«Армия Онлайн»
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Николай (gravitudm) (Автор тем)
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Тактическая платформа отделения, В связи с применением боевых роботов
 
В связи с переходом ведущими армиями мира на повсеместное применение боевых роботов: воздушных — БЛА, подводных — БПА, надводных — дистанционно-управляемых ракетно-артиллерийских катеров, индивидуальных наземных — гусеничных, колесных, шагающих, на воздушной подушке и так далее возникает вопрос о перспективной тактической платформе отделения. Поскольку гусеничные и колесные платформы отделения (БМП и БТР) уже существуют достаточно давно во множестве удачных и неудачных вариантах, то в настоящей статье будут рассмотрены только относительно новые варианты тактических платформ отделения. ИТАК. 1. В связи с повышающейся боевой мощью отделения мотострелков или морпехов возникает вопрос об изменении состава отделения до следующего: командира, снайпера, 3-х операторов боевой платформы (мехвода и операторов комбинированных стрелковых установок правого и левого борта), одного оператора ПРО, ПВО, ПСЗ и РЭБ, и 2-х боевых троек ДШ, специально тренированных на быстрое десантирование и параллельное продвижение рядом с боевой платформой отделения. ИТОГО — 12 человек. Для частного случая ВМФ - две тройки ДШ должны передвигаться на отдельных быстроходных условно-непотопляемых пенопластовых катерах (лодках). Неуязвимость платформ отделения в бою будет определяться в основном действиями командира и оператора ПРО, ПВО, ПСЗ и РЭБ. Особо хочется подчеркнуть выходящей на первый план важность активной и полуактивной ПСЗ (противо-снарядной защиты). 2. Две тройки ДШ «отстегнувшись» получают относительное преимущество в бою, только если они будут передвигаться на вертолете, автожире, квадрокоптере, аппарате на воздушной подушке или на быстроходном низкопрофильном наземном или полуподводном аппарате. Пример низкопрофильных наземных аппаратов — ЗАЗ, ЛуАЗ. Соответственно тактическая ценность аппаратов троек ДШ будет определяться: - скоростью покидания («отстегивания») от боевой платформы отделения; - скороподъемностью для воздушных аппаратов, а для морских аппаратов скоростью погружения (ныряния) на глубину 1 или 2,5 метра; - скоростью передвижения на форсаже, то есть временем выхода (за счет разгона до предельной скорости) из зоны поражения противником; - дополнительными бортовыми средствами массирования огня по курсу; - возимым боезапасом для троек ДШ; - возможностью эвакуации с подбитых аппаратов и наличием лежачего места; - ну и еще порядка 7-10 параметров. 3. Требования к общей боевой платформе отделения (не к БМП или БТР) вытекают в основном из требований пункта 2 и 1. Назначив тактические показатели в баллах по каждому требования пунктов 1 и 2 можем заранее оценивать тактические свойств разрабатываемых платформ. 4. Боевые платформы морпехов являются наиболее сложным и особо эффективным средством обороны и нападения, в том числе даже нападения на АУГ, и тем более на отдельные военно-морские цели.
Военная приемка на новом этапе
 
В последнее время общий кадровый голод в отношении технических специалистов дошел и до военной приемки (ВП). В первую очередь ослабляется низшее звено специалистов, которые собственно и занимались техническим контролем изделий и могли понять, соответствует ли предъявляемое изделие общим ТТХ или нет. Оставшиеся в приемке люди (высшее звено) занялись только простейшей функцией - сверкой бумаг, подходя к этому абсолютно формально - "нет такой-то бумаги - остановлю приемку". А ведь главная задача приемки - обеспечение ТТХ выпускаемой продукции. Причем задачи ВП при разработчике и ВП на производстве различаются коренным образом. Первые должны соотносить разработанные ТУ и остальную КД (в том числе на составные части) с ТТХ изделий, решать вопросы по всем положенным видам испытаний и определять вместе с разработчиком объем испытаний для заводов-изготовителей. Сложившаяся практика проведения квалификационных испытаний на установочной партии изделий на заводах-изготовителях в объеме периодических на сегодняшний день всё более трудновыполнима. Пример: 1. В объеме периодических испытаний условного танка должна быть (просто обязана быть) проверка устойчивости к воздействию тандемного боеприпаса L-типа. Объясняется это очень просто - совершенствование характеристик тандемных боеприпасов идет постоянно и на каждые следующие периодические испытания (допустим через год) этот постоянно усовершенствованный боеприпас вероятного противника должен быть каким-либо способом получен. А между тем, КД на завод-изготовитель чаще всего передается сразу после проведения этих испытаний у разработчика и заставлять завод выполнять такую сложную проверку на первом же образце нецелесообразно, но уцелевшие заводские приемщики начинают надувать щеки и заявлять: "Я ставлю подпись под выпускаемой продукцией и меня больше ничего не интересует. Есть требования в ТУ - выполняйте. И мне не указ приемщик при разработчике !!!". Закидон №2. В конце очередного месяца ведущий приемщик по продукции данного цеха изымается из данного цеха и на его место назначается новый. Он прекращает приемку под предлогом необходимости ознакомления с КД. Но