем торговой марки TIZOL-FLOT. Об особенностях этой работы изданию рассказал генеральный директор ООО "ФОРТ" Андрей Пустошный.

По его словам, монтаж изоляции на корабле или судне – трудоемкий процесс, требующий большого объема ручного труда. Высокая трудоемкость обусловлена еще и тем, что работы выполняются в стесненных условиях при неудобном для человека расположении изолируемых объектов; часто монтаж выполняется при недостатке света и вентиляции.

Установка изоляции в помещении надстройки корабля на палубе юта
"В связи с этим для монтажных организаций крайне важно, чтобы изоляционные материалы были легки в установке, имели удобную упаковку для транспортировки и, по возможности, сокращали количество операций, а также не требовали завышенных требований квалификации персонала, – подчеркнул Андрей Пустошный. – Из последних заказов: мы установили российскую изоляцию TIZOL-FLOT на нескольких корветах проекта 20380 (построенных на "Северной верфи" – ред.), на ряде заказов Ярославского судостроительного завода, а также на сторожевых кораблях проекта 10410 типа "Светляк" (производства судостроительной фирмы "Алмаз" – ред.)".
Гендиректор верфи "Алмаз" Ильяз Мухутдинов рассказал изданию, что его предприятие старается ориентироваться на российских производителей. По его словам, продукция российских предприятий, в том числе "Тизола", хорошо себя показала на судах, построенных "Алмазом".

"За все время сотрудничества завод "ТИЗОЛ" показал себя надежным производителем и партнером, – добавил Андрей Пустошный. – Предприятие поставило свою продукцию в срок, нареканий по качеству у нас не было".

Он отметил технологию российской компании по выпуску фасонных изделий для изоляции набора (готовых пакетов изоляции): "Данная продукция позволяет существенно снизить затраты по сравнению со стандартным способом изоляции набора за счет сокращения технологических операций и снижения трудоемкости монтажа". Это позволяет серьезно сократить время работ и число вспомогательных материалов – крепежных элементов, скотча для оклейки стыков и т.п. Все это помогает повысить производительность труда и надежность узлов: "В результате – увеличение срока службы и облегчение веса конструкции в целом, что благоприятно сказывается на эксплуатационных расходах", – сказал гендиректор "ФОРТ".

Его словам подтверждает и генеральный директор ООО "ФОРТ-ТРЕЙД" Сергей Романов: "Я знаком с продукцией TIZOL-FLOT уже почти десять лет, сталкивался с ней при работе в разных компаниях. За все время сотрудники АО "ТИЗОЛ" показали себя только с лучшей стороны. Мы выбираем эту компанию за комплексный подход, АО "ТИЗОЛ" предлагает не просто свою продукцию, а комплексные решения, в которые входит не только поставка изоляционных материалов, но и всех необходимых комплектующих, а также инженерное сопровождение проекта на всех его стадиях: от составления РКД до монтажа изоляции на корабле".

Иностранные поставки как фактор риска


Другой важный фактор в пользу импортозамещения – санкционный. Ряд производителей – двигателей, противопожарных систем или, например, освещения – могут из-за санкций покинуть российский рынок. Так произошло с Volvo-Penta (дизели для катеров), MTU (корабельные дизели), Survitec (пожарная сигнализация), Glamox (судовое освещение). В каждом случае необходимо было в срочном порядке искать российских производителей. "Чтобы этого избежать, можно использовать отечественные компоненты сразу", – резюмировал Белоненко.
Как подчеркнули на "Северной верфи", качество изоляции российского производства для корветов и фрегатов "соответствует требованиям надзорных органов и нашего заказчика". Импортозамещение изоляционных материалов для кораблей таким образом практически состоялось.
Необходимо, однако, продолжать поддержку российских предприятий в рамках системной политики. Об этом сказал изданию первый зампред Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. Он также занимает пост координатора экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники. "Для обеспечения технологической независимости России нужно формировать преференции для отечественных производителей там, где у них есть необходимые компетенции", – сказал он.

Плюсы импортозамещения для компаний, занимающихся монтажом, перечислил гендиректор компании "ФОРТ" Андрей Пустошный: "При работе с российским производителем нет никакой таможенной бюрократии, значительно проще и дешевле логистика; нет и языкового барьера. Все это позволяет в целом серьезно упростить работу".

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;