Идеальный шторм
Тихую гавань российского судостроения в 2022 году штормит. В предыдущий период с 2014 года санкционное давление росло по линейному графику, когда с рынка уходил то один, то другой европейский производитель, но оставалась возможность подобрать им замену. Теперь же исход приобрел массовый характер. Параллельно возникли проблемы на стороне заказчиков судов – рыбаки, например, приостанавливали амбициозные проекты из-за неопределенности на рынках сбыта своей конечной продукции. Ситуацией, по словам конструкторов, попытались воспользоваться китайские производители оборудования. Они начали пробиваться в российские КБ напрямую, оставляя за бортом отечественных посредников и интеграторов, предлагая свою продукцию "здесь и сейчас" практически по ценам сбежавших европейцев.
На этом фоне кратковременно хозяевами ситуации почувствовали себя российские производители оборудования. Сформировался "рынок продавца", когда не производитель бегал за заказчиком, а делегации от КБ и заводов отправились в паломничество по предприятиям-производителям. В первом полугодии в авральном режиме трудились и в ЦНИИ "Курс", актуализируя базы данных Центра судового комплектующего оборудования (СКО).
Производители же, в свою очередь, ко второму полугодию ждали госфинансирования опытно-конструкторских работ, чтобы плотно заняться импортозамещением наиболее дорогостоящих и технологичных судовых систем. И это финансирование пришло, породив небольшой отраслевой скандал.
Как финансировали ОКР в судостроении до 2022 года
Основная программа, откуда поступают деньги на импортозамещение в судостроительной отрасли, называется "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Внутри нее действовали четыре подпрограммы: "Развитие судостроительной науки", "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли" и "Государственная поддержка".
Финансирует проект Минпромторг РФ, а организационные вопросы (официально – "сопровождение реализации") берет на себя Крыловский государственный научный центр.
Наиболее волнующая часть госпрограммы – финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стартовавшее в 2016 году. За прошедшие годы предприятия подали более 1000 заявок, из которых в реальные деньги на импортозамещение превратился 161 проект. К сожалению, с аргументированными причинами отказа в финансировании ознакомиться нет возможности, но заявок год от года становится меньше. Например, в 2016-м предприятия подали 505 заявок, в 2018 году – 289 заявок, а в 2021 – только 47.
Поддержка судостроения не ограничивается гражданской госпрограммой. На самом деле часть ОКР по судовому оборудованию в предыдущие годы проходила через подпрограмму "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". С ее помощью разрабатывались отечественные гребные винты регулируемого шага, подруливающие устройства, краны-манипуляторы, роторные рулевые машины.
Когда все изменилось
С 1 января 2022 года действует новая редакция госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений".
Ее задачи чрезвычайно амбициозны. Например, к 2035 году требуется достичь 75% доли отечественной продукции в конечной стоимости гражданских судов. В программу теперь входит три ведомственных проекта: "Новый облик судостроительной отрасли", "Развитие крупнотоннажного судостроения" и "Стимулирование спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности".
Основное финансирование НИОКР – наиболее интересующей промышленников темы – теперь ведется внутри ведомственных проектов "Научное обеспечение нового облика судостроения", "Научное обеспечение создания техники для освоения шельфовых месторождений" и федерального проекта "Автономное судовождение" госпрограммы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Существует и так называемое направление "Прочие", финансирование НИОКР по которому осталось внутри госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (в рамках ведомственного проекта "Новый облик судостроительной отрасли").
Все по-новой
Первое полугодие 2022 года, судя по данным госзакупок, было небогато на финансирование НИОКР. Минпромторг выделил средства на автономное судовождение. Деньги нашлись на VR-тренажер со стартовой ценой в 290 млн рублей, комплекс спутниковой связи за 104 млн, комплекс оптического наблюдения и анализа за 155 млн и береговую РЛС за 90 млн.
Во втором квартале 170 млн получил Крыловский центр на системы поддержки принятия решений при реализации производственной программы в судостроении, а 430 млн – НПП "АМЭ" на мобильный комплекс морской инженерной сейсморазведки. Обе закупки прошли под эгидой ведомственного проекта "Научное обеспечение нового облика судостроения".
Переломный момент наступил в октябре-ноябре 2022 года, когда, по данным источников Mil.Press в отрасли, прошел ряд заседаний по выделению субсидий на миллиарды рублей. Официально заседания проходили в рамках "конкурса на право получения субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию, и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования".