ознакомление проводит отнюдь не с характеристиками изделий, а с наличием всех актов по всем изделиям, в том числе у разработчика по ранее проведенным испытаниям !!! (трех восклицательных знаков мне кажется маловато). Почти вся сдача продукции в данном месяце рухнула. По всей цепочке поставок прошла волна. Хорошо, что в цепочке изготовления продукции был небольшой резерв времени. Примеров подобных вопиющих фактов немало и они нарастают как снежный ком. Заводы начинают испытывать всё большие трудности. Ставится под угрозу выполнение сроков поставки продукции. Прибыль падает и не достигает расчетных величин. Выделяется меньше средств на развитие производства. И так далее. В связи с вышеизложенным для своевременного обеспечения ВС качественной продукцией предлагаю: 1. Окончательно разделить функции ВП при разработчике и ВП при заводах-изготовителях. - в задачи ВП при разработчике ввести дополнительную функцию: составление ведомостей разделения периодических испытаний на заводской этап (для каждого завода отдельно в зависимости от наличия требуемой проверочной аппаратуры) и второй, окончательный этап у разработчика. Это, кстати, даст более объективную картину соответствия продукции заводов-изготовителей требованиям ТТХ, а также приведет к снижению (!!!) цены изделия за счет отказа от приобретения каждым изготовителем дорогостоящего проверочного оборудования. ВП при разработчике также будет требовать от разработчиков разработки в течении года после разработки КД "Перечня наиболее ответственных операций при изготовлении составных частей", выполнение которых будет обеспечивать требуемые ТТХ изделий. Также полезно составлять "Перечень наиболее важных материалов и компонентов, применяемых при изготовлении составных частей". Решения по замене указанных в Перечне материалов и комплектующих на заводах будет возможно только после письменного согласовании с разработчиком и ВП при нем. ВАЖНО! запрос на такую замену завод-изготовитель отправляет за одной подписью, а получает за двумя! Решения по заменам остальных материалов и комплектующих (при необходимости) заводы будут принимать сами под свою ответственность, но при условии наличия доверенности или это должно специально оговариваться в договоре или в положении о взаимоотношениях; - в задачах ВП при заводах-изготовителях оставить только постоянный технический контроль параметров и характеристик конкретной продукции, приемку продукции на этапе приемо-сдаточных испытаний, отбор образцов на периодические испытания и контроль проведения заводского этапа периодических испытаний. При остановке приемки продукции на заводе по какой-либо причине на срок более 3 рабочих дней заводская приемка должна информировать об этом приемку у разработчика. Объем заводского этапа периодических испытаний должен являться неотъемлимой частью договора. В случае отсутствия необходимости проведения заводского этапа периодических испытаний, в договоре должна прописываться фраза "Периодические (и/или квалификационные) испытания не проводить." При долговременных договорах на срок 3 или более лет должен указываться период на который распространяется это требование (о непроведении испытаний). 2. Ввести подчиненность заводской приемки от приемки при разработчике по всем вопросам выпуска конкретного изделия, в том числе по применению импортных комплектующих и по срокам годности всех комплектующих и материалов. По всем замечаниям к качеству выпускаемой продукции выходящим за рамки назначенных функций (в том числе по выявленным несоответствиям в документации, влияющим на ТТХ изделия) заводская приемка должна информировать устно или письменно приемку у разработчика и совместно с ней принимать решение на остановку приемки продукции на заводе. 3. Квалификационные испытания при выпуске заводами-изготовителями первого комплекта (для завода) проводить эквивалентные заводскому этапу периодических испытаний, плюс дополнительные, если такое решение примет непосредственно разработчик. 4. Рассмотрим случай, когда заказчиком является не Минобороны, а другие структуры и, таким образом, ВП МО у разработчика не несет функций представителя заказчика. Например: заказы МВД в любой стране, Роскосмос или NASA, ФСБ или ФБР и т.д. В этом случае ВП завода-изготовителя выполняет только функции, прописанные в договоре на поставку конкретным заказчиком. При выявленным несоответствий в документации на изделие или в самом изделии, влияющим на ТТХ изделия, заводская приемка должна информировать (устно или письменно) непосредственного заказчика по данному договору и совместно с ним принимать решение на остановку приемки продукции на заводе. Хочу еще раз подчеркнуть смысл данной статьи: ВП должна обеспечивать поставку качественной продукции заказчику. При этом, общая остановка приемки конкретного изделия на заводе-изготовителе возможна только в одном случае - несоответствии ТТХ. Частная остановка приемки по какому-либо изделию в конкретном цехе возможна, когда происходит неоднократная (повторяемая) некачественная сборка или монтаж одного и того же узла. Остановка приемки может осуществляться на срок от 1 до 3 календарных дней - бракоделов нужно наказывать! Во всех остальных случаях ВП должна нести ответственность за срыв сроков поставок из-за своих действий.
