Видеодневник инноваций
Баннер
Новейшая глиссирующая машина-амфибия

Первый взгляд
на глиссирующую
амфибию "Дрозд"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

ТОП-10 Видеодневника инноваций по итогам 2023 года
Тема: Промышленность

"Видеодневник инноваций: результаты 2023" – отчетный спецпроект, объединяющий наиболее передовые достижения российской промышленности. Редакционный совет Mil.Press выбрал наиболее интересные новинки и разработки отечественных предприятий. Среди них – решения, разработанные в рамках субсидий Минпромторга РФ, результаты работ по импортозамещению, комплексы для обеспечения сервисного обслуживания техники, новые материалы.

Судовые системы инертных газов


С 2022 года "Краснодарский компрессорный завод" (ККЗ) при поддержке Минпромторга реализует проект по импортозамещению судовых систем инертного газа. До сих пор на танкерах и газовозах применяются установки инертных газов только импортного производства.

В цехе Краснодарского компрессорного завода

Речь идет о системах, предотвращающих возгорание и детонацию при транспортировке нефти и газа. Они используют не чистые инертные газы, аргон или азот, а смесь, в которой до минимума снижено содержание кислорода. Система закачивает смесь в емкости (танки), где перевозятся горючие вещества, а также в межтанкерные пространства, чтобы не допустить возгорания или взрыва при возможной утечке.

При транспортировке нефти доля кислорода в хранилище составляет менее 5%, а для газовозов действует стандарт менее 1%.

ККЗ сейчас проектирует установки инертных газов для пяти видов судов с производительностью от 5000 до 18000 м3/ч, но в дальнейшем специалисты предприятия готовы адаптировать для любых судов, где существует необходимость в таких системах. Это могут быть нефтяные танкеры, газовозы, химовозы и т.д.

На данный момент завершена подготовка рабоче-конструкторской документации, проведены патентные исследования. В конце ноября пройдена защита в Крыловском государственном научном центре. На основе экспертной оценки проводятся доработки. Специалисты предприятия готовятся к изготовлению опытных образцов и их испытаниям.

В перспективе переход на импортозамещенные системы инертных газов снизит зависимость от зарубежных поставщиков и позволит, в частности, существенно сократить простой судов, поскольку обслуживание и ремонт отечественных изделий потребуют гораздо меньше времени, чем в случае с установками из-за рубежа.

Азотные станции


Более десяти лет "Краснодарский компрессорный завод" (ККЗ) развивает "морское" направление, в рамках которого поставляет компрессорные воздушные и азотные станции для морских буровых платформ и работ на шельфе. До 2010 года в отрасли использовалось только импортное оборудование данного назначения, но российское предприятие сумело потеснить зарубежных производителей. Сегодня изделия ККЗ установлены на платформе "Приразломная", на месторождениях имени Корчагина и Филановского в Каспийском море, планируется установка на объекте "Каменномысское-море" (месторождение природного газа в Обской губе Карского моря).

Азотная станция серии ТГА производства Краснодарского компрессорного завода

Линейка азотных станций ТГА – современная реализация ранее выпускавшейся линейки СДА. Как заявляют представители ККЗ, установки доработаны и прошли глубокую модернизацию. По их словам, за последние 15 лет реализованы свыше 580 проектов по линейке ТГА.

До сих пор изделия этого модельного ряда в основном использовались в сухопутных проектах. На основе этого опыта сегодня "Краснодарский компрессорный завод" переходит к следующему этапу – разработке азотных станций серии СПА в судовом исполнении. На судах нефтегазового флота они используются для подачи азота под давлением в различные объекты для пожаро- и взрывобезопасного выполнения технологических операций, ремонта и испытания судовых трубопроводов и емкостей, резервуаров и оборудования, эксплуатируемых с взрывоопасными средами, и для других целей в различных процессах и технологиях.

При разработке судовых азотных станций предприятие применяет новые решения, поскольку в данном случае необходимо использовать другие материалы, которые, например, не подвержены коррозии; изменяется схема газораспределения. Также нужно учитывать, что станцию установят в машинном зале, то есть соблюсти ограничения по габаритам.

Кроме того, азотную станцию придется включить в используемую на борту автоматику по части мониторинга, управления и эксплуатации. Также с судовыми коммуникациями интегрируются вывод остаточного газа от получения азота, подача азота в магистраль, отвод конденсата, а также электроснабжение.

По словам представителей ККЗ, опытный образец станции СПА скоро будет готов к испытаниям.

Система успокоения качки и компенсации крена "Эквилибриум-Баланс"


Система "Эквилибриум-Баланс" анализирует изменение крена судна и регулирует перемещение балластных вод между цистернами правого и левого борта, чтобы обеспечить движение воды в противофазе с качкой судна. Как заявляют разработчики из НПП "Эквилибриум", эффективность умерения качки достигает 60%.

