Евгений Васильевич, исторически в жизненном цикле морской техники, создаваемой в Северодвинске, были заложены процедуры ремонта, модернизации и технического сопровождения аппаратуры радиоэлектронного вооружения (РЭВ) кораблей и судов ВМФ. После развала СССР производственные цепочки и налаженные связи нарушились. В это время, в 1995 году, было создано ваше предприятие. Какую брешь тогда нужно было заделать?
Это был один из сложных моментов в переходном периоде жизни нашей страны, когда рушились производственные цепочки, созданные при социалистической экономике. На "Звездочке", например, в работе по одному только заказу могли участвовать порядка 400 контрагентов. Их специалисты направлялись в Северодвинск в длительные командировки, зачастую вместе с семьями.
Оборонку тогда поддерживали недостаточно, недофинансирование было колоссальным. Это, соответственно, отразилось на положении всех крупных предприятий города. Постоянно сдвигались сроки постройки и ремонта кораблей. В нашем случае получилось так, что "Звездочка" по вышеназванным причинам не могла в полной мере финансировать работу контрагентов по изделиям радиоэлектронного вооружения. В результате производственные задачи переводились с одного предприятия на другое, некоторые компании уходили, бросая работу, процессы стопорились.
Однако в Северодвинске оставались специалисты, которые представляли, как на базе контрагентского участка технологически провести ремонт тех или иных изделий. При определенном изменении документации – например, ГОСТов и т. п. – их компетенции, оказавшиеся после развала СССР ненужными, можно было вновь задействовать в интересах флота. В результате родилась идея собрать этих профессионалов в единый коллектив и организовать предприятие по ремонту радиоэлектронного вооружения. Так появился "БИУС".Все делалось постепенно: оформление всей необходимой документации для осуществления работ и налаживание производственных процессов. Начали с достаточно простых комплексов и поэтапно продвигались дальше. Сейчас мы в состоянии делать точечную модернизацию как непосредственно на корабле, так и на заводе.
Как организовывали взаимодействие с предприятиями отрасли? Что делали своими силами? В чем состояла основная сложность?
Одной из первых задач было обеспечение легитимности работ – это большой объем документации, получение разрешений на ремонт оборудования от институтов-разработчиков изделий. Так, мы ремонтировали различные вычислители – МВУ разных типов, сегодня их создают в концерне "Моринформсистема-Агат". Для допуска к работам сделали совместное решение, где оговорили формы взаимодействия – кто курирует процесс ремонта, кто ведет контроль, а кто, собственно, ремонтирует. Мы были исполнителями, но опирались на авторский надзор предприятия-разработчика и поставщика техники. Производство ряда комплектующих после развала Союза оказалось за границей. Так, изготовителем изделий из области малой гидроакустики было молдавское предприятие – АО "РЭУТ". Мы сотрудничаем с ними до сих пор: есть межправительственное соглашение о взаимодействии наших стран в оборонном пространстве. Они сохранили все существовавшие еще в советские годы институты, в том числе военное представительство, и мы успешно работаем с "РЭУТ". Здесь, в Северодвинске, еще в 1990-х годах специалисты "БИУС" делали пусконаладку и шеф-монтаж, постепенно дорабатывали стенды, — под свои задачи. Крупногабаритные изделия отправляли и до сих пор периодически отправляем в Молдавию. Мы в этом случае обеспечиваем связь завода и заказчика.
За счет чего удалось именно развиваться?
Как в те годы, так и сейчас мы продолжаем делать ставку на коллектив. Поскольку "БИУС" создавался с нуля, мы не были обременены активами социалистического времени, которые после распада СССР стали пассивами. В советской экономике в приоритете были большие производства, требовавшие затрат. Ориентировались на объёмы, которые в новых условиях оказались невостребованными. Мы же могли развиваться сразу, так как все создавалось с нуля, а упомянутых выше обременений не было.Кроме того, если институт-разработчик как правило занимается только своей тематикой, одним изделием на конкретном заказе, то мы старались осваивать различные виды оборудования, комплексно подходили к решению этой задачи. За счет этого заключали много договоров. Вначале заказчиком выступала "Звездочка", потом – технические службы флота.