Использование искусственного магнитного поля, Версия статьи для данного форума
 
1. Наиболее эффективно использование искусственного магнитного поля при космических полетах для локальной защиты космических аппаратов. Главное достоинство такого поля в космосе - работа от солнечных батарей. То есть в тени планет или других космических объектов нет солнечного света, а значит нет и солнечного ветра, следовательно не нужно и искусственного магнитного поля. При выходе из тени солнечные батареи начнут вырабатывать ток и запитают соленоиды устройства создания защитного магнитного поля. При этом от солнечного ветра также будут защищены и солнечные батареи, что существенно увеличит их срок службы. (Полная версия раздела 1 в статье - http://gravit.udm.ru/pole.htm ) 2. Использование электромагнитных ускорителей на низкоорбитальных космических аппаратах. Значительная часть энергия солнечных батарей таких аппаратов направляется на электромагнитную пушку которая втягивает встречные ионизированные молекулы воздуха, которые и являются причиной торможения этих космических аппаратов. Пушка разгоняет эти молекулы (ионы) и выстреливает их за собой в требуемом направлении, получая импульс отдачи, который и компенсирует торможение аппарата и снижение орбиты. Степень компенсации, таким образом, зависит от соотношения: мощность солнечных батарей/масса аппарата и может быть даже более 1, то есть аппарат будет подниматься по орбите до высоты где плотность остатков атмосферы окажется уже недостаточной для эффективной работы электромагнитной пушки. Правда при этом снизится и степень торможения аппарата. Затягивание полем встречных ионов в жерло пушки защитит аппаратуру КА от их воздействия. Так, для аппаратов оптической разведки, уменьшится скорость помутнения наружной линзы. 3. Использование искусственного магнитного поля для стабилизации магнитного поля Земли. Об этом упомяну лишь вскользь, как о гипотетической возможности некоторой компенсации колебаний амплитуды и вектора магнитного поля Земли. 4. Наземная глобальная навигационная магнитная система (ГМНС). Альтернатива спутниковым системам GPS и ГЛОНАСС. Система состоит из 4 передающих станций генерации магнитного поля (для каждого полушария Земли), включаемых на короткое время поочередно. Каждая станция имеет свои параметры импульса. Станции разнесены на поверхности Земли в виде квадрата со стороной несколько километров. Предварительно назовем цифру разноса станций на местности - 100 км, окончательно эта цифра может отличаться в любую сторону на 1-2 порядка. 2 станции расположены на одной высоте над уровнем моря, а две на другой высоте, желательно кратной 1 км. По разности времени фиксации индивидуальных магнитных импульсов от каждого генератора решается навигационная задача с вычислением полных координат приемника. Выгоды по сравнению со спутниковой системой очевидны: - меньшее количество объектов, возможность оперативного ремонта, резервирования; - возможность международных договоренностей по времени включения передатчиков национальных систем навигации. При этом некоторые государства могут иметь 2-3 таких системы различного назначения; - при переводе в режим ПСП (по времени, смене очередности, длительности, амплитуде импульсов) электромагнитное подавление сигналов от передатчиков становиться весьма затруднительным делом, а при должной отработке систем устранения помех становится возможным даже улучшать точность навигации в условия преднамеренных помех. Конечно в режиме ПСП такой системой могут пользоваться только свои абоненты; - возможность глобальной подводной навигации на любой глубине; Имеется несколько направлений модернизации такой системы. 5. Противоснарядная защита. Некоторые образцы современных пушек с электромагнитным разгоном снаряда в стволе уже даже превосходят обычные пушки. И энергия на выстрел вполне достижимая величина. Обратная задача - затормозить снаряд с помощью магнитного поля пока достижима только: - при торможении снарядов не до нулевой скорости - дальше дело брони, - только при небольшом отклонении траектории снаряда на излете в безопасную сторону. - на небольших военных объектах (малой площади поверхности), оснащенных гораздо более мощным генератором энергии. Пример танк или катер с электромагнитной пушкой который может использовать ту же энергию как на выстрел, так и на активацию импульса защиты.
На Средне-Невском заводе заложат головной тральщик нового типа для ВМФ России
 
В проекте необходимо заложить аппаратуру беспроводной ВЧ-электросвязи для подводных аппаратов миноисканитя и трансляции с них сигналов телевидения по новому способу подводной связи. Так же стоит подумать над размещением в носовой подводной части и подводного локатора-дальномера на частоте 700 МГц.
Мистраль. Плюсы и минусы.
 
Сначала перечислим очевидные плюсы: - быстрый ввод в строй двух серьёзных кораблей на довольно отсталом ТОФ; - сокращение отставания нашего кораблестроения прежде всего с точки зрения удобства быта экипажа, которое неизбежно отражается на боеготовности экипажа и автономности; - сокращение отставания нашего кораблестроения с точки зрения сроков ввода крупных современных военных судов в строй; - производства значительного количества современных боевых вертолетов для решения различных боевых задач. Кое-какие очевидные организационные минусы: - недостаточное оборудование вертолетоносцев БПА; - недостаточность систем оказания помощи и эвакуации населения прибрежных районов при природных катастрофах; - недостаточность спасательного оборудования для больших глубин.