"Эквилибриум-баланс"

"Эквилибриум-Баланс" включает комплект дистанционно-управляемой арматуры, контрольно-измерительную аппаратуру и шкаф управления. При интеграции воздушного нагнетателя или насоса появляется дополнительная возможность обеспечивать компенсацию крена при работах с краном или выполнении прочих операций, изменяющих крен судна.

Разработчики обращают внимание, что эффективность системы "Эквилибриум-Баланс" зависит от корректного расчета конструкции цистерн и перетоков воды между цистернами. Поэтому лучшего результата можно добиться, если предусмотреть ее установку на этапе проектирования судна.

Защита трубопроводов от обрастания и коррозии


Система "Эквилибриум-Протект" защищает от обрастания и коррозии судовые системы или системы промышленного сегмента, которые используют забортную воду для контуров охлаждения либо каких-то иных технологических целей. В основе разработки – принцип анодного растворения металлов. Добавление пластин алюминия, железа и меди обеспечивает равномерное поступление в поток ионов этих металлов, которые препятствуют формированию оксидной пленки и снижают коррозионный потенциал проточной среды.

Блок системы "Эквилибриум-Протект"

Разработчики из НПП "Эквилибриум" отмечают, что ионы меди нарушают обменные процессы клеточных мембран организмов-обрастателей, останавливая процессы их деления. Они формируют негативную среду для дальнейшего формирования биоценоза в системах и трубопроводах.

Компактные узлы для межфланцевого монтажа позволяют произвести установку системы "Эквилибриум-Протект" на уже существующих трубопроводах без изменения гидравлических параметров системы. Питание, управление и контроль производятся с локальных пультов управления.

Анодный блок является сменным, поставочный комплект рассчитан на 5 лет непрерывной эксплуатации.

Как добавляют представители НПП "Эквилибриум", возможно исполнение в виде отдельных анодных блоков или в виде накопительной емкости под заказ.

Палубный кран для МРК проекта 22800 "Каракурт"


Компания "Ижорские гидросистемы" разработала палубный кран ИМ150М по заказу Амурского судостроительного завода (АСЗ). Он предназначен для установки на борту малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр "Каракурт"), который АСЗ строит в интересах Тихоокеанского флота.

1 / 2

По словам специалистов "Ижорских гидросистем", они существенно переработали серийный образец, чтобы снизить массу установки, как того требовал заказчик. Также пришлось обеспечить импортозамещение. Разработчики оценивают долю отечественных комплектующих в конечном изделии в 90–95%. За счет того, что основные поставщики – российские, "Ижорские гидросистемы" гарантируют оперативное сервисное обслуживание ИМ150М.

Грузоподъемность нового палубного крана на вылете 5 метров – 1 тонна, на вылете до 10 метров – до 600 кг.

В ближайшее время данную модель палубного крана планируют запустить в серийное производство.

Комплект для ремонта электрожгутов в полевых условиях


Комплект по обслуживанию электрических сетей, разработанный группой компаний "Би Питрон", включает тестер для определения неисправных цепей в жгуте, набор инструментов и материалов для восстановительного ремонта. Его предназначение – устранение неисправности прямо на месте, например, в войсковых частях. С помощью тестера проверить работоспособность и установить жгут уже на изделие, поясняют специалисты "Би Питрон".

Мобильный комплект ремонта электрожгутов ("Би Питрон")

По замыслу разработчиков, такое решение позволит сократить простой авиатехники, значительно уменьшив сроки возвращения оборудования в строй, поскольку до сих пор в случае дефекта жгут отправляли на завод-изготовитель: процесс транспортировки туда и обратно, а также ремонта занимал слишком много времени.

Комплексные решения по охране объектов на основе РЛС


Линейка радиолокационных сенсоров, разработанных научно-производственной фирмой "Микран" для обеспечения безопасности периметра и воздушного пространства, включает радары серий MRS, ARKAN и HUNTER, а также новую переносную РЛС для обнаружения БПЛА.

Линейка РЛС разработки НПФ "Микран"

Радиолокационный сенсор ARKAN, способный вести наблюдение на территории площадью свыше 50 кв. км, отличается высокой эффективностью работы при плохих погодных условиях: способен выдерживать ветровые нагрузки до 50 м/с и экстремально низкие температуры.

Компактный твердотельный доплеровский радар X-диапазона HUNTER обеспечивает непрерывную защиту охраняемой территории и ведение разведки на местности даже в самых труднодоступных районах. Применение эффекта Доплера позволяет обнаружить движущиеся цели и отследить их перемещение на территории охраняемого объекта.

