Видеодневник инноваций
Баннер
Логистика военных грузов

Нюансы доставки
военных грузов

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Балтийский завод" отбился от претензий Атомфлота за простой "Арктики"
Тема: Промышленность

Атомфлот (входит в госкорпорацию "Росатом") не сумел взыскать с "Балтийского завода" более 400 млн рублей за простой из-за дефекта турбины головного ледокола проекта 22220 "Арктика". Как сообщает Фонтанка, решение Арбитражного суда Мурманской области может вступить в силу в пятницу, 24 июня.

Напомним, что "Балтийский завод" передал ледокол "Арктика" в эксплуатацию в октябре 2020 года с неисправным гребным электродвигателем на правом валу с обязательством Объединенной судостроительной корпорации заменить его в 2021 году.

Атомный ледокол "Арктика", пр. 22220

В сентябре 2021 года "Арктику" перевели на "Балтийский завод" для завершения монтажа нового гребного электродвигателя, его центровки и наладки систем. В ноябре ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания. Эти события широко освещались СМИ, и почти незамеченным оказался простой "Арктики" в Мурманске в период, когда она должна была заниматься ледокольными проводками на Северном морском пути.

Как утверждает "Фонтанка", простои "Арктики" не афишировали. Головной ледокол проекта 22220 простаивал у причала в мурманском порту в декабре 2020 года, в январе, феврале и июне 2021-го – всего около двух месяцев. И связано это было вовсе не с дефектом правого гребного двигателя, а, по информации издания, со сбоями в работе паротурбинной установки, которая является частью ядерного комплекса судна и потому требует особого внимания.

Юристы Атомфлота подсчитали: для проводок по Северному морскому пути пришлось вместо "Арктики" нанять дизельные ледоколы "Адмирал Макаров" и "Красин", для сопровождения судов к порту Сабетта в Обской губе наняли дизельный ледокол "50 лет Победы", разница между затратами на который и возможной выручкой от использования там же поломавшегося гиганта составила почти 50 млн упущенной выгоды. А еще все дни простоя экипаж "Арктики" получал зарплату, к которой стоит прибавить взносы в Фонд социального страхования – еще более 57 млн.

К этому добавились затраты на снабжение и содержание судна в период простоя и всякие мелочи типа лоцманской проводки в акваторию мурманского порта, агентских сборов – и получилось 418 млн рублей.

Процесс длился с прошлой осени, и уже в декабре юристы Атомфлота, похоже, поняли, что теряют очки – сначала они снизили сумму претензий до 403 млн, а в апреле 2022-го, за месяц до вынесения решения, до 239 млн.

Как отмечает "Фонтанка", в мотивировочной части судебного решения содержится любопытное сравнение. Атомфлот пытался в этом процессе взыскать с "Балтийского завода" упущенную выгоду, исходя из рентабельности 78%, тогда как обычная рентабельность от ледокольной проводки составляет 7,8%, – то есть на порядок меньше.

Суд склонился к позиции "Балтийского завода", что, как рассказал "Фонтанке" участник процесса, для представителей Атомфлота стало шоком. На момент выхода публикации сведений об апелляционной жалобе не было, а крайний срок для нее – 24 июня, месяц спустя после вынесения решения.

"Нет сомнений, что Атомфлот обжалует наш выигрыш. Но решение железобетонное, оно устоит, я уверен", – заявил "Фонтанке" представитель "Балтийского завода", просивший не называть себя.

Отметим, что на "Балтийском заводе" на разных этапах строительства находятся еще три ледокола проекта 22220: "Урал", "Якутия" и "Чукотка".

Справка Mil.Press FlotProm


Атомоходы проекта 22220 предназначены для самостоятельной проводки судов и круглогодичного лидирования караванов в Западном районе Арктики, на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировки судов, а также оказания помощи и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Ледоколы могут преодолевать до 2,8 метра сплошного ровного припайного льда. Они станут самыми мощными судами данного типа в мире.

Ледоколы проекта 22220 оснащают ядерной паропроизводящей установкой РИТМ-200 мощностью 60 МВт, разработанной ОКБМ имени Африкантова. В качестве движителя используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Двухосадочная конструкция этих судов позволяет им находиться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Срок службы ледокола составит 40 лет, ресурс реактора – 320 тысяч часов. Главные задачи этих ледоколов – обслуживание Северного морского пути и проводка экспедиций в Арктику.

Основные характеристики судна:
  • • длина наибольшая – 173,3 метра;
  • • ширина – 34 метра;
  • • высота борта на миделе – 15,2 метра;
  • • осадка – 8,5–10,5 метра;
  • • водоизмещение – 33 500 тонн.