[ Закрыто] ВМС США разрабатывают летающую подлодку, http://FlotProm.ru/publications/science/hull/fromseatosky/index.php
 
Назначение военного аппарата по заявленному принципу: доставить торпеду, ракету, пулемет или пушку к цели - всю махину не стоит таскать под водой туда и обратно. То есть, такой комплекс должен состоять из нескольких разделяемых частей: - носитель (гидросамолет), притапливаемый после посадки для уменьшения возможности обнаружения и ожидающий возврата ударного подводного пилотируемого аппарата; - подводный дистанционно-управлчяемый аппарат (или несколько штук) или пилотируемый ударный подводный аппарат. Для обратного возврата пилотируемого аппарата можно отбрасывать использованное и уже ненужное вооружение.
Общемировая ПРО, Некоторые замечания
 
1. Средства обнаружения целей ПРО. 1.1. Активные помехоустойчивые станции разведки. В этот класс входят радиолокаторы, прежде всего моноимпульсные, двухдиапазонные, верхнего метрового и нижнего дециметрового диапазона со специальными методами сокращения спектра излучения. Время между импульсами меняется по методу ПСП, количество скачков по частоте за секунду также нестабильно (также ПСП). Так же должны применяться передатчики с замаскированным спектром - то есть модулированными сигналами телепередач и радиопрограмм со спецвставками. Следующий метод скрытого зондирования пространства с применением радиоволн - биение радиоволн в точке приема от действительно гражданских теле- и радио- передатчиков. 1.2. Пассивные оптические и инфракрасные станции разведки в достаточном количестве имеются на вооружении многих стран мира как в наземном или корабельном варианте, так и на спутниках. Исключение составляют оптические системы для наблюдения с авиационной платформы за низколетящими (относительно них) целями. Здесь, до сих пор, упор в большинстве систем делался на обнаружение факела ракеты. Теперь же, предлагается дополнять системы обнаружения вычислителями траектории плохо видимой цели с неярким факелом по ее спутной струе. Для полного перекрытия траектории пролета целей в условиях облаков необходимо применять как авиационные станции разведки, так и наземные или надводные. Весьма эффективен лазерный поиск и подсветка, повышающая заметность цели в десятки раз. Оптические средства разведки по спутной струе позволяют также обнаруживать цели «укутанные» в плазменную оболочку, полностью поглощающую радиоволны. 1.3. Пассивные электромагнитные станции разведки эффективны по баллистическим ракетам - они основаны на обнаружении ионизационного следа от пролетающей ракеты в верхних слоях атмосферы. При этом, задача по снятию шумовой составляющей от солнечного ветра вполне решаема методами цифровой обработки сигналов. Здесь же возможно дополнение обнаружителями по модуляции магнитного поля Земли. 1.4. Масс-детекторы. В активной разработке. 1.5. Средства обнаружения чисто подводных ракет (корабль-корабль). Обеспечивается новым способом подводной связи, позволяющим применять существующие радиотехнические высокочастотные надводные средства разведки с простыми и недорогими преобразователями (антеннами) ВЧ-подводной связи. 2. Средства уничтожения целей в ПРО. 2.1. Кинетические. Способ «удар корпуса антиракеты в корпус ракеты» технически слишком сложен, дорог, к тому же имеет низкую вероятность поражения цели, которая может оказаться ложной. Остается "метод картечи". Основной недостаток данного метода: быстрое падение поражающих элементов на землю, то есть уход этих элементов с ожидаемой трассы ракеты слишком быстр. К тому же эта картечь при падении на землю может нанести ущерб людям, животным и ценным объектам. Поэтому необходима доставка антиракетой к месту пролета опасной ракеты «летающей» картечи, то есть способной удерживаться в заданном районе на время более 30 секунд. Падение на землю такой картечи происходит на гораздо меньшей скорости и более безопасно. В относительно плотных слоях атмосферы такая летающая картечь может выполняться в виде микродельтапланов или парашютиков, снаряженных поражающим сердечником и взрывчатым веществом, детонирующим при ударе ракеты. 2.2. Ядерные и ЭМИ. Здесь добавить нечего. 2.3. Лазерные. На сегодняшний день это больше проект, чем оружие. Основной недостаток: разрушение структуры стеклянных фокусирующих линз при каждом "выстреле". Способы преодоления: - дешевые жидкие линзы с дозаправкой испарившегося вещества или полной заменой после каждого выстрела; - безлинзовые пластинчатые лазеры с фокусировкой луча за счет сверхточной обработки излучающих пластин. Данные лазеры построены на ПАВ-пластинах с нанесенной на пластину ПАВ сверхтонкой пластиной рабочего вещества. Такой боеприпас представляет из себя конусную гильзу, заряжаемую в аналог артиллерийского орудия со стволом (слегка конусообразным, с исключительно точной зеркальной внутренней обработкой), затворным механизмом, откатным механизмом, приборами наведения на цель. При "оптическом выстреле" генераторы лазерного излучения на ПАВ испаряются от количества выделившейся энергии и осаждаются в основном на внутренних стенках гильзы. Таким образом, гильза не только выполняет роль хранения "начинки" до выстрела, но и предохраняет ствол от быстрого загрязнения, обеспечивает быстрое перезаряжание орудия и приличную скорострельность. 3. Организационные замечания. При создании международной ПРО можно использовать следующие преимущества над национальными ПРО: - устанавливать станции разведки на гражданских кораблях и самолетах; - прикрывать с воздуха районы проходящие вдалеке от трасс полетов гражданских самолетов с помощью аэростатов, дирижаблей не опасаясь за пересечение ими границ государств; - использовать морские нефтедобывающие платформы для размещения некоторых средств поражения ракет; - добровольным помощникам с помощью интернета оповещать о запусках ракет; - снижать затраты основных разработчиков и производителей средств ПРО за счет международного финансирования; - подготовить путь (перспективу) к отказу части государств от содержания собственных современных вооруженных сил или каких-то родов войск за счет передачи все больших функций постоянным международным вооруженным силам.
