Видеодневник инноваций ВПК
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Адмирал Кузнецов": модернизация с европейским акцентом
Тема: Промышленность

С 2014 года перед Вооруженными Силами РФ остро стоит проблема импортозамещения, и – уже традиционно – она наиболее актуальна для российского флота. Редакция Mil.Press FlotProm разобралась, как решается этот вопрос в ходе повышения боевых возможностей ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 11435. Единственный в России авианесущий крейсер выделяется светлым пятном на общем сером фоне, но тем не менее на его борт все равно попали оборудование и материалы европейского происхождения, имеющие российские аналоги.

Зеленый свет отечественному производителю


Выполнение масштабной программы перевооружения российского флота столкнулось с весьма нетривиальной задачей полного импортозамещения при постройке новых и модернизации уже действующих кораблей и судов. Сегодня эта проблема стоит все так же остро: до сих пор используются импортные дизельные двигатели и генераторы, зарубежные палубные краны (Palfinger, Sormec и др.) и противопожарные системы, до недавнего времени закупалась норвежская светотехника Glamox, находят применение даже цепи и якоря китайского производства.

Завод Glamox в Бремене

По ряду направлений просматриваются положительные тенденции. Это как крупные госпроекты, такие как поставка полностью отечественных морских дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для фрегатов проекта 22350, так и примеры полной локализации импортного оборудования на территории РФ силами предприятий-поставщиков.

В качестве еще одного удачного примера импортозамещения можно назвать отказ от использования на флоте датчиков-сигнализаторов производства швейцарской компании Endress+Hauser. Их заменила, в частности, продукция петербургского предприятия "Валком".
"Последние лет 15 все поставки датчиков-сигнализаторов на военные корабли – отечественные. Раньше использовали Endress+Hauser, когда какой-то продукции не хватало, но сейчас уже все есть", – объяснил изданию источник в отрасли.
Основные проблемы с импортозамещением возникают при строительстве флота. При ремонте и модернизации находящихся в составе ВМФ кораблей и судов возможности применения зарубежной продукции сильно ограничены. Особенно, когда речь идет о таком насыщенном уникальным оборудованием проекте, как авианесущий крейсер.

Успехи импортозамещения на "Кузнецове"


Mil.Press FlotProm уточнил, как обстоят дела с отказом от иностранной продукции на ТАВКР на конкретных примерах и с учетом имеющихся сведений о неудачных прецедентах импортозамещения на других кораблях и судах флота.

После завершения выполнения боевых задач в составе оперативного соединения ВМФ России в дальней морской зоне у берегов Сирии с октября 2017 года единственный в России авианесущий крейсер проходит восстановление технической готовности с отдельными модернизационными работами. Конструкторское сопровождение работ обеспечивает "Невское ПКБ". Головным исполнителем контракта выступает Центр судоремонта "Звездочка".

Изначально возвращение ТАВКР в строй предполагалось в 2021 году, однако в связи с двумя крайне неприятными чрезвычайными ситуациями (затоплением плавдока ПД-50 и пожаром на корабле в результате проведения сварочных работ), завершение ремонта сдвинулось на 2022 год. Эти сроки, в частности, зафиксированы в наиболее свежих тендерах "Звездочки".

"Работы выполняются в рамках Государственного контракта №1822187302961442209025319 от 20 апреля 2018 года на выполнение работ для нужд Министерства обороны Российской Федерации по теме: "Выполнение работ по восстановлению технической готовности с отдельными модернизационными работами тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" проект 1143.5, зав. №105 (сдача в 2022 году)", – говорится в извещениях на сайте госзакупок.

В то же время отдельные закупки, предполагающие сжатые сроки изготовления комплектующего оборудования и ограниченные по времени гарантийные обязательства поставщика, перенесены на 2024 год. Об этом изданию сообщил представитель одной из компаний-поставщиков.

К успешным примерам использования отечественного оборудования можно отнести полностью российские лифты, которые производятся в Санкт-Петербурге. Основная масса камбузного оборудования в 2021 году также отгружается с предприятия в городе на Неве. Впрочем, о своем участии в модернизации камбузов крейсера заявляли и белорусские промышленники. "В пяти камбузах морского судна предполагается установить мясорубки, овощерезки, картофелечистки и миксеры барановичского производителя. Сейчас изделия проходят испытания", - сообщало в сентябре 2020 года белорусское издание "Наш край".