Как обстояли дела с конструкторской документацией?
Советский задел позволил работать на протяжении целого ряда лет, в первые годы мы активно его использовали. КД на изделия, которые поступили к нам в ремонт в 1995 году, уже существовала, она была уже литерной и хранилась в институтах-разработчиках оборудования.
По модернизированным и новым изделиям мы получали документацию, общаясь с институтами-разработчиками. С российскими предприятиями проблем с КД не было, чуть сложнее проходило взаимодействие с зарубежными компаниями. Все эти проблемы нам удавалось решать, в том числе согласовывать получение документов из стран бывшего СССР. Помимо рабочих, квалификация которых изначально была высокой, мы развивали и новое направление: запустили собственное конструкторско-технологическое бюро, адаптируя ряд процессов под наши технологии, стенды и т.п. По мере развития предприятия эти службы совершенствовались, конструкторы и технологи предлагали новые направления, работали с институтами и заказчиком. Все это позволило модернизировать технологии и элементную базу.
Мы сразу функционировали как "эксплуатационщики": делали техобслуживание, ремонт оборудования на флоте, а затем перешли к модернизации. Наши специалисты фиксировали недостатки существующих комплексов и элементной базы. Затем воплощали свои идеи на бумаге, вносили предложения и согласовывали КД. Институты рассматривали эти предложения, выпуская документацию уже под своими децимальными номерами. Толчком для развития стало то, что мы предлагали свои решения для уже работающих комплексов, причем с минимальными денежными затратами. Выпуская новую технику, институты постепенно уходили от обслуживания старой. Кроме того, их сервисные службы ослабли или были ликвидированы, так как профильные предприятия перестали существовать. Разработчики предлагали полную замену – шкафов, вычислителей и т.п.
Мы же обеспечивали модернизационные решения на базе уже действующих комплексов и вычислителей, давая им новую жизнь и попутно совершенствуя. Это было дешевле и позволяло решать поставленные задачи без потери качества.
Проследим поэтапно работы, что вы выполняете... Как разрабатывали, производили и ремонтировали изделия РЭВ в советские годы и как менялись эти процессы затем?
Возьмем вычислитель. Если мы видели, что платы уже устарели, и можно что-то улучшить – увеличивали объем памяти или модернизировали элементную базу блока; наконец, при необходимости меняли его целиком. Таким образом мы проводили точечную модернизацию без замены шкафов и конкретных изделий. Конечно же, институтам-разработчикам проще и выгоднее изготовить с нуля новый комплекс. Для строящихся кораблей или же при масштабной модернизации это логично. Но когда речь идет о ремонте, а средства ограничены, такая точечная модернизация позволяет сохранить эксплуатационные характеристики.
Какие производства изделий электронно-компонентной базы перенесли в Россию из союзных республик в условиях последствий развала СССР? Что еще нужно перенести или импортозаместить? Как обстоят дела с потребностями в современной ЭКБ? Например, в ряде БИУС использовали иностранные процессоры и т.п.
В 1990-е годы работа по импортозамещению масштабно, к сожалению, не проводилась. Однако большинство традиционных поставщиков, в том числе ставших зарубежными, поставляли компоненты вовремя и с должным качеством. К началу 2000-х годов производство электронно-компонентной базы все активнее переносили в Россию. Мы начали производить разъемы взамен украинских, конденсаторы, фотоэлементы и др. Развивалась и отечественная микроэлектроника. Наши предприятия начали налаживать производство отечественных микропроцессоров, контроллеров, собственных микросхем, плат и т.п. Постепенно отставание от передовых стран удалось сократить. При создании новых систем число отечественных электронных компонентов растет. Сегодня "БИУС" участвует в разработке отдельных блоков и приборов. Поставлено жесткое условие: использовать только отечественные компоненты, соответствующие всем требованиям военных.
Налажена и коммуникация. Практически каждый месяц мы получаем информацию о свежих разработках. Часто нам предоставляют экземпляры для тестирования, и по результатам испытаний мы даем свои рекомендации.