Аварийная связь с подводными лодками, Первый шаг в прыжке человечества под воду
 
В данной статье описан только первый вариант - самый быстрый, но и наименее эффективный. Срок установки на ПЛ, надводных кораблях и на береговых пунктах связи - от трех до 10 часов (время высыхания клея). Установка системы подводной связи заключается в использовании существующих стандартных радиосредств в переключаемом режиме: - в режиме обычной радиосвязи или в режиме подводной связи, путем установки ВЧ-коммутаторов в выходных/входных каскадах штатных радиостанций (РС) для переключения либо по прежней схеме - на старые обычные антенны радиостанций, либо на антенны подводной связи. Итак пункт первый доработки - между антенами (передающей и/или приемной) устанавливаются дополнительные стандартные ВЧ-коммутаторы стоимостью от 2 до 30 тыс руб. на требуемый диапазон частот. Время доработки до 2 часов. При этом (в данном варианте доработок) предпочтительно использовать радиостанции в диапазоне частот от 150 кГц до 300 МГц с выходной мощностью 0,01 - 200 Вт. Поскольку большинство существующих радиостанций имеет совмещенный вход/выход с заземленным общим проводником, то и дальность ( эффективность) подводной связи при всех перечисленных условиях вряд ли составит более 20 км. Впрочем данных по морской (соленой) воде у меня маловато - с морем у нас здесь напряженка: до ближайшего моря более 1000 км. Второй пункт доработки - прокладка ВЧ-кабелей (специальных морских или в дополнительной гидроизоляции) с волновым сопротивлением 50 Ом от передатчика/приемника до антенн подводной связи. Если приемник все-же имеет отдельный вход и есть возможность повысить его входное сопротивление на требуемой частоте, то к нему предпочтительно прокладывать отдельный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом или даже более (до 300 Ом). Стоимость этого этапа доработки зависить от геометрии судна, используемой частоты связи, остальных описанных выше факторов и может составить от 5 до 75 тыс. руб. Третий пункт доработки: установка антенн (излучателей) подводной связи. Здесь рекомендаций дорвольно много и все они подробно расписаны в описании изобретения. В этой статье расскажу только способы быстрой установки антенн подводной связи: - для ПЛ: наклейка элементов антенн на корпусе ПЛ на палубе перед рубкой или на передней части рубки на высоте 2,5-5 метров от палубы. Применение болтов вместо клея возможно только с надежной электроизоляцией самих болтов от элементов антенны, но в общем, такой способ я все-же считаю менее предпочтительным. Стоимость доработки 5-20 тыс.руб; - для надводных кораблей-спасателей достаточно спускать излучатель антенны подводной связи перед носом судна на электроизолированном тросе или как-то прикрепить основной излучатель к передней подводной части судна на 2 метра ниже осадки судна. Приближение основного излучателя к корпусу судна ближе 20 см (в зависимости от используемой частоты РС) существенно снижает дальность (эффективность) связи; - для прибрежных пунктов связи в данном варианте наиболее просто установить один из излучателей на дно, а второй отнести от него (и от дна) на 2-200 метров (в зависимости от мощности передатчика и назначенных частот связи). При этом оба излучателя должны оставаться при отливе на предпочтительной глубине не менее 2 метров и быть полность огражденными мелкоячеистой капроновой или полиэтиленовой сетью (непреодолимой для рыб) на расстоянии не ближе 5 метров. Кроме вышеперечисленных средств для ПЛ необходимо как минимум в трех отсеках: носовом, кормовом и центральном (а лучше в каждом) иметь выходы на дополнительные маленькие антенны подводной связи для отдельной связи со спасателями и для подачи автономно сигналов SOS в случае если эти отсеки окажутся изолированными. Предпочтительный тип радиостанций - морские, аварийные, с автономным питанием. В случае отсутствия другой связи - по этим радиостанциям можно будет вести связь с другими отсеками ПЛ.
