В настоящее время Минпромторг России реализует комплекс мер государственной поддержки строительства гражданских судов. Как уточнили в ведомстве, ключевыми из них являются:
- • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей, а также процентов за предоставление рассрочки, на приобретение гражданских судов;
- • субсидии на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию ("судовой утилизационный грант");
- • субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов;
- • субсидии на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота;
- • субсидии на возмещение части затрат на строительство судов-краболовов на верфях Дальневосточного федерального округа (ДФО);
- • программа льготного лизинга.
В декабре 2022 года прошло заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, по итогам которого президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить за счет средств ФНБ софинансирование строительства до 2027 года гражданских судов водного транспорта.
В период с 2023 по 2027 годы на строительство морского и речного транспорта выделят 136 млрд рублей. Построенные суда Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) передаст транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. Ставка для пассажирских и круизных судов составит 2,93% годовых, для дноуглубительных и рыбопромысловых – 4,51%, для грузовых и крупнотоннажных судов – 7,6%. Средства ФНБ на реализацию проекта составляют около 60% от общей стоимости.