Видеодневник инноваций
Баннер
Судовые закрытия с автоматическим управлением

Флоту предложили
двери и люки
с автоматикой

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Инвестиции в модернизацию судостроительной отрасли оценили в 2 трлн рублей
Тема: Промышленность

Российскому судостроению требуются капитальные вложения на уровне 1,959 трлн рублей для модернизации производственных мощностей до 2035 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на презентацию консалтинговой компании SBS Consulting, подготовленную для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Минпромторга.

Эти средства нужны для создания мощностей, необходимых для строительства крупнотоннажного грузового флота – в первую очередь морских танкеров и сухогрузов, которые вывозят российские сырьевые ресурсы на экспорт.

Балтийский завод

Расчет выполнен исходя из базового сценария развития отрасли, при котором половина экспортных грузов должна перевозиться на судах отечественной постройки. В этом случае дефицит мощностей в SBS оценивают в 7,75 млн тонн дедвейта ежегодно (из них 7,4 млн тонн – дефицит, приходящийся на суда морского класса), при том что сегодня в России можно строить суда максимум на 2,3 млн тонн дедвейта в год.

"В России наблюдается дефицит производственных мощностей для строительства конкурентоспособной продукции гражданского судостроения. Наибольший дефицит наблюдается в мощностях для строительства крупнотоннажного флота", – говорится в презентации.

В пресс-службе Минпромторга не стали комментировать выводы консалтинговой фирмы, но пояснили, что ведомство "совместно с ведущими отраслевыми предприятиями и научными организациями при участии независимого консультанта актуализируют Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года".

Из почти 2 трлн рублей, которые требуются отрасли, 1,142 трлн должно обеспечить государство, указывают в SBS. При этом 870 млрд рублей могут приходиться на программы господдержки приобретения судов. В SBS пояснили РБК, что эта сумма является оценочной: в данный момент она не зафиксирована ни в федеральном бюджете, ни в госпрограммах. Оставшиеся 817 млрд рублей до 2035 года должны обеспечить частные инвесторы.

"На данном этапе обсуждения видится два возможных источника внебюджетного финансирования строительства новых верфей. Во-первых, это могут быть средства грузоотправителей, которых нужно простимулировать инвестировать в создание мощностей по своим сегментам судов. Во-вторых, средства ВТБ, которому передана в управление ОСК", – объяснил партнер SBS Consulting Олег Сутырин.

Он добавил, что значительную долю указанных инвестиций нужно направить на модернизацию существующих мощностей ОСК как "флагмана российского судостроения". Точный объем необходимых инвестиций, который придется на ОСК и других производителей, собеседник издания не уточнил.

В презентации также говорится, что на модернизацию мощностей можно ежегодно направлять часть доходов бюджета, поступающих через налоги от экспорта грузов: при средних ежегодных поступлениях на уровне 1,763 трлн рублей на развитие судостроения предлагается направлять 143 млрд рублей.

"Подразумевается, что большая часть инвестиций будет направлена на строительство новых и модернизацию существующих мощностей до 2030 года. Поддержка на уровне 143 млрд рублей сопоставима с масштабом поддержки судостроения в Китае и Индии – странах, ориентированных на комплексное развитие отрасли", – отметил Сутырин.

В пресс-службе ОСК отметили, что корпорация продолжает разрабатывать стратегию и "говорить о конкретных цифрах можно будет по завершении работы". Требуемый объем бюджетного финансирования компания определит по итогам работы над стратегией.

Источник РБК, близкий к Минпромторгу, утверждает, что в России сегодня можно модернизировать только два завода под строительство крупнотоннажных судов – петербургский "Балтийский завод" и керченский "Залив". Для модернизации остальных заводов под крупный тоннаж потребуется дополнительное дноуглубление и расширение заводских площадей, что не всегда возможно с учетом городской застройки. Кроме того, строительство нового крупнотоннажного завода не решает ключевой отраслевой проблемы дефицита кадров.

Напомним, что в начале августа 2023 года президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства о передаче банку ВТБ госпакета акций ОСК. В управление ВТБ на пять лет перешли 100% акций ОСК.

Позднее Андрей Пучков, ранее занимавший должность первого зампреда правления банка ВТБ, стал новым генеральным директором ОСК.

В конце августа специалисты ВТБ приступили к аудиту ОСК.

В состав ОСК входят более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах России. По итогам 2023 года выручка группы ОСК составила 400 млрд рублей.