Системы борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА)
 
1. Назначение и состав систем 1.1. По назначению системы делятся: - на системы предупреждения о наличии "чужих" БЛА в зоне контроля (как правило гражданского назначения). Данные системы могут использоваться как для применения маскировочных средств, так и для предприятия каких-либо действий по дезинформации противника; - наземные системы борьбы (без авиационного компонента); - комплексные системы, включающие в свой состав авиационные компоненты; - системы морского базирования. 1.2. В состав различных вариантов комплексов могут входить следующие компоненты: - оптические (в том числе инфракрасные) обнаружители (станции разведки и наведения); - радиолокационные обнаружители; - аппаратуру радиоперехвата для пеленгации телевизионных сигналов БЛА; - стрелковые (пулевые), лазерные и артиллерийские системы уничтожения воздушных целей. При этом лазерные системы могут использоваться только для засветки телекамер БЛА; - ракетные системы уничтожения целей; - беспилотные воздушные истребители БЛА таранного типа; - воздушные истребители (в том числе вертолеты) со стрелковым вооружением. 2. Оптические компоненты (являются обязательным компонентом). Основным способом обнаружения является анализ фазовых дрожаний на выходе фотоматрицы оптического диапазона. Исходя из этого система может содержать либо круговой обзорный оптический элемент типа "пчелиный глаз" составленный из нескольких десятков отдельных объективов с фотоматрицами, либо менее оперативную и механически сложную сканирующую систему для обзора в требуемых направлениях (секторах прикрытия). При этом обнаружение целей в солнечную погоду гарантируется при углах места выше 5 градусов. Вероятность правильного распознавания целей при углах места менее 5 градусов составляет не более 0,35. Для погоды со сплошной облачностью таких проблем нет. В условиях дождей дальность обнаружения снижается пропорционально снижению видимости. Данные ограничения нельзя считать критичными, так как сами БЛА точно также уменьшают в таких условиях свои возможности по наблюдению за целями на земле. При совершенствовании оптических приборов БЛА также будут совершенствоваться и оптические приборы систем борьбы с БЛА. Дополнительным компонентом может быть аналогичная оптическая система, но уже инфракрасного диапазона - с другими фотоматрицами и стеклами в объективах. Анализ наличия целей в инфракрасном диапазоне осуществляется уже двумя методами: по тепловому следу и по фазовому дрожанию (тепловому). В качестве станций наведения оптические компоненты могут применяться при быстроменяющихся углах места и азимуте цели. При этом наиболее эффективен метод коррекции стрельбы скорострельных зенитных пушек, стреляющих либо трассирующими снарядами (глубина гамма-коррекции не менее 4), либо снарядами разрывающимися в районе цели (глубина гамма-коррекции не менее 2,5). Так же оптические (или инфракрасные) станции наведения очень эффективны для ослепления телекамер БЛА. При попадании луча лазера на корпус БЛА формируется яркое пятно очень хорошо распознаваемое собственными системами наведения лазера или прицелами оружия. Создание оптических систем сталкивается с двумя основными проблемами: - распознавание ложных целей в виде отдельных птиц или птичих стай; - сильные вибрации платформы с датчиками при близкой артиллерийской стрельбе и обстрелах. В простейших системах вибрации платформы устраняются чисто программным путем - методом исключения части кадров. В более сложных системах 10-30 % колебаний снимается пассивными амортизаторами, остальное программным путем. Активными методами с помощью механики можно устранить до 85% амплитуды колебаний при стрельбе. Для обеспечения работы в условиях помех от птиц необходимо учитывать минимально возможную массу БЛА. В принципе сверхлегкие БЛА могут иметь вес близкий к 1 кг. Естественно применение таких БЛА из-за низкой массы возможно только в безветренную погоду или при небольшом равномерном ветре (без порывов) направленном в сторону интересующего объекта. Распознавание таких БЛА основывается на их ограниченных возможностях к маневрированию. При больших количествах птиц в данной местности расстояние между соседними платформами с оптическими датчиками должно быть не менее 200 метров. С учетом засветки отдельных секторов наблюдения Солнцем и возможностью оптики (оптического увеличения) рекомендуемое расстояние между соседними платформами (в том числе для станций морского базирования) может составлять от 500 метров до 3000 м. Количество соседних платформ с датчиками объединяемое в одну систему борьбы с БЛА может составлять от 1 до 20. Дальнейшее увеличение количества платформ в одной системе приведет к неприемлемому снижению надежности программного компонента и серьезным проблемам в управлении стрелково-артиллерийским вооружением. Для сплошного перекрытия какой-либо территории системы должны устанавливаться с частичной установкой платформ с датчиками на территорию соседней системы. Система (естественно в пассивном режиме) также обнаруживает различные ракеты, самолеты, вертолеты, корабли, а также трассы снарядов и мин и может выдавать целеуказания для контрбатарейной стрельбы. 