Якорь на ТАВКР "Адмирал Кузнецов"

Как стало известно Mil.Press FlotProm, с российского предприятия на "Адмирал Кузнецов" поставили якоря и цепи. Еще один пример – судовые светильники. Основная проблема этого типа комплектующих – отсутствие возможности отечественных предприятий по обеспечению комплексной поставки, когда вся номенклатура закупается у одного предприятия. Этим "брали" российский рынок, например, норвежцы из Glamox. После их отказа от работы с военными заказами "вакуум" попытались заполнить поставщики польской и китайской продукции. Однако на борт "Адмирала Кузнецова" импорт не проник. По ⅙ части светильников согласована поставка со столичного предприятия с собственным производством, остальная номенклатура переведена из статуса "замены" в статус ремонта.

Таким образом, можно констатировать, что по многим исторически проблемным позициям "Невское ПКБ", ЦС "Звездочка" и головной заказчик провели серьезную работу по недопущению попадания импорта на борт крейсера. Как объяснил один из бывших топ-менеджеров проектного бюро, в отличие от гражданского судостроения, где отечественным может оказаться только корпус, "на военном флоте у нас более-менее хорошо".

Наиболее запутанной оказалась история с заменой на авианесущем крейсере судовой мебели. Изначально предполагалось, что эта работа достанется одному из двух предприятий: "Морские комплексные системы" ("МКС") или "Гесер". Эту информацию изданию подтвердил сотрудник "Невского ПКБ".

"Морские комплексные системы" известны в отрасли как компания, через которую велись поставки мебели Strongbox Marine Furniture LTD, утвержденной к поставкам для ВМФ РФ решением экс-министра обороны Анатолием Сердюковым. К 2016 году лидирующее положение единственного поставщика пошатнулось, и на рынке стали активно работать как специализированные предприятия по производству судовой мебели, так и мебельные цеха судостроительных заводов. Как минимум до 2018 года бренд "Стронгбокс" фигурировал в государственных закупках для военных заказов. Однако сама специфика работы компании "МКС" изменилась.
"Ими уже освоен выпуск российский металлической мебели, правда, название английское – "Стронгбокс". На производство год назад начальник департамента морского судостроения ООО "МКС" нас возил, оборудование перевезено, отлажено, квалификационные испытания прошли этой, уже чисто российской, мебели", – говорится в материалах авторов из ВУНЦ ВМФ "ВМА" от 2016 года.
Актуальность этой информации подтвердил собеседник издания в "Невском ПКБ". "Я у них был на заводе в Рощино, они там это дело все клепают. Очень современное хорошее производство", – сообщил он.

Еще один отраслевой источник оценил применение импортных материалов в целом по всем предприятиям-производителям судовой мебели как незначительную. Речь идет о частичном использовании иностранной фурнитуры, клея, ламинатов.

В контексте "Адмирала Кузнецова" большой мебельный заказ достался собственному производству ЦС "Звездочка". "Изначально "Невское ПКБ" предлагало "Гесер" или "МКС", но "Звездочка" перевела эти работы из категории "модернизация" в категорию "ремонт" и таким образом стала выполнять работы самостоятельно", – объяснил собеседник издания.

Ложка импортного дегтя


Общую положительную картину импортозамещения в ходе модернизации ТАВКР портит ряд примеров нереализованного отказа от зарубежной продукции.

Наиболее остро на корабле стоит проблема с заменой установок по очистке сточных вод (УОСВ) – важного оборудования, без исправной работы которого никакое судно или военный корабль не имеют права выходить в международные воды. Экипаж авианесущего крейсера – чуть менее 2000 человек, и в походе ежедневно образуются огромные объемы бытовых вод, которые перед сбросом в мировой океан требуется очистить и обеззаразить (требования к качеству очистки сточных вод строго регламентированы Конвенцией МАРПОЛ-73/78).

На ТАВКР "Адмирал Кузнецов", несмотря на активные предложения российской промышленности, предполагается закупить УОСВ Ecomar производства итальянской фирмы Tecnicomar. Импортное оборудование собираются поставить с сертификатом РМРС, без участия военного представительства.

Один из собеседников издания привел в качестве аргумента за импортную продукцию исторический фактор: "Применение давно согласовано, сформирована заказная ведомость, всеми одобрена". Он также отметил, что отечественной альтернативой выступает продукция предприятия "Винета" из Ленинградской области.

Установка очистки сточных вод УОСВ разработки и производства Машиностроительного предприятия "Винета"

"По этой теме все время идут дебаты. "Винета" создает российское оборудование по очистке сточных вод. Но у них производительности не те, а на "Адмирале Кузнецове" должны быть очень большие производительности установок", – объяснил он.

