«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Аварийная связь с подводными лодками
Страницы: 1 2 След.
RSS
Аварийная связь с подводными лодками, Первый шаг в прыжке человечества под воду
 
В данной статье описан только первый вариант - самый быстрый, но и наименее эффективный. Срок установки на ПЛ, надводных кораблях и на береговых пунктах связи - от трех до 10 часов (время высыхания клея). Установка системы подводной связи заключается в использовании существующих стандартных радиосредств в переключаемом режиме: - в режиме обычной радиосвязи или в режиме подводной связи, путем установки ВЧ-коммутаторов в выходных/входных каскадах штатных радиостанций (РС) для переключения либо по прежней схеме - на старые обычные антенны радиостанций, либо на антенны подводной связи. Итак пункт первый доработки - между антенами (передающей и/или приемной) устанавливаются дополнительные стандартные ВЧ-коммутаторы стоимостью от 2 до 30 тыс руб. на требуемый диапазон частот. Время доработки до 2 часов. При этом (в данном варианте доработок) предпочтительно использовать радиостанции в диапазоне частот от 150 кГц до 300 МГц с выходной мощностью 0,01 - 200 Вт. Поскольку большинство существующих радиостанций имеет совмещенный вход/выход с заземленным общим проводником, то и дальность ( эффективность) подводной связи при всех перечисленных условиях вряд ли составит более 20 км. Впрочем данных по морской (соленой) воде у меня маловато - с морем у нас здесь напряженка: до ближайшего моря более 1000 км. Второй пункт доработки - прокладка ВЧ-кабелей (специальных морских или в дополнительной гидроизоляции) с волновым сопротивлением 50 Ом от передатчика/приемника до антенн подводной связи. Если приемник все-же имеет отдельный вход и есть возможность повысить его входное сопротивление на требуемой частоте, то к нему предпочтительно прокладывать отдельный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом или даже более (до 300 Ом). Стоимость этого этапа доработки зависить от геометрии судна, используемой частоты связи, остальных описанных выше факторов и может составить от 5 до 75 тыс. руб. Третий пункт доработки: установка антенн (излучателей) подводной связи. Здесь рекомендаций дорвольно много и все они подробно расписаны в описании изобретения. В этой статье расскажу только способы быстрой установки антенн подводной связи: - для ПЛ: наклейка элементов антенн на корпусе ПЛ на палубе перед рубкой или на передней части рубки на высоте 2,5-5 метров от палубы. Применение болтов вместо клея возможно только с надежной электроизоляцией самих болтов от элементов антенны, но в общем, такой способ я все-же считаю менее предпочтительным. Стоимость доработки 5-20 тыс.руб; - для надводных кораблей-спасателей достаточно спускать излучатель антенны подводной связи перед носом судна на электроизолированном тросе или как-то прикрепить основной излучатель к передней подводной части судна на 2 метра ниже осадки судна. Приближение основного излучателя к корпусу судна ближе 20 см (в зависимости от используемой частоты РС) существенно снижает дальность (эффективность) связи; - для прибрежных пунктов связи в данном варианте наиболее просто установить один из излучателей на дно, а второй отнести от него (и от дна) на 2-200 метров (в зависимости от мощности передатчика и назначенных частот связи). При этом оба излучателя должны оставаться при отливе на предпочтительной глубине не менее 2 метров и быть полность огражденными мелкоячеистой капроновой или полиэтиленовой сетью (непреодолимой для рыб) на расстоянии не ближе 5 метров. Кроме вышеперечисленных средств для ПЛ необходимо как минимум в трех отсеках: носовом, кормовом и центральном (а лучше в каждом) иметь выходы на дополнительные маленькие антенны подводной связи для отдельной связи со спасателями и для подачи автономно сигналов SOS в случае если эти отсеки окажутся изолированными. Предпочтительный тип радиостанций - морские, аварийные, с автономным питанием. В случае отсутствия другой связи - по этим радиостанциям можно будет вести связь с другими отсеками ПЛ.
 