3. Локаторы Учитывая размеры современных и перспективных БЛА, а также установку на них антирадарных покрытий наибольшую эффективность дает применение двухчастотных импульсных радиолокаторов. Первая группа частот в дециметровом диапазоне, вторая в сантиметровом для обнаружения сверхлегких БЛА. Данные локаторы широко применяются в войсковых средствах ПВО. Комбинирование локатора в двухчастотный не представляет каких-либо принципиальных трудностей. Для увеличения скрытности системы возможно использование сравнительно маломощных моноимпульсных локаторов. А при длине посылки более 8 периодов СВЧ-колебаний возможно и применение ФАР. Применение специальных методов позволит использовать ФАР и при более коротких посылках. Такая система наиболее просто реализуется в диапазоне частот ниже 600 МГц. Глобальное распространение мобильной связи и наличие обычных телевизионных передатчиков позволяет применять и полупассивный метод пеленгации (то есть для обнаружения используются чужие передатчики работающие в режиме условно-непрерывного излучения). Подобные методики широко применялись во второй мировой войне и давали достаточно хорошие результаты. Соответственно можно использовать и собственные передатчики, излучение которых замаскировано под сигналы сотовой связи. 4. Аппаратура радиоперехвата и радиоподавления. Широкодиапазонные анализаторы принимаемых сигналов выпускаются серийно и могут использоваться как анализаторы находящихся вблизи телевизионных передатчиков БЛА.Эти сигналы имеют определенную специфику и легко распознаются. Для укомплектования больших систем достаточно трех точек установки радиопеленгаторов. Для радиоподавления достаточно нескольких 50-ватных телевизионных передатчиков телевизионных сигналов с диаграммой направленности в сторону противника. При этом возможно ретранслировать на требуемой частоте программы каких-либо гражданских телеканалов. 5. Остальные наземные компоненты относящиеся к собственно к средствам уничтожения достаточно отработаны и должны иметь режим дистанционного управления. 6. Авиационные компоненты могут быть как беспилотными, так и пилотируемыми. Если с военными системами все понятно, то комплексные системы предупреждения гражданского назначения с авиационным компонентом с оружием исключены по определению, а с авиационным компонентом таранного типа во-первых ограничены юридически, а во-вторых должны иметь серьезные ограничения по минимальной высоте полета авиационного компонента (не ниже 50 м - по высоте жилых зданий) и максимальной высоте полета (не выше 500 метров - по высоте полета гражданских самолетов и вертолетов). Такие системы могут применяться только правоохранительными органами при соблюдении большого количества правил безопасности. 7. Для систем морского базирования имеется проблема по качке по высоте, которая существенно усложняет систему детектирования оптического компонента (ее программную часть). Килевая и бортовая качка должны дополнительно компенсироваться собственными платформами.
Масс-детекторы в военной технике
 
Масс-детектор (МД) - датчик на выходе которого содержится информация о перемещении тяжелых предметов в направлении оси МД. 1 ВВЕДЕНИЕ 1.1 Начало применения пеленгаторов движущихся объектов по их массе ожидается уже в 2012г. Прогноз по ожидаемой дальности обнаружения объектов стационарными станциями пеленгации (ССП) и мобильными станциями пеленгации (МСП) приведен в таблице 1. Движущиеся тяжелые предметы обнаруживаются в складках местности и за небольшими горами, за горизонтом, а обнаружение движущегося человека возможно за зданиями, сооружениями и внутри зданий. Соответственно, группа людей или несколько единиц техники двигающихся на небольших расстояниях друг от друга регистрируются как один объект большей массы на больших расстояниях. Прогноз по чувствительности МД по одиночным объектам приведен в таблице 1 см. сайт http://gravit.udm.ru/mdg.htm 2. Характеристики МД При рассмотрении возможностей применения МД необходимо отметить следующие их особенности: - безразличность к виду движущейся цели: воздушной, наземной или надводной, как военной, так и гражданской, как с антирадарным покрытием так и без него; - безразличность к вариантам установки датчика: наземному, подземному, подводному, воздушному; - отсутствие возможности определять дальность (прямыми методами) до цели одним пеленгатором, необходимы два. Теоретические основы для перехода к определению дальности одним пеленгатором рассматриваются в отдельной статье. МД наиболее чувствительны в горизонтальной плоскости (азимутальный канал), в вертикальном канале происходит существенное снижение чувствительности МД, а часть разновидностей МД в вертикальной плоскости вообще не работает; - влияние на дальность обнаружения переменных геомагнитных полей, а также вибрации платформы с датчиками; - практически полная скрытность их работы, экологичность и полная безвредность для персонала; - отсутствие возможности подавления приема сигнала от цели. Возможна лишь имитация целей по массе, например, имитация танковой колонны с помощью тяжелых грузовиков (что легко проверяется беспилотными самолетами); - аппаратура пеленгаторов очень проста и может быть построена на простейших однокристальных микроконтроллерах и ПЛИС, то есть не зависеть от программного обеспечения IBM PC, вирусов, мгновенно включаться и выключаться, непрерывно работать в течение длительного времени, а потребление энергии в некоторых образцах пеленгаторов МД можно снижать до 70-100 мА/час. 4. Применение МД в военных целях 4.1. Наибольшая эффективность пеленгаторов выполненных на основе масс-детекторах достигается на подводных лодках: погруженная подводная лодка будет обнаруживать надводные и воздушные цели не излучая ни акустических, ни радиоимпульсов, а при равномерном движении лодка способна дополнительно обнаруживать неподвижные надводные цели, минные поля с большим количеством якорных мин, подводные скалы и другие препятствия. На базе МД можно создать аппаратуру предупреждения о возможности столкновения лодок в подводном положении (на дистанции не более 500 м). 