На "Винете" изданию сообщили, что переговоры по созданию УОСВ для "Адмирала Кузнецова" шли с момента начала ремонта крейсера, установка необходимой производительности была спроектирована. Поставки аналогичных установок меньшей производительности на строящиеся военные заказы предприятие начало еще в 2017 году. Доля отечественных комплектующих в них оценивается в 90%, производство идет под контролем ВП. Кроме того, "Винета" заявляет о технологических преимуществах своих УОСВ.
"Наше преимущество перед иностранными производителями – отсутствие необходимости внесения дополнительных реагентов для работы установки. Ведь большинство наших импортных конкурентов предлагают возить на борту запас химических реагентов и по мере их выработки добавлять в установку. Но это занимает лишнее место и требует дополнительного квалифицированного обслуживания. Кроме того, зачастую речь идет о довольно опасных химических веществах, которые могут навредить здоровью экипажа. Наши установки вырабатывают все необходимые вещества для дезинфекции непосредственно из поступающей морской воды и поэтому не требуют дополнительного обслуживания", – говорится в презентации "Винеты" в рамках проекта "Армия Онлайн".
К концу первого квартала 2021 года сложилась ситуация, в которой время играет на стороне итальянцев. Tecnicomar предлагает более короткие сроки поставки, чем "Винета". По результатам длительных обсуждений "Невское ПКБ" разрешило поставить вместо одной из итальянских установок продукцию предприятия из Ленинградской области с той же производительностью, таким образом признав соответствие ТТХ отечественного и импортного оборудования.

Получается, что на авианесущем крейсере будут эксплуатироваться УОСВ сразу двух производителей – российского и зарубежного. Это осложнит как работу экипажа, так и сервис оборудования.

Впрочем, риски, связанные с выбором иностранных поставщиков, в марте озвучил гендиректор ОСК Алексей Рахманов: "Сейчас практически каждый месяц мы сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все давным-давно должны уже понять, что это вопрос выживания и здесь компромиссов быть не может".

Позицию главы ОСК подтверждает практика. На ТАВКР "Адмирал Кузнецов" ранее уже ставили сепараторы Heli-Sep. Как утверждают знакомые с деталями этого заказа отраслевые источники, поставка имела статус "опытной". В результате спустя несколько месяцев после начала эксплуатации у Heli-Sep сгорела плата в щите управления. Выяснилось, что она имеет американское происхождение. От поставки этого элемента для замены США отказались. Оборудование в работу так и не вернулось.

Один из собеседников издания в разговоре о причинах выбора импортного оборудования для модернизации единственного авианесущего крейсера России прямо отметил, что поставка была "кем-то пролоббирована".

Еще один пример выбора продукции с импортными корнями для работ по восстановлению "Адмирала Кузнецова" – решение в пользу лакокрасочного покрытия (ЛКП) Jotun Paints. Это компания со штаб-квартирой в Норвегии.

Совокупный объем планируемых к использованию материалов производства Jotun на авианесущем крейсере составляет 52 446 литров (в т.ч. непосредственно ЛКМ – 47 419 литров). Это данные из технического задания на окраску корпуса и надстройки "Адмирала Кузнецова", которая размещена на госзакупках.

Данная ситуация интересна тем, что, как выяснилось, в проектной документации к кораблю жестко закреплено требование о применении ЛКМ именно этой компании, без возможности замены на аналоги. То есть продукция отечественных изготовителей даже не рассматривается и тендеры не проводятся.

Стоит отметить, что Jotun уже несколько лет имеет собственное производство в России. Однако будет ли краска для "Адмирала Кузнецова" поставлена именно с предприятия в Ленинградской области, неизвестно. За приобретение материалов отвечает не головной исполнитель контракта по ремонту крейсера, а субподрядчик, который выполнит покрасочные работы.

Сами представители Jotun в 2017 году определяли объем применения российского сырья на производстве в Ленобласти следующим образом: "Сложно объективно оценить долю отечественного сырья в номенклатуре из 250 выпускаемых позиций. Но в среднем она не менее 30 процентов".

Представители трех опрошенных отечественных предприятий-производителей ЛКМ выразили недоумение решением "Невского ПКБ" выбрать Jotun. По их словам, чтобы объективно оценивать происхождение ЛКМ, нужно смотреть на два технологических и один экономический фактор: рецептуру, исходное сырье и кто является бенефециаром компании.

Mil.Press FlotProm удалось выяснить аргументацию, по которой для ТАВКР выбрали ЛКМ с норвежскими корнями. Во-первых, Jotun смог обеспечить комплексную поставку всей необходимой номенклатуры материалов. Речь идет о выборе системы покрытий, а не отдельных позиций с неизвестной и неиспытанной сочетаемостью. Второй фактор – технико-экономические показатели системы покрытий. Однако этот аргумент доподлинно проверить не представляется возможным, потому что стоимость закупки материалов Jotun в тендерной документации не приводится.