На ОКР по импортозамещению судового оборудования сперва планировали выделить 22 млрд рублей, затем сумму снизили до 17 млрд рублей.
Предполагается, в частности, что финансирование получит разработка судовых рулевых машин, кранов-манипуляторов, спасательных шлюпок, и систем обработки балластных вод.
Возникает вопрос: зачем нужны эти темы, если они ранее уже получали финансирование?
Так, несложно обнаружить официальную информацию ЦНИИ Судового машиностроения (ЦНИИ СМ) о завершении в 2019 году ОКР по созданию отечественных роторных рулевых машин. Деньги выделялись по подпрограмме "Импортозамещение и обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса". Институтом разработана документация на типоряд роторных рулевых машин с крутящим моментом 160 кНм, 250 кНм, 300 кНм, получены патенты, создан "в металле" опытный образец.
Предприятие прямо отмечает, что "дополнительным преимуществом созданной конструкции является наличие широких возможностей по доработке и масштабированию, благодаря которым возможно, с минимальными затратами, создание роторных рулевых машин с крутящим моментом до 2000 кНм".
Таким образом, даже если подразумевается новая ОКР с увеличенным крутящим моментом, можно говорить о потребности в "минимальных затратах", если заказ получит то же предприятие. Разумеется, речь может идти и о другом типе рулевых машин – плунжерных. Они, в свою очередь, широко представлены в каталоге отечественного оборудования Центра СКО тем же ЦНИИ СМ.
Как сообщают источники Mil.Press, новый этап финансирование подразумевает оба этих варианта: субсидии выдадут и на роторные рулевые машины с крутящим моментом 110, 400 и 630 кНм, и на плунжерные рулевые машины типоряда 1250, 1600, 2500 и 4000.
Опытно-конструкторская работа по созданию кранов-манипуляторов также известна отрасли. ОКР под шифром "Кран-М" была заказана еще в 2015 году по подпрограмме "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса". В документах Минпромторга указывалось, что "при освоении <…> серийного производства будет обеспечена технологическая независимость и импортозамещение кранов-манипуляторов фирм Palfinger (Австрия), Effer (Италия), MKG (Германия), Heila (Италия) и других". Ход работ по ОКР вызвал судебное разбирательство между производителем – компанией "СММ" – и министерством промышленности, но в итоге работу приняли.
Получателем новых субсидий вновь хотят сделать "СММ" – финансирование запланировано на работы по созданию "типоряда кранов со складной стрелой в гидравлическом и электрогидравлическом исполнении".
Впрочем, необходимость дополнительного субсидирования разработки грузоподъемной техники, несмотря на предыдущую ОКР, вызывает меньше всего вопросов. Разработанная номенклатура (6 типоразмеров) закрывает далеко не все потребности российского рынка в судовых кранах, тем более что по этой продукции гражданские и военные версии могут существенно отличаться.
Гораздо интереснее вопрос узкоспециализированного оборудования – СПУ для спасательных шлюпок. Дело в том, что специфика их фактического заказа подразумевает комплексную поставку: шлюпка + СПУ. Ни верфь, ни конструкторское бюро обычно не хотят брать на себя риски интеграции на заказе двух этих компонентов, которые должны работать исключительно совместно.
Такой же логикой руководствовался Минпромторг, когда в 2017 году объявлял ОКР "Шлюпка". В результате этого проекта ЦНИИ "Курс" разработал спасательные шлюпки вместимостью 37 и 55 человек в комплекте со спуско-подъемными устройствами (шлюпбалками). ОКР велась по подпрограмме "Развитие судостроительной науки" госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Проектированием непосредственно шлюпок занималось КБ "Нордик Инжиниринг". Испытания проходили в Феодосии на заводе "Море".
В отрасли номенклатуру шлюпок, разработанных по ОКР, называли необычной. Это подтверждается и словами менеджмента "Пеллы-Фиорд" – серийного отечественного производителя гражданских шлюпок.
"Скажу из опыта трехлетнего руководства предприятием: запросы на шлюпку тросового спуска на 37 мест я получал лишь пару раз", – говорил в интервью Mil.Press FlotProm директор предприятия Андрей Егоров.
Интересно, что вместимость 37 и 55 человек соответствует проекту 00373 и проекту 00026 – известным спасательным шлюпкам, ранее выпускавшимися крымским ГУП РК "Стеклопластик". Это предприятие реорганизовали и включили в состав завода "Море".
