Конвенционное оборудование, в частности комплексы очистки сточных вод, создавало проблемы российским судостроителям еще с первого витка санкций образца 2014 года. Исторически конструкторские бюро закладывали в проекты американские комплексы Seven Trent De Nora LLC серии Omnipure. Задокументированные решения об их установке датируются еще 2005 годом.
В 2014 году, на фоне введения санкций, поставщики подняли стоимость установок в 1,5 раза, что заставило конструкторов искать новые варианты решения проблемы. На тот момент российских аналогов в стадии серийного производства еще не существовало, поэтому в качестве аналога в проекты начали закладывать комплексы итальянской фирмы Tecnicomar. В официальных документах они позиционировались как "локализованные на базе установки Ecomar 120, поставляемой на территорию Российской Федерации для судостроительной промышленности как оборудование общегражданского применения".
Однако проблема с Omnipure до сих пор остается в отраслевой повестке дня. По данным источника Mil.Press, одно из частных приволжских конструкторских бюро в апреле начало искать подрядчика на шефмонтажные и пусконаладочные работы по оборудованию Seven Trent De Nora LLC, которое до сих пор находится в мейкерс-листах планируемых к строительству кораблей.
Итальянский же Ecomar планировали к настоящему времени превратить в отечественный, по крайней мере для заказов ВМФ. Об этом, как сообщил источник издания, свидетельствует решение от 2014 года, согласно которому оборудование должно было пройти серию испытаний в России и получить литеру "О1" на документацию. Работы предполагалось вести под контролем военного представительства.
Однако фактически поставки велись с приемкой РМРС. Например, в плане закупок ЦС "Звездочка" от 2017 года для проекта 22870 прописана "Установка по обработке сточно-фекальных вод производительностью 21 м3/сутки, модель ECOMAR 50. Приемка РМРС".
При этом анализ документов РМРС из онлайн-базы данных, размещенной на официальном сайте Регистра, видно, что оборудование Ecomar сертифицировано на основе зарубежных испытаний.
В свидетельствах о типовом одобрении установок Ecomar 50 и Ecomar 120, опубликованных на сайте РМРС (50, 120) в 2022 году, указано, что береговые испытания проводились в 2010 году в Италии. Аналогичная ситуация и с установками Omnipure, свидетельства о типовом одобрении на которые выдавались в 2018 году (пример). В этом случае достаточными также признавались испытания, проведенные в далеком 2014 году в США.
Стоит отметить, что РМРС вправе выпускать свидетельства на иностранное оборудование без дополнительных испытаний, основываясь на данных, предоставленных зарубежными классификационными обществами. Однако с учетом нынешней политической ситуации, проверить полноту и достоверность этих данных затруднительно. В случае установки такого оборудования на гражданские заказы, все риски, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием такого оборудования, берет на себя судовладелец.
В то же время, для иностранного оборудования, устанавливаемого на корабли и суда ВМФ РФ, в нынешней ситуации целесообразно проведение дополнительных испытаний зарубежного оборудования на территории РФ в соответствии с действующими российскими стандартами.
Дополнительный контроль за проведением испытаний в лице ВП МО РФ является гарантией того, что в дальнейшем оно не создаст проблем из-за отсутствия запасных частей и сервиса или действий иностранного производителя, подобных инциденту в 2019 году, когда у "Газпрома", компрессорное оборудование отключили дистанционно через спутниковые каналы связи.
Кроме того, сегодня очистные установки судового назначения рискуют стать причиной скандала с привлечением надзорных органов. Из открытых источников, в том числе из официальных документов Ecomar, известно, что требуемая чистота стоков достигается путем прохождения нескольких ступеней очистки – осветление и окисление с помощью химического реагента на первой ступени и фильтрация вместе с УФ-облучением на второй ступени (в документах Ecomar она называется Post Treatment Station). Именно такая система из двух блоков проходила испытания в Италии в 2010 году и получила свидетельство Международной морской организации.
По данным источника Mil.Press, установки очистки сточных вод, которые устанавливались на российский флот в течение последних лет, – это только первая ступень очистки.
Таким образом существует вероятность, что на ряде проектов были установлены комплексы очистки сточных вод в неполной комплектации, которые не соответствуют требованиям конвенции по качеству очистки стоков. Следовательно, такие суда могут подвергнуться штрафам от портовых служб или даже аресту. Разбираться в ситуации придется компетентным органам, в адрес которых организация, выявившая проблему, планирует направить обращение, подкрепленное собранными документами.
Тема:
Промышленность
В 2024 году обострилась ситуация с судовым конвенционным оборудованием, поставляемым из-за рубежа. Уже поставленные системы требуют пусконаладочных работ, которые некому проводить. А в надзорные органы готовится обращение по поводу безопасности поставки на российский флот систем в неполной комплектации.