Новый переносной радиолокационный сенсор для обнаружения БПЛА, разработанный НПФ "Микран", способен обнаруживать малоразмерные дроны на дистанции до 1,2 км. За счет поворота антенны в угломестной плоскости радиолокационный модуль может также обнаруживать наземные и надводные цели.

Особо прочные сплавы для роторов и подшипников


Ведущий отраслевой научный центр черной металлургии – ЦНИИчермет имени Ивана Павловича Бардина – разработал высокопрочный магнитомягкий сплав для роторов высокоскоростных электромашин. Используемые сегодня материалы не способны выдержать высокие скорости вращения, которые необходимы для увеличения мощности, а созданный ЦНИИчермет сплав позволяет повысить скорость вращения ротора более чем в полтора раза – с 15 тысяч до 24 тысяч оборотов в минуту.

ЦНИИчермет

Еще одна разработка ЦНИИчермет – подшипниковая сталь, которая отличается низкой склонностью к карбидной неоднородности (дефект микроструктуры сплава, проявляющийся из-за неравномерного распределения первичных и вторичных карбидов в металле) и повышенным эксплуатационным ресурсом. По сравнению с применяемой сегодня сталью ШХ15 новый материал позволяет продлить срок службы подшипника более чем в 5 раз. Контактная выносливость, по данным разработчиков, возрастает в 2–6 раз, а отбраковка по карбидной неоднородности снижается в 2–4 раза.

Судовые двери с автоматической системой управления


Компания "Прогрессивные технологии" разрабатывает в интересах ВМФ России новые судовые двери с автоматической системой закрытия и задраивания. Проектирование планируют завершить к концу 2024 года, а в 2025 году необходимо провести все стадии испытаний.

Судовые двери и УКСП

Разрабатываемые изделия предназначены для обеспечения сообщения между корабельными помещениями и их автоматизированного закрытия и герметизации, чтобы не допустить распространения поражающих факторов при аварийных ситуациях.

Импортозамещенные судовые системы водоочистки


Машиностроительное предприятие "Винета" завершило импортозамещение судовых установок для очистки нефтесодержащих (льяльных) вод и для очистки сточных вод: заключение Торгово-промышленной палаты подтверждает, что более 80% материалов и комплектующих этих агрегатов имеют российское происхождение.

Установка очистки нефтесодержащих вод

Установка для очистки судовых льяльных вод от нефтепродуктов соответствует требованиям МЕРС.107 (49). Она представляет собой четырехступенчатую систему очистки, состоящую из последовательно установленных на единой раме: блока предварительной очистки, промежуточного фильтра, фильтра тонкой очистки и фильтра сорбента, а также включает в себя одновинтовой насос, сигнализатор содержания нефтепродуктов "Нева-412" и щит управления. Производительность – 2,5 м3/ч.

Установка очистки сточных вод (УОСВ) предназначена для переработки судовых фекальных (черных) и хозяйственно-бытовых (серых) вод. В числе преимуществ установки разработчики называют непрерывную автоматическую работу, отсутствие необходимости вносить химические реагенты, соответствие требованиям MEPC.227 (64) и сертификацию РС.

Установка очистки сточных вод (УОСВ)

Производительность моделей из линейки УОСВ составляет от 2 до 50 м3/сутки, то есть при необходимости может обеспечить потребности экипажа даже авианесущего крейсера.

Видеодневник инноваций

Видеодневник инноваций – это серия видеоэфиров про инновационную продукцию наиболее передовых предприятий ВПК. Сюжеты Видеодневника инноваций посмотрели более 2,9 млн человек. Аудиторию проекта составили посетители канала Mil.Press TV, а также читатели профильных СМИ Mil.Press Военное, Mil.Press FlotProm, Mil.Press FLOT.

Отчетный спецпроект Видеодневник инноваций: результаты 2023, эфиры которого выйдут 18–22 декабря, объединит достижения промышленности по таким темам, как импортозамещение, системная интеграция, обеспечение сервиса, модернизация производства, HR-бренд и экспорт.

Материалы эфиров войдут в итоговый фильм "Результаты-2023" и спецфильмы для руководителей корпораций.

Организатор Видеодневника инноваций: информационная группа Mil.Press. С 1998 года формирует ежедневные сводки для руководителей промышленных предприятий и госорганов через открытые информационные ленты Mil.Press Военное, Mil.Press FlotProm, Mil.Press FLOT, Mil.Press TV.

Устроитель: ведущий промышленный видеоканал России Mil.Press TV. Видеосюжеты с первыми лицами российских предприятий о новых разработках, запущенных и модернизированных производствах. Все видеосюжеты транслируются в ведущие СМИ с охватом в 600'000 специалистов отрасли и ведомств. Более 3’000’000 просмотров специалистами.

Официальный сайт – Видеодневник.РФ/Итоги/.