Тем не менее, такая практика – жесткое закрепление единственного исполнителя без возможности конкурентного выбора – ухудшает и без того шаткое положение отечественной промышленности во многих отраслях.

Посадка СУ-33 на "Адмирал Кузнецов"

Аналогичная ситуация складывается с уплотнительными материалами в аэрофинишерах. Они имеют немецкое происхождение. При этом, как объяснил изданию собеседник в главном материаловедческом институте страны – ЦНИИ КМ "Прометей", такие материалы могут быть разработаны сразу несколькими петербургскими предприятиями: НИИ резиновых покрытий и изделий (НИИРПИ), НИИ Синтетического Каучука имени Академика С.В. Лебедева и НИИ "Пластполимер". Разумеется, в случае волевого решения довести импортозамещение до конца, это потребовало бы проведения и финансирования НИОКР.

Но с другой стороны очевидно, что от правильного функционирования аэрофинишеров, критически важного для любого авианосца оборудования, зависит возможность (или невозможность) применения самолетов палубной авиации, т.е. главного вооружения ТАВКР.

Следующий проблемный момент при модернизации "Адмирала Кузнецова" коснулся его "малого флота".

На бортовых катерах крейсера установлены американские четырехтактные дизели Caterpillar-3056 мощностью 138 кВт (188 л.с.) с реверс-редуктором. Здесь выбор головного заказчика был обусловлен, в первую очередь, требованиями по удельной мощности двигателя на единицу массы. Решение было согласовано НИИ КиВ. Бюро-проектант – "Невское ПКБ" – в этом случае не оказывало существенного влияния на выбор данного решения.

Отечественным аналогом "американцев" можно считать дизель-редукторные агрегаты на базе маринизированных изделий ЯМЗ. Однако по массогабаритным характеристикам они проигрывают зарубежным аналогам. Маринизацию ЯМЗ под требования РМРС к 2021 провели сразу несколько предприятий: в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Барнауле. Как стало известно Mil.Press FlotProm, в настоящее время катера, аналогичные поставленным на "Адмирал Кузнецов", уже оснащаются отечественными силовыми установками.

Отдельную проблему представляет собой советское оборудование и комплектующие, произведенные на территории Украины. По части ключевого оборудования, связанного с обеспечением полетов палубной авиации, еще не скорректирована конструкторская документация и в ней заложены комплектующие предприятий, оставшихся на территории Украины. Однако знакомые с процессом модернизации "Адмирала Кузнецова" собеседники издания рисков здесь не видят, т.к. сформирован технический задел по применению российских аналогов.

Поучительный опыт "Викрамадитьи" и будущее авианосного флота


Проблема импортозамещения ранее уже повлияла на судьбу систершипа "Адмирала Кузнецова" – индийского авианосца "Викрамадитья". Выбор импорта чуть не привел к серьезным поломкам и выходу из строя всей энергетической установки корабля.

В 2012 году при анализе неполадок, которые обнаружились во время испытаний авианесущего крейсера в Белом и Баренцевом морях, специальная комиссия пришла к выводу, что причиной частичного выхода из строя паровых котлов стала некачественная работа по их теплоизоляции, допущенная заводом-изготовителем. При проектировании и постройке этих котлов вместо традиционно применяемой в России теплоизоляции на основе асбестосодержащих материалов использовали огнеупорный (жаропрочный, шамотный) кирпич китайского производства. Такую замену произвели по настоянию заказчика (индийской стороны) – одновременно с заменой мазута на дизель как основного топлива для восьми котлов "Викрамадитьи".

В ходе разбирательства экспертная комиссия пришла к выводу, что причиной поломок послужил не столько сам китайский кирпич, сколько низкое качество его кладки. Тем не менее, если бы теплоизоляция котлов выполнялась по привычной российским специалистам технологии, этой проблемы возможно удалось бы избежать. Выбор же заказчика в пользу импортной продукции повлек за собой "снежный ком" негативных последствий, как минимум имиджевых.

Ситуация на "Адмирале Кузнецове" требует внимания хотя бы потому, что проникновение импорта на российский авианосный флот несет в себе значительные риски в контексте приближающейся закупочной компании для строительства универсальных десантных кораблей проекта 23900. Строит их верфь "Залив", находящаяся в Крыму, а значит даже наличие твердого договора с иностранным поставщиком не дает защиты от западных санкций.

Данис Салихов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 104;