4.2. Для надводных кораблей становится жизненно необходимым обнаружение ПКР с антирадарным покрытием идущих на малой высоте. Задачу обнаружения таких ПКР можно решить с помощью пеленгаторов на МД. 4.3. С помощью МД сухопутные войска обнаруживают скопление войск противника за складками местности и позволяют предпринять ответные действия. 4.4. Войска ПВО получают возможность обнаруживать на сравнительно больших расстояниях низколетящие тяжелые и средние самолеты, а также вертолеты и легкие самолеты за складками местности независимо от наличия антирадарного покрытия в пассивном режиме. На близких расстояниях пеленгуются низколетящие БЛА. 4.5 Комплексирование пеленгатора на МД с моноимпульсным локатором (с 3 основными доработками) позволяет создать практически необнаруживаемую техническими средствами станцию разведки. 5. Пути создания МД и станций пеленгации В настоящее время в СМИ описывается 2 основных типа (серии) МД. В сводной таблице это серии 1 и 2. Всего можно определить не менее 5 основных серий МД, различающихся по принципу устройства гравитационных линз (фокусирующих устройств) и физическим принципам регистрации переменных гравитационных сил. Серии состоят из буквенных классов. Например, название датчика 5Б обозначает серию 5 класс Б. Эффективность датчиков зависит от степени их направленности в горизонтальной плоскости (ДН - диаграммы направленности по уровню минус 3 дБ). В графе 5 оценивается снижение уровня сигнала от МД (и соответственно дальности обнаружения целей) при направлении на цель вертикально вверх (в зенит) или вниз. Большинство датчиков имеет существенное ухудшение этого показателя, а часть масс-детекторов может работать только при точном горизонтировании (с ошибкой по углу места существенно меньше 0,1 градуса), т.е. в вертикальной плоскости они не работают. 6 Описание горизонтального канала ССП 6.1 Горизонтальный канал пеленгации состоит как минимум из двух станций, расположенных по периметру защищаемой зоны на расстоянии 25-30 км (для станций сооружаемых до 2012 года). В дальнейшем ожидается увеличение разноса станций до величины 40-50 км. Больший разнос приедет к ощутимой неравномерности в точности определения дальности до цели в зависимости от взаимного расположения цели и двух ближайших к ней ССП. Таким образом, для государства имеющего протяженность сухопутной границы 1000 км, потребуется построить 30-40 ССП или 20-25 ССП при начале строительства после 2013-2015 года. Количество станций, устанавливаемых для защиты морских границ зависит от списка обнаруживаемых целей. На первом этапе можно принять такой же шаг размещения ССП. Пеленгатор выдает следующие характеристики цели: азимут, дальность, массу цели, скорость ее движения и направление движения. Количество сопровождаемых целей - до нескольких сотен. 6.2 Каждая ССП (основное сооружение) представляет собой круглое сооружение внутренним диаметром 22 метра и полезной высотой 8 метров. В понятие полезной высоты не входит высота антисейсмической подушки. 6.3 На равнинной местности основное сооружение ССП размещается под землей, в холмистой на скатах холмов и гор обращенных в сторону границы. Допускается размещение и на обратных скатах, но только на высотах исключающих попадание в задний лепесток диаграммы направленности аэропортов и большого числа крупных передвигающихся наземных предметов, например участков действующих автодорог. 6.4 Помещение персонала, электрощитовая и другие помещения располагаются сверху или снизу вдоль вертикальной оси основного здания, за пределами экранированного помещения. 6.5 Энергопотребление оборудования ССП (без антисейсмической подушки) не более 7 кВт, бесперебойное. Напряжение для основного оборудования ССП +5 и +/-12 Вольт. Напряжение 220 В применяется для освещения, систем поддержания температуры и ремонтных работ. Энергопотребление антисейсмической подушки и систем жизнеобеспечения персонала определяется строительным проектом. 7 Описание МСП 7.1 МСП располагается на одном колесном транспортере с грузовой платформой, грузовой стрелой и КУНГом. На платформе тягача размещаются две съемных виброкомпенсационных платформы (для наземного размещения) и 2 МД длинной 8,3 метра. МД в зависимости от длины платформы колесного транспортера могут транспортироваться в собранном виде или в виде полукорпусов длинной 4,2 метра. 7.2 В штатном режиме транспортер сгружает на землю первую поворотную виброкомпенсационную платформу и устанавливает на нее первый датчик. Вес датчика (МД) в собранном виде - 210 кг. Затем сгружаются 4 автомобильных аккумулятора и устройство связи с транспортером. Установленное оборудование тестируется и транспортер перемещается во вторую точку на расстояние 0,5-2 км, где размещает вторую платформу с МД и подает питание на оборудование второго МД. МСП готово к работе. 7.3 При необходимости можно включать собранный МД непосредственно на транспортере и оперативно ориентироваться по сигналам одного МД. Если сигнал нарастает - тяжелые объекты приближаются. Поскольку закон гравитации квадратичный, то по скорости нарастания сигнала и изменению пеленга на него можно оценить массу, скорость и дальность до объекта. Полная версия статьи размещена на сайте http://gravit.udm.ru/mdg.htm
Страницы: 1

Главное за неделю