Так и не удалось пробить через верхи оборудование лодок излучателями подводной связи для использования их со штатными радиостанциями ПЛ. Возражения, в общем-то правильные - необходимо провести испытания, в том числе по изменению режимов работы штатного радиооборудования (во избежания отказов). Только вот заниматься этим никто не захотел. Поэтому придется пойти другим путем. А именно, пока, до официальных указаний, просто брать на борт маломощные бытовые радиостанции, находящиеся в личном владении членов экипажа. Конечно с такими радиостанциями дальность связи не будет большой - что-то около 1-5 км, при мощности 4 Вт. Но придется смириться пока с этим. С такими радиостанциями можно будет хотя бы подать предупредительный сигнал чужой лодке при опасном сближении (уже оборудованной такой системой подводной связи) или предупредить об учебной торпедной атаке . Ну и конечно, во время нахождения под водой будет необходимо переключать приемник в режим сканирования частот для выявления ПЛ, ведущих подводные переговоры в этом диапазоне частот. Поскольку они уже подключены к штатным радиостанциям мощностью до нескольких киловатт, то дальность перехвата сигналов подводной связи может составить до нескольких десятков километров. Сумеете надежно загерметизировать одну из радиостанций - сможете отдать одну водолазу при проведении каких-либо подводных работ. Чуть позже я подключу веб-камеру к таким радиостанциям (приспособленных к передаче сигналов подводной связи). Итак, рекомендуемые радиостанции в порядке функциональных возможностей: Моторола GP640 - карманная, 6 диапазонов частот, мощность до 5 Вт; Моторола GP340 - карманная, 5 диапазонов частот, мощность до 5 Вт; Моторола GP380 - карманная, 4 диапазона частот, мощность до 5 Вт; Моторола GM360 - автомобильная, 4 диапазона частот, мощность 25-60 Вт; а дальше идут любые свободно продаваемые на территории России радиостанции. От ПЛ требуется только одно - наличие одного резервного ВЧ-кабеля из рубки до ходового мостика. Подводный излучатель изготавливается в течении 1-2 часов и еще столько же времени размещается на корпусе ПЛ. После определения типа радиостанций присылайте 2-х человек ко мне и я дам им все рекомендации по размещению излучателей на ПЛ и подключению радиостанций. Отработка связи в подводном положении 2-х лодок с бытовыми радиостанциями может быть засчитана как первый этап необходимых испытаний.
 
Беспроводная подводная связь на частоте 471,25МГц (60-й ТВ канал)
TV.jpg (138.93 КБ)
 
Теоретические основы подводной связи и некоторые практические советы по реализации опубликованы в статье "Основы беспроводной подводной ВЧ-связи" ( http://gravit.udm.ru/1kpet.htm ). Ссылка на автора при перепечатке обязательна. Статья находится в постоянном развитии. В частности через 2-3 дня будет добавлен раздел "Методика выполнения калибровки антенн". Русско-английская версия: "Fundamentals of underwater wireless RF communication" http://gravit.udm.ru/1kpet_a.htm в ней уточнены рисунки 3.3 и 5.1
Изменено: Николай (gravitudm) - 24.04.2011 21:19:31
 
На день ВМФ проверил пробную версию подводного аппарата с ДУ на частоте 433,92 МГц. В пресной воде такая частота тоже проходит. Аппарат выполнял все команды в подводном положении. Дальность связи составила как минимум 8 метров (это пробная версия!) Основные ограничение по связи - малый размер аппарата и недостаточно мощные аккумуляторы. Из-за малых размеров антенну ДУ сделал неоптимальной, а при включении ходовых двигателей напряжение падало на несколько Вольт. Телевизионный канал только обозначил, а ТВ-антенна вообще получилась никакая. Фотки пока смотрите по ссылке http://foto.mail.ru/mail/strnikgr/7/8.html# - их там две. Позже размещу на своем сайте. Подводный аппарат по результатам испытаний переделаю в течении 2-х недель и обязательно подключу ТВ-канал для подводных съемок и хоть какой-то навигации. Компас подключить не получится - такой микросхемы нет в продаже.
 
Лодка - вариант №2. Видео - размер 92 Мбайт, на этот сайт не влезло. Можно посмотреть http://video.mail.ru/mail/strnikgr/_myvideo/1.html
 
Переснял ролик про лодку с ДУ на 433 МГЦ по новому принципу связи. http://video.mail.ru/mail/strnikgr/_myvideo/2.html 1. Если кто-то знает как разместить этот ролик (150 Мбайт) на этом сайте подскажите. 2. Если все-же найдутся желающие обеспечить ВЧ-связь на своих ПЛ под водой с помощью имеющихся на борту радиосредств, то обращайтесь. При этом: - существующие радиосредства никоим образом не затрагиваются; - нагрузка радиопередатчиков остается прежней, то есть инструкция по эксплуатации не нарушается; - максимальная мощность передатчика под водой определяется только предаваемой мощностью трансформатора на ферритовом кольце (например 1 Вт); - предварительный расчет дальности (когда добавляются только простейшие подводные антенны) = 1 м на 1 мВ (миливольт), то есть для дальности 1 км необходимо подать на подводную антенну уровень 1 Вольт и так далее. Эти цифры справедливы для полосы частот информации до 0,5 МГц. Для более широкополосных сигналов дальность соответственно уменьшается; - простейшая проверочная антенна практически не оказывает сопротивления воде, изготавливается из подручных материалов за пару часов. Ее крепление простейшее (на кронштейне).
 
Важное дополнение: Последние испытания показали большую эффективность приема под водой сигналов новой связи на обычные приемные устройства от обычной штыревой антенной (одиночный электрод) с размером 10-15 см. Теперь, ныряя под воду советую приемную аппаратуру не отключать, но конечно переключив кабель от приемника на такой штырь размещнный за бортом.
 
Более подробные фотографии и описание лодки приведены по ссылке http://gravit.udm.ru/foto_PL.htm
 
Прошу связаться со мной черноморцев, заинтересованных в проведении испытаний макетного образца на Азовском море в декабре 2015 года. Макетные образцы прошли предварительные испытания в металлических емкостях с соленостью 10 промилле. Связь через этот сайт.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 2)

Главное за неделю