Как в вашей сфере осуществляется переход от аналоговой техники к цифровой?
Аналоговая техника не умрет, так как есть процессы, где она незаменима. К примеру, радиосвязь всегда имеет аналоговые каналы, она не может работать на одной "цифре". Сам переход от аналоговых приборов к цифровым все же постепенно происходит. Один из примеров нашей работы в этой области – по заданию Радиотехнического управления флота мы доработали эхоледомер для подлодок, переведя его на цифровую обработку сигнала. Предыдущие эхоледомеры выводили данные для оператора на бумаге, сегодня же это – ЖК-монитор, где выводится много дополнительной информации. Так старая система в свое время обрела новую жизнь. Мы получили положительные отзывы от военных.
Сегодня флот и промышленность переходят к контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Как сквозным образом организуется обслуживание изделий вашего профиля?
Сегодня многие предприятия постепенно переходят к КЖЦ, и готовы нести ответственность за изделие на всем протяжении его эксплуации. Пока это полноценно работает лишь на отдельных этапах. Кооперация в нашей сфере строится так: разработчик проектирует изделие, выпускает его, получает литеру. Затем права делегируют предприятиям, подобным "БИУС": монтаж, сдаточные работы, сервис и ремонт, а также, возможно, модернизация. Институты при этом контролируют выполнение этих работ, осуществляя авторский надзор. Некоторые институты обеспечивают уже и полный жизненный цикл изделия, предоставляя и сервисное обслуживание вплоть до утилизации. Этот процесс лишь набирает обороты, пока же сохраняется кооперация и специализация. Здесь важна экономика: например, у нас есть представительства на флотах, благодаря которым при наличии аккредитации и соответствующего обучения, "БИУС" в любом случае выполнит поставленную задачу. Ведь часть работ несистемна, а технологии мы способны сохранить на многие годы.
Владея всем производственным процессом, мои коллеги выполняют работы на месте под контролем разработчика того или иного изделия. И берем за качество этих работ полную ответственность, так как владеем всем производственным циклом. Масштабируя на более крупные предприятия, сравним с ремонтом подлодок: ПЛ, построенные в советские годы, изготавливались на "Севмаше", а обслуживает их уже "Звездочка".Корабельный состав флота постепенно обновляется. Однако основную часть составляют подлодки, корабли и суда, построенные в 1980-х – 1990-х годах. Как это сказывается на РЭВ?
При модернизации корабля, в том числе с изменением проекта, часть оборудования остается, другая часть – обновляется. Здесь возможны три варианта: ремонт, модернизация или установка нового оборудования. Это зависит от решения проектанта и задач, поставленных производителями оборудования: если нужно что-то оставить – мы ремонтируем, улучшаем или модернизируем; при наличии соответствующего решения – меняем на новое. Мы взаимодействуем с институтами-разработчиками и поставщиками, обеспечивая монтаж, пусконаладочные работы, и затем обслуживаем оборудование, в том числе после окончания заводской гарантии.
Для проверки оборудования нужны стенды, в том числе достаточно сложные, комплексные; участки для регулировки, наладки и испытаний аппаратуры РЭВ и др. Как обстоят дела с оборудованием у ЗАО "БИУС"? Насколько оно современно? Что из этого разработано и производится своими силами, что заказано на стороне?
На всех изделиях, которые проходят ремонт, еще в процессе изготовления предусмотрены технологическая оснастка, стенды для проверки блоков и отдельных приборов. Первоначально мы использовали еще советское оборудование, параллельно осваивали новое, в итоге начали создавать свое. При этом массогабаритные характеристики с годами улучшались. Это позволило нашим специалистам брать часть необходимого оборудования в командировки на боевые корабли. Сейчас "БИУС" готовит блоки, построенные на современной российской элементной базе. Технологическое оснащение повышается – это не только стенды, но и инструментарий специалистов в виде цифровых анализаторов, осциллографов, мультиметров, работающих на новых принципах, которые позволяют производить тестирование, диагностику и ремонт лучше и быстрее.