Сейчас финансирование по тематике спасательных шлюпок будет разделено на две темы: свободнопадающая шлюпка вместимостью 16 человек и шлюпка тросового спуска на 65 человек. Оба заказа предположительно получит "Средне-Невский судостроительный завод", что в целом логично, так как предприятие специализируется на композитном производстве.
Однако данная номенклатура шлюпок уже существует в отечественном исполнении: шлюпка проекта 01612 на 16 человек выпускается "Пеллой-Фиорд", по словам менеджмента предприятия – с 2001 года. По более крупной модели – на 65 человек тросового спуска – задел есть у двух предприятий. На производстве "Пелла-Фиорд" сформирован корпус шлюпки вместимостью 60–80 человек, а "Кингисеппский судостроительный завод" в начале 2022 года заявлял о получении контракта на строительство шлюпки в комплекте с СПУ вместимостью 60 человек.
Интригующая ситуация разворачивается и вокруг финансирования оборудования для очистки судовых балластных вод. "Разработка модульной системы контейнерного исполнения для обезвреживания судовых балластных вод" была заказана Минпромторгом в 2020 году за 210 млн рублей. За контракт боролись ЦНИИ "Курс" и "Санкт-Петербургская электротехническая компания" (НПО "СПб ЭК"). Выиграла последняя. Однако в процессе исполнения контракта предприятие, выручка которого измерялась миллиардами рублей, утратило финансовую стабильность и сейчас находится в процедуре банкротства. Что, впрочем, не мешает ему участвовать в отчетных мероприятиях по ОКР "Балласт-Энергетика". Судя по публикуемым итогам заседаний, вопросы к этой опытно-конструкторской работе возникают у всех причастных. Формально постановлено "признать работы по 3 этапу ОКР "Балласт-энергетика" выполненными в объемах и в сроки, установленные техническим заданием".
Однако есть и ремарки. "Рабочая группа обращает внимание, что к заседанию НКС по рассмотрению результатов ОКР "Балласт-энергетика" в презентации необходимо привести конкретный перечень оборудования, разработанного в рамках ОКР. <…> Кроме того, в связи с процедурой банкротства ООО "НПО "СПб ЭК", необходимо подготовить и обсудить на заседании НКС предложения о месте ответственного хранения оборудования и документации, разработанной в рамках ОКР", – говорится в материалах по итогам октябрьского заседания рабочей группы, курирующей госпрограмму.
Но тематика балластных вод не забыта и вскоре, как ожидается, получит развитие. Отраслевые источники издания сообщают, что новая ОКР получит название "Замещение – Серая вода", а предполагаемым исполнителем называют компанию "НПО ЭНТ-Технология УФ".
Лидерами по объему получения субсидии на одну тему, как ожидаются, станут "Завод ВРК Сапфир" с проектом 15 МВт винторулевых колонок (920 млн рублей) и "Морские комплексные системы" с проектом оборудования для рыбофабрик (770 млн рублей).
Также существенную долю финансирования, как ожидается, получит входящий в ОСК "Пролетарский завод". В отрасли предполагают, основываясь на данных осенних заседаний, что петербургское предприятие возьмет совокупно 1,3 млрд рублей в рамках нескольких ОКР на успокоители качки, антикреновые системы, А-образные и П-образные спускоподъемные устройства, якорные и швартовные шпили, роторные рулевые машины.
Несколько собеседников издания назвали это мерой поддержки предприятия, испытывающего финансовые трудности. И действительно, согласно отчету за 2021 год, "Пролетарский завод" показал убыток в размере 646 млн рублей. В том же документе потери средств объясняют "получением валового убытка по сдаточным заказам сегмента ГОЗ", "отражением убытков прошлых лет, выявленных в текущем году, <...> штрафов за несвоевременное исполнение обязательств по договорам поставки (в т.ч. от заказчиков Группы ОСК), процентов за обслуживание долговой позиции" и рядом других причин.
Другие источники Mil.Press высказывают сомнения, что в такой ситуации предприятию следовало отдавать столь значительный объем заказов.
Но пока последнее слово еще не сказано, а деньги не разошлись по адресатам. Возможно, что на смену повторяющим друг друга темам успеют прийти действительно новые и нужные судостроительной отрасли. Тогда, при грамотном и конкурентном выборе исполнителей ОКР, на выходе можно получить действительно серийный коммерциализированный продукт. Ведь на пятки уже наступают азиатские поставщики. И, если допустить их экспансию, на замещение Китая в будущем придется потратить намного больше.