Хабаровский судостроительный завод планирует начать в 2023 году строительство десантных катеров на воздушной подушке "Мурена" по модернизированному проекту. Об этом в интервью Вести. Хабаровск сообщил главный инженер верфи Сергей Королев.
На верфи в Хабаровске с 1985 по 1992 годы построили восемь "Мурен", которые передали погранслужбе. В 2005 году семь из них списали и утилизировали, а последний из восьми построенных для ВМФ СССР десантных катеров на воздушной подушке Д-143 (ПСКР-143, заводской номер 317) находится на консервации в цеху ХСЗ.
Также с 2002 по 2006 годы построены три катера по экспортному проекту "Мурена-Э" для ВМС Южной Кореи. В сентябре 2018 года было заявлено о планах строительства восьми катеров с 2019 по 2027 годы.
Десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена" – серия советских и российских высокоскоростных десантных катеров предназначенных для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Катера способны осуществить огневую поддержку высадки десанта или выставить минные заграждения, перевозят самоходную, буксируемую и несамоходную технику, отмечает РИА Новости.
"Мурена" способна развивать скорость до 55 узлов и перевозить один танк, две боевые машины пехоты или 130 человек десанта. На вооружении корабля стоят две 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-306, два гранатомета АГС-17 "Пламя".
В 2014 году на выставке Euronaval во Франции представили макет катера "Мурена-М", разработанного специально для работы в составе универсальных десантных кораблей типа "Мистраль", заказанных во Франции и не полученных Россией из-за западных санкций.
После отказа Парижа поставить Москве "Мистрали", в 2020 году, на керченском судостроительном заводе "Залив" заложили первые два универсальных десантных корабля "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" российского проекта 23900. Как и "Мистрали", УДК проекта 23900 обладают кормовой доковой камерой для десантных катеров.