Перейдем к конкретным проектам. Чем отличается радиоэлектронное вооружение старого образца на больших противолодочных кораблях проекта 1155 и на фрегатах того же проекта, в который модернизируются эти корабли?
РЭВ будущих фрегатов – безусловно иное, нежели исходное, установленное на противолодочниках во время постройки и ремонтов. Два корабля этого проекта сейчас проходят модернизацию со средним ремонтом. Первый из них – фрегат "Маршал Шапошников". На нем модернизируется в частности морское вычислительное устройство МВУ-211. Оно было создано в 1980-х годах, в то время это была передовая технология. С сегодняшней точки зрения данное оборудование – достаточно габаритное, требует постоянного охлаждения. При длительной эксплуатации снижается и боевая надежность изделия. Учитывая его размеры и сложность, ремонт проходил непросто.
Было принято решение на "Маршале Шапошникове" заменить устройство на модернизированное, адаптированное под конкретный корабль. Без смены литеры изделие существенно обновили, лишив озвученных недостатков. Применены новые технологии, в частности более совершенная элементная база. Это улучшило боевую эффективность сил и средств корабля, увеличилась и живучесть самого изделия. Выросли возможности системы боевого управления, включая комплексные задачи автоматизации процессов.
С разработчиком изделия у нас сложились хорошие деловые отношения. Мы принимаем участие в шеф-монтажных и пусконаладочных работах на "Маршале Шапошникове" под руководством специалистов НПО "Марс". Получен ценный опыт, и сейчас мы ведем с предприятием переговоры о привлечении наших специалистов к работам по замене этого изделия на новый комплекс – уже на БПК "Адмирал Чабаненко". Сейчас корабль проходит ремонт на 35 СРЗ – филиале ЦС "Звездочка".
Предприятие имеет лицензию на разработку аппаратуры РЭВ. Что вы уже разработали за это время?
Ранее у нас была лицензия на ремонт, производство и монтаж оборудования. С 2013 года дополнительно к ней мы получили и коды на разработку, начав самостоятельно создавать сложные изделия РЭВ и предлагать их заказчику и нашим партнерам.
Одно из первых разработанных нами предложений – замена громоздких мониторов с электронно-лучевыми трубками на более компактные жидкокристаллические экраны. Сегодня все ЭЛТ-мониторы, которыми оснащены автоматизированные рабочие места операторов, заменены на ЖК-дисплеи. В составе всех комплексов БИУС подлодок установлены современные мониторы. Также наши специалисты заменили на многих изделиях устаревшие блоки памяти – как оперативной, так и долговременной.
Кроме доработки изделий, мы создаем технологическое оборудование. Так, сейчас мы ведем совместную работу с ЦНИИ "Электроприбор" по созданию техники для контроля определенных параметров одной из систем. В частности, удалось снизить в десять раз габариты изделия – теперь оно умещается в кейс. По заданию инозаказчика наши инженеры создали устройство для тестирования приборов, обеспечивающих ввод данных в торпедные аппараты БИУС на экспортных лодках. Изделие также удалось уместить в размеры кейса.Как сейчас выстроена работа с заказчиком, флотскими институтами и бюро-проектантами? Насколько сложно внедрять новые решения?
Для появления любой новой разработки нужно согласовать решение об ее необходимости с флотом. Мы всегда согласовываем с ВМФ техзадания. Как правило, получаем со стороны флота и профильных институтов понимание и поддержку. Отрадно, что сегодня есть общая установка на внедрение новых решений, но столь же важно ускорить этот процесс – без потери качества. Самое интересное и сложное, таким образом, – в самом процессе разработки. Далее создается опытный образец изделия, который мы устанавливаем и тестируем на корабле. В случае успеха новинка внедряется и на другие единицы флота. Надо сказать, системы и оборудование обновляются постоянно.
Когда вы перешли от ремонта "в заводе" к работам на базах флота? Как организована работа выездных бригад, как выстроена логистика?
