По его словам, СПбГМТУ достаточно успешен в части хозяйственно-договорной деятельности, но при этом основными заказчиками университета остаются Объединенная двигателестроительная корпорация и Росатом, а вовсе не Объединенная судостроительная корпорация.
"Даже если не брать в расчет сложные разработки и исследования, есть много работ, которые мы могли бы выполнять. Анализы международных рынков, перевод иностранной технической литературы – у нас много специалистов с безупречным техническим английским и знанием отрасли. Но предприятия не заказывают такие работы. Почему? Например, у тех же предприятий ОСК два варианта: либо проходить долгий путь согласования заказа таких работ, либо направлять средства из собственной прибыли. Эта прибыль не очень большая и мысленно уже расписана", – добавил Дмитрий Никущенко.
С ним согласен кандидат технических наук Юрий Ежов, директор института водного транспорта ГУМРФ имени Макарова: "Взаимодействие между вузами и промышленностью есть, но оно недостаточно налажено. Промышленные предприятия все больше заинтересованы в выпускниках. В части разработок сложнее – предприятия экономят деньги. К нам, конечно, обращаются, например, по направлению портовой техники, по разработке кранового оборудования. Но потенциал совместной работы куда больше, чем сейчас реализуется".
Юрий Сентябрев, кандидат технических наук, декан факультета электротехники и автоматики ЛЭТИ, где готовят специалистов по единым энергетическим судовым системам, добавил, что вопрос молчания предприятий актуален не только для результатов научной деятельности, но и в части кадров.
"У нас в ЛЭТИ находится одна из лучших лабораторий по системам электродвижения, где студенты могут детально изучать современные разработки. Уже сейчас они на практике участвуют в подготовке судов к испытаниям. Но все равно есть разрыв между вузом и предприятиями, это очень влияет на подготовку специалистов. Причина в том, что представители верфей не формулируют задачи для вуза. Не говорят, кого они хотят видеть, с чем выпускникам придется работать. Мы мало обсуждаем реальные проблемы. В этом отношении интересно было бы пообщаться с поставщиками второго и третьего порядка. Мы плотно работаем практически со всеми головными исполнителями ГОЗ, но на уровнях ниже такого взаимодействия меньше, либо совсем нет", – рассказал ученый из ЛЭТИ.Он добавил, что интерес предприятий к выпускникам большой, особенно к инженерным кадрам. Но компании и заводы должны идти на диалог и озвучивать свои потребности, чтобы вузы знали, как готовить специалистов, выпускники были готовы к реальной работе, а предприятия получали кадры, которые смогут быстро и эффективно включиться в работу.
Руководитель конструкторского отдела группы компаний "МСС" Никита Максимов рассказал корреспонденту Mil.Press FlotProm, что, по его опыту, предприятия готовы озвучивать свои потребности, но не всегда понятно, как это организовать.
"Неясно, к кому обращаться в вузе, чтобы обсудить начало работы. Было бы удобно, если бы на главной странице сайта указывался конкретный человек, который отвечает за взаимодействие с бизнесом. Это было актуально, например, когда мы разрабатывали математическую модель системы успокоения качки. Если бы в то время удалось наладить контакт с профильной научной организацией, мы не тратили бы ресурсы на моделирование, а сконцентрировались на производстве. Вуз получил бы деньги за работу. При этом мы были бы уверены, что задачу решают компетентные специалисты. Сейчас такой механизм диалога не проработан. Также нет эффективных площадок демонстрации научных достижений и новых технических решений. Мы сами спрашиваем у вузов: какие у вас есть разработки, которые можно внедрить в производство? Но невозможно отследить все научные организации и их достижения", – высказал свое мнение специалист.
По его мнению, кроме решения прикладных задач, есть и другие возможности взаимодействия, потенциал которых пока не раскрыт. Например, промышленные предприятия могли бы предоставлять вузам свое оборудование в качестве образцов для отработки студентами практических навыков.
"Сейчас действительно большой спрос на молодых инженеров. Но они должны знать оборудование, которое уже либо используется на кораблях и судах, либо будет устанавливаться в ближайшем будущем. Если предприятия станут теснее работать с вузами, студенты смогут обучаться на тех изделиях, с которыми им придется работать, им не нужно будет прямо на заводе проходить переобучение. Например, современные пропульсивные комплексы: студенты должны знать как российское оборудование, так и иностранное – Doosan, NGC, Hyundai. Знать конструктивные особенности, принципы работы, получать опыт эксплуатации. Опять же, пока механизм такого взаимодействия не проработан", – объяснил причину разрыва между наукой и производством Никита Максимов.Валерий Бутымов
Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7(812)309-8-505, доб. 102;
