Конструкторы Невского ПКБ, где создаются проекты новых экспедиционных судов для полярных широт, подчеркнули в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm, что системная интеграция особенно актуальна в условиях импортозамещения. Российские предприятия формируют новые компетенции: производство винторулевых колонок, винтов регулируемого шага, реверсивных редукторов и т.п.
Как сообщил изданию начальник отдела перспективного проектирования Крыловского центра Валентин Белоненко, системная интеграция в этой области – "дело неблагодарное", но результат может оказаться очень эффективным для конечного заказчика. Для этого нужны грамотные требования от КБ и четко сформулированное техническое задание.
В советские годы сопряжением оборудования занимались в том числе морские НИИ. Сейчас, ввиду разрыва цепочек производственной кооперации, их компетенций уже недостаточно. "Подобной работой должны заниматься практики, взаимодействующие с производителями и поставщиками различного оборудования, обладающие опытом не только разработки, но и поставки, испытаний и обслуживания техники", – объяснил Белоненко.
Один из главных конструкторов проекта КБ "Вымпел" назвал указанную практику потенциально перспективной. Бюро сейчас создает целый ряд проектов судов вспомогательного флота для ВМФ России: среди них – модульная "Платформа-ДТО", включающая несколько судов (танкер, сухогруз, плавмастерская и госпитальное судно) на единой базе, малый морской танкер, суда размагничивания и контроля физических полей. В рамках освоения Арктики по проекту "Вымпела" на "Адмиралтейских верфях" заложена ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Судно обладает сложным пропульсивным комплексом с рядом оригинальных решений.
Главный конструктор одного из проектов ЦМКБ "Алмаз" считает, что системных интеграторов высокого уровня и с достаточным опытом в России немного: "Число таких компаний можно пересчитать по пальцам. Важно понимать, что для успеха здесь необходима достаточно узкая специализация: например, исключительно в области пропульсивных комплексов, дизелей и систем управления для них, антикреновых и балластных систем, и так далее". По его словам, при постройке вспомогательных судов для ВМФ интеграционный подход уже применялся: этим занимались поставщики с соответствующим опытом – например, петербургская компания "МСС".По мнению опрошенных изданием конструкторов, основное преимущество нового подхода – возможность для проектанта сосредоточиться на своей непосредственной работе и не "утонуть" в согласованиях. В этом случае подбор и увязку элементов под требования КБ производят специалисты СИ.
Руководитель отдела пропульсивного оборудования группы компаний "МСС" Юрий Калашников перечислил оборудование и его вариации, которое может собрать в рабочую систему интегратор: главные дизельные двигатели – как высоко-, так и среднеоборотные; винторулевые колонки с механическим, электрическим приводом; валолинии с винтами регулируемого или фиксированного шага, с механическим приводом или электродвижением; реверсивные и нереверсивные редукторы; рулевые машины электрогидравлического и роторного типов; гребные электродвигатели; дизель-генераторы. По словам эксперта, задача системного интегратора – представить конструктору, верфи и конечному заказчику решения, в которых выбор оборудования будет технически обоснован и подтвержден расчетами ходкости судна.
В Объединенной судостроительной корпорации также понимают важность системной интеграции в сфере пропульсивных комплексов. "Отталкиваясь от потребностей рынка и собственных возможностей, в 2019–2020 годах ОСК в партнерстве с разработчиками и производителями дизельных и электрических двигателей намерена создать центр продуктовой специализации с рабочим названием "ОСК-Движение", – сообщали в корпорации о своих планах в начале 2019 года.
За рубежом в качестве системного интегратора себя также позиционирует фирма ABB, известная как производитель винторулевых колонок типа Azipod. Компания заявляет о возможности нести ответственность за пропульсивный комплекс на всем цикле использования морской техники, начиная от руководства поставками на верфь, ввода в эксплуатацию и ходовых испытаний, и заканчивая гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Российские интеграторы, как сообщили собеседники издания, используют иностранный опыт, адаптируя его к реалиям российского судостроения.
Дмитрий Жаворонков
Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;