Решение по созданию на флотах наших баз было принято в 2008 году – тогда появилось обособленное подразделение во Владивостоке для выполнения работ на Тихоокеанском флоте. Оно решает большое количество задач, в частности выполняет регулировочно-сдаточные работы по номенклатуре нашего предприятия на новом корвете проекта 20380 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов". "БИУС" успешно решает поставленную задачу силами обособленного подразделения на ТОФ, сейчас мы готовимся к государственным испытаниям корабля.
В 2012 году "БИУС" открыл обособленное подразделение на Северном флоте, в Североморске. Там выполняются работы по обслуживанию практически всех морских средств навигации подлодок, радиотехнического вооружения кораблей и ПЛ. Работы ведутся практически на всех кораблях СФ – как боевых, так и на судах вспомогательного флота. Командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев недавно отметил нашу работу грамотой.
В последние два года силами подразделения в Североморске и головного предприятия в Северодвинске "БИУС" ведет работы по обслуживанию современных навигационных комплексов стратегических АПЛ проекта 955, шифр "Борей". Разработчик этих комплексов, ЦНИИ "Электроприбор", делегировал нам полномочия по техобслуживанию этих изделий. Мы также проводим обслуживание навигационных средств многоцелевых АПЛ проекта 885, шифр "Ясень".Все работы на флотах выполняются непосредственно на самих кораблях и судах. Все, что требует ремонта в условиях цеха, направляется в Северодвинск. Там проводится ремонт, оформляются документы; выполненные работы контролируются военной приемкой, после чего техника направляется обратно для монтажа, сдачи в работу и предъявления личному составу и органам военного управления флота.
Одна из целей создания обособленных подразделений – постоянное присутствие на флоте. Использование выездных бригад из других городов связано с расходами, логистикой и срочностью, которую не всегда удается обеспечить. Так, на Дальнем Востоке в 1990-х годах сложилась сложная ситуация с ремонтом аппаратуры РЭВ кораблей флота. Мы отреагировали на эту потребность, повысив оперативность благодаря постоянному присутствию специалистов на местах.
Сейчас наши коллеги из профильных НИИ уже осуществляют поставку оборудования в рамках модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" проекта 11442, шифр "Орлан". Надеюсь, здесь сложится столь же плодотворная работа, как и при модернизации "Маршала Шапошникова". Основное МВУ – это сложнейший комплекс разработки НПО "Марс", речь идет также о ряде других систем.
Сейчас в России создается Корпорация морского приборостроения, в которую войдут ведущие профильные концерны. Как, на Ваш взгляд, это улучшит ситуацию в отрасли?
"Электроприбор", "Моринформсистема-Агат", "Аврора" и "Океанприбор" – четыре ключевых концерна, с которыми у нас налажено продуктивное взаимодействие и выстроена работа. В рамках формирования корпорации планируется создание единой управляющей компании. Учитывая эти планы, мы надеемся, что бюрократические процедуры удастся упростить и ускорить решение различных вопросов, сделав совместную работу еще более эффективной.
Особое отношение у "БИУС" – с тяжелыми авианесущими крейсерами "Адмирал Горшков" ("Викрамадитья") и "Адмирал Кузнецов". Расскажите о самых интересных вызовах, связанных с работами на этих кораблях.
По модернизации будущей "Викрамадитьи" у нас были прямые контракты по ряду изделий. Среди них – авторулевые системы, изделие "Аист", изготовитель – Петровский завод "Молот" (входит в концерн "Гранит-Электрон" корпорации "Тактическое ракетное вооружение"). Мы работали совместно, была длительная поставка ЗИП. По этому авианосцу ВМС Индии мы работаем по заявкам: появляется необходимость – направляем специалистов и отрабатываем. В части обслуживания этого корабля и подводных лодок, на наш взгляд, "Севмаш" создает эффективные сервисные управления. Мы успешно сотрудничаем в этой области. Сейчас "Викрамадитью" готовят к очередному ремонту, который пройдет в Индии. В проекте примут участие в том числе наши партнеры из НПО "Марс". Надеемся, что совместно поработаем и на этот раз. Что же касается "Адмирала Кузнецова", мы более десяти лет обслуживаем и ремонтируем оборудование крейсера. На корабль установят новый вычислитель (мы обслуживали и старый, модернизировав элементную базу, мониторы и др.) и ряд других изделий. Специалисты "БИУС" принимали участие во всех походах крейсера, в том числе во время боевого применения "Адмирала Кузнецова", и хорошо знают его системы.
Какова у вас доля рабочих, инженеров, тестировщиков, монтажников и т.п.? Общая численность персонала? Динамика?
Численность сотрудников – 265 человек. Производственный персонал – 60%, остальные – служащие. Такая пропорция позволяет поддерживать приемлемый уровень заработной платы. Средняя зарплата у персонала, занятого в исполнении гособоронзаказа, – 72 тысячи рублей в месяц. К слову, основная часть рабочих по своим навыкам, по сути – инженеры, ведь они занимаются регулировкой сложной электронной аппаратуры и приборов. Еще одна, несколько меньшая группа, занимается монтажом различного оборудования. Более половины наших специалистов получили высшее образование. Средний возраст работников – 42 года.
Один из существенных факторов – то, что ваши специалисты ходят в море (например, поход на "Кузнецове"), и видят, как работает техника в реальных условиях, в том числе приближенным к боевым. Речь об опытных сотрудниках, а что касается новых кадров? Насколько актуально для вас старение специалистов, характерное для отрасли в целом?
На кораблях и судах отечественного флота традиционно присутствуют специалисты, способные выполнить срочный ремонт того или иного оборудования. В советские годы эти функции выполняли в основном сотрудники номерных заводов. После реорганизации последних десятилетий это уже – задача других специалистов, в том числе наших. Заработная плата на предприятии позволяет подбирать специалистов высокой квалификации. В то же время увеличение номенклатуры и объема работ требует постоянного привлечения на предприятие молодых специалистов, поэтому новым сотрудникам мы всегда рады.
Как проходят подбор и обучение специалистов? Отвечает ли нынешняя система образования в регионе вашим требованиям? Каких специалистов можно подготовить в Архангельске и Северодвинске, а каких – уже на предприятии или только в Петербурге?
У нас организована система наставничества. Работают инструменты материальной поддержки молодых специалистов и их карьерного роста. Кроме того, сотрудник может планировать заработок, исходя из своей квалификации и профессионализма.
Вы привлекаете на практику студентов Севмашвтуза, Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и др. Каковы перспективы на этом направлении? Каких специалистов вам не хватает?
Мы заключаем договоры о целевом обучении, организуем производственные практики и профориентационные экскурсии на предприятие, в том числе с выпускниками.
"БИУС" сотрудничает на договорной основе с двумя учебными заведениями: архангельским САФУ и Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича (СПбГУТ). С Архангельским колледжем телекоммуникаций (входит в СПбГУТ) организована работа по переподготовке и повышению квалификации работников основных специальностей: регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов (РЭАиП), инженер по наладке и испытаниям РЭАиП, монтажник РЭАиП. Также сейчас идет обсуждение сотрудничества с Северо-Кавказским федеральным университетом.
Какие новые направления работы рассматривает "БИУС" – в том числе в рамках диверсификации?
Среди перспективных проектов мы выделяем комплексы для энергетических компаний, в том числе для нефтегазовых платформ. Здесь актуальна тема импортозамещения. Недавно "БИУС" прошел соответствующую аккредитацию и готовится приступить к работе в случае получения заказа.
Другая наша задача – обслуживание техники двойного назначения, которая устанавливается на гражданские суда. Мы отслеживаем инициативы Минпромторга и готовы удовлетворять потребности рынка и диверсифицироваться. Мы смотрим, так сказать, и на сушу: есть перспективный совместный проект с Ижевским радиозаводом по гражданской тематике. Коллектив "БИУС" всегда готов ко взаимовыгодному сотрудничеству. Пользуясь случаем, поздравляем военных моряков и наших партнеров с Днем Военно-Морского Флота России.
Беседовал Дмитрий Жаворонков
Связаться с редакцией